«Логопедическое сопровождение обучающихся в условиях введения ФГОС»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекция дисграфии. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия.
Advertisements

Почему ребёнок читает и пишет с ошибками Дисграфия и дислексия у учащихся начальных классов 1.
Родительское собрание «Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?» Подготовила: учитель-логопед МАОУ «Гимназия 6» г.Губкина Белгородской обл.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии.
Специфические ошибки письма Консультация для родителей Морозова Светлана Петровна учитель-логопед высшей категории МОУ Сош 36.
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Новое содержание работы логопеда с введением ФГОС предметные результаты по русскому языку должны отражать «…сформированность позитивного отношения к правильной.
«Организация работы над ошибками в начальной школе» учитель начальных классов Давыденко Наталья Станиславовна Станиславовна.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Это написание, которое не устанавливается на слух.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Советы логопеда родителям первоклассников. Фонетический дефект В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного.
Транксрипт:

«Логопедическое сопровождение обучающихся в условиях введения ФГОС»

ФГОС в логопедической работе 1. Комплексное логопедическое обследование всех учащихся 1-4 класс 2. Системное осуществление коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи 3. Консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей 4. Участие в профилактически- просветительской работе.

Памятка для родителей Причины неуспеваемости детей в школе 1. Неблагоприятные условия развития эмбриона в дородовом периоде (употребление матерью лекарств, наркотиков, никотина, алкоголя). 2. Дефицит материнской ласки, тепла, недостаточный уход за ребенком, разлад семейных отношений, что снижает тонус центральной нервной системы. 3. Состояние здоровья: частые болезни приводят к утомляемости, к снижению работоспособности. 4. Недостаточное речевое развитие, недостаточное логическое и абстрактное мышление, невысокий уровень абстрагирования. 5. Слабая моторика ребенка. 6. Низкая информированность об окружающем. 7. Некоммуникабельность. 8. Чрезмерная родительская опека, которая способствует развитию различных комплексов у ребенка: неуверенность в себе, нерешительность, замкнутость. 9. Несоответствие требований учителей и родителей возможностям учащихся.

Дифференциация ошибок письма (По Ястребовой А.В.) Специфические ошибки Орфографические ошибки Ошибки при нарушении звукопроизношения и фонематических процессов. 1. Смешение и замены согласных (оппозиционных) 2. Пропуск гласных 3. Различные искажения звукобуквенного состава слова (пропуски, перестановки, написание лишних букв) 4. Раздельное написание частей слова 5. Замены и смешения йотированных букв 6. Графические ошибки 1. Правописание парных звонких и глухих согласных 2. Правописание твердых и мягких согласных 3. Разделительный твердый знак 4. Разделительный мягкий знак 5. Удвоенная согласная 6. Непроизносимая согласная 7. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 1. Правописание безударных гласных 2. Правописание родовых окончаний 3. Правописание падежных окончаний 4. Правописание предложных окончаний 5. Правописание личных безударных окончаний глаголов 6. Правописание предлогов 7. Правописание приставок, суффиксов, союзов и союзных слов. 8. Однородные члены предложения 9. Заглавная буква в начале текста и знаки препинания в конце.

Ошибки при недостаточности смысловой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи 1. Смешения и замены слов по акустическому и семантическому сходству 2. Различные искажения слоговой структуры слова 3. Ошибки падежных окончаний 4. Ошибки предложного управления 5. Ошибки согласования 6. Слитное написание предлогов со словом 7. Неправильное использование суффиксов, приставок 8. Нарушение порядка слов в предложении 9. Различные деформации предложений (пропуски, не дописывание, искажения) 10. Отсутствие границ предложения 11. Различные деформации предложений сложной синтаксической конструкции (слитное написание союзов и союзных слов, написание одного главного или придаточного) 12. Трудности построения связного письменного текста (цельности, связности). В результате следующие ошибки: -деформации (отсутствие начала, заключения, пропуски частей); -нарушение логики построения текста; -неадекватное использование лексико- грамматических средств высказывания. текст 1. Трудности составления письменного плана 2. Трудности вычленения частей текста 3. Трудности оформления связного письменного текста 4. Трудности вычленения смысла письменного дискурса.

ДИСГРАФИЯ У РЕБЕНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. 3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке. Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму). Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы! КАК НАУЧИТЬ Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ! Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости. Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen. К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш. Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими- то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи. Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы. Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

Диктанты надо писать! Только по-особому. Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот". Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения). Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Спасибо за внимание!