Коллизии стандартизации дошкольного образования А.А. Майер, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования МГОГИ
«пароль» Детский сад (тип, вид) Образовательный (педагогический, учебно- воспитательный) процесс Воспитатель как профессия
Образовательная деятельность воспитателя с обучающимися в группе (общеразвивающей направленности) по реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в дошкольной образовательной организации «отзыв»
логическая задача: ФГОС ДО и ФГОС НО Требования к структуре и объему Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации
логическая задача: приоритеты стандартизации ДО Ранг? НОО Обучение Воспитание Развитие
Какие принципиальные изменения предполагает ФГОС ДО к образовательной деятельности? а) цели, задачи б) содержание в) технологии г) результат
Кто мы? / «нестандартные педагоги» Kindergдrtnerinnen, буквально - детские садовницы Садовницы Специалистки-дошкольницы Фребелички Воспитательницы Воспитатель (детского сада) Работник дошкольного образования
раздел наименование комментарий I. Общие сведения. Группа занятий Персонал дошкольного воспитания и образования Законодательно – воспитание (уход и присмотр) и обучение (ФЗ РФ «Об образовании в РФ»)
раздел наименование комментарий II. Описание трудовых функций А) Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса Общепедагогичес кая функция. Обучение. Воспитательная деятельность. Развивающая деятельность Законодательно – образовательная деятельность или обязанности по обучению, воспитанию обучающихся
раздел наименование комментарий III. Характеристика обобщенных трудовых функций Приоритеты / ранги Обучение Воспитание Развитие 29/16 29/20 28/24
Вся деятельность педагога ДО выстраивается как удовлетворение сиюминутных, спонтанных, актуальных потребностей ребенка
МИССИЯ (ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ) ПЕДАГОГА Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя стать вам ненужным...(Н.А. Римский-Корсаков)
Перестать быть нужным ребенку
2. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей) ОД педагога ОД педагога с детьми Виды деятельности ребенка
Структура образовательной деятельности задания: 1. определите правильную последовательность элементов столбца 2. найдите парные соответствия (дл каждого элемента столбца в соседних) 3. определите процентную выраженность каждого элемента (от 0 до 100%) Компетенция педагога содержание образования личность ребенка могу опыт осуществления известных способов деятельности действенно- практическая получаюзнания когнитивная хочу эмоционально- ценностное отношение аффективно- волевая делаю опыт творческой деятельности рефлексивно- творческая
Структура образовательной деятельности Компетенция педагога содержание образования личность ребенка Хочу 5-7 % эмоционально- ценностное отношение действенно- практическая Могу 70-80% знания когнитивная Делаю % опыт осуществления известных способов деятельности аффективно- волевая Получаю 5-7 % опыт творческой деятельности рефлексивно- творческая
ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Парадигма Трех З Парадигма Трех П запомнил понять сдал простить забыл принять
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЕОБУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ОБЩЕНИЕ Содержание образовательной деятельности
технологии опека присмотр консультирование поддержка сопровождение научение упражнение терапия медиация фасилитация обеспечение помощь модерация тьюторство учение самообразование обучение тренинг коучинг человеко- образование
Результаты ?
Результаты Игра Ситуативно-личностное общение Воображение Эмоции Субъект деятельности