Формирование этнокультурной компетентности субъектов образовательной деятельности в условиях нового ФГОС Кулеш Елена Васильевна, кандидат психол. наук,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
Advertisements

Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Реализация регионального компонента через внеурочную деятельность в условиях введения нового ФГОС.
"Возможности формирования этнокультурной компетентности субъектов образовательной деятельности на этапе реализации ФГОС" (на примере проектной деятельности)
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Региональная программа в сфере дошкольного и общего среднего образования, направленная на развитие навыков межнациональной и межконфессиональной коммуникации,
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Работу выполнили: Юханова Е.Н., учитель русского языка МОУ СОШ 4 Акименко В.И., учитель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Введены в действие с 1 сентября 2011 года.
Формы организации воспитательной работы с учащимися основной школы в рамках ФГОС ООО Выступление заместителя директора по ВР Аношиной Н.Ю.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
Формирование духовно – нравственной культуры личности учащихся : первый опыт и находки МОУ СОШ 1 гор. Гвардейска г.
«Воспитательный потенциал ФГОС начального и основного общего образования» Логвинова И.М.
Транксрипт:

Формирование этнокультурной компетентности субъектов образовательной деятельности в условиях нового ФГОС Кулеш Елена Васильевна, кандидат психол. наук, доцент кафедры психологии ДВГГУ

в рамках ФГСО второго поколения особое место занимает этнокультурная компетенция. Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия.

Предполагаемый результат в учебно-воспитательном процессе личность, готовая к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющую свою этническую идентичность, стремящуюся к пониманию других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Принципы работы образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции школьников: - целостность, системность и последовательность воспитательно- образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности; - единство влияния семьи и образовательного учреждения на формирование этнокультурной компетенции школьников; - интеграция усилий школьников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности детей; - направленность педагогического процесса ОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций и др.

Модель выпускника начальной школы в рамках поликультурного образования: любит свой народ, свой край, свою Родину, знает, уважает и принимает ценности любого народа; понимает и умеет ценить национальные достижения Отечества, успехи края, города, района, школы и др.

В Федеральном государственном стандарте НОО в разделе «Общие положения» указано: «…6. Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России…»

Модель выпускника основной школы: знает и принимает духовные идеалы, выработанные российскими писателями, философами, деятелями искусства; понимает и умеет ценить национальные достижения Отечества, успехи края, города, района, школы; имеет уровень образования, адекватный современным требованиям; постоянно стремится к расширению и углублению своих знаний; уважает себя и других; способен сделать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях и нести ответственность за поступки; владеет нормами национальной культуры поведения и толерантен к другим и др.

В Федеральном государственном стандарте ООО в разделе «Общие положения» выделено: «…3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации». Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России…»

Этнокультурная компетентность имеет в своем содержании следующие виды готовности и способности учащихся: а) придерживаться этнокультурных традиций, владеть это специфическими умениями своего народа; б) изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур; в) искать информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных, дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия; г) включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества.

Предлагаются следующие модели введения этнокультурного компонента: межпредметная (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам) комплексная (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлены в единстве и взаимосвязи) моно предметная (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели учебных предметах) модульная (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов) практико-ориентированная (представляет реализацию национально-регионального и полиэтнического компонентов в ходе специальных факультативных курсов) дополняющая (осуществляется в ходе внеурочных, внеклассных и внешкольных мероприятий)

Внедрение моделей введения компонента в содержание образования с позиций поликультурности – это общая стратегическая задача, реализация которой в РФ находится на начальном этапе

МОУ СОШ 34 г. Комсомольск- на -Амуре Образовательное пространство начальной школы (1-4 классы) – «Я в этом мире» Приемы и методы, применяемые на разных уроках в начальной школе с целью формирования этнокультурной компетентности. Литературное чтение 1. Устное народное творчество разных народов, проживающих на территории края: пословицы, загадки, игры-считалки и т.д. 2. Группирование литературных произведений по полиэтнической тематике. Русский язык 1. Активизация словаря культурными и полиэтническими терминами. 2. Использование диктантов, упражнений, изложений, сочинений, методики незаконченных предложений по полиэтнической тематике (по фольклору разных народов)

Математика 1. Название физических величин разных народов. 2. Использование в процессе обучения дидактических игр, задач, математических упражнений с полиэтническим содержанием Природоведение 1.Природно-климатические особенности региона. 2. Познавательные сведения об экологических традициях народов, 3. Использование ребусов, кроссвордов, загадок с полиэтническим содержанием. Трудовое обучение 1. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством разных народов. 2. Творческая деятельность учащихся в процессе обучения по различной полиэтнической тематике: выполнение аппликаций, поделок из различных материалов 3. Ознакомление с основными традиционными промыслами разных народов. Рисование 1. Изобразительная деятельность учащихся по полиэтнической тематике: 2. Рисование государственных символов разных народов, орнаментов, сказочных героев и др.

Внеучебная деятельность - выражается в адаптации учащихся к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидами самого широкого спектра идеологий, национальностей, образа жизни, характера и т.д. 1)социально-ориентированные формы («круглые столы», конференции, классные часы, встречи с представителями этнических диаспор, историками, этнографами, деятелями культуры, стенная печать, празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев); 2)познавательные формы (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, Дни культуры и фестивали, викторины, тематические вечера, музейная деятельность, секции, кружки, выставки и др.); 3)практико-ориентированные формы (тренинги, ролевые игры, организационно- деятельностные игры, шефская и благотворительная деятельность, общественно- полезная деятельность); 4)развлекательные формы (вечера, народные праздники, фольклорные концерты и театральные представления, соревнования по национальным видам спорта и народным играм, конкурсы на знатока народных обычаев и др.).

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности школьников является активное включение родителей в эту деятельность. Формы работы: -родительские гостиные, -совместные выставки детских работ; -консультирование, -опросы, анкетирование, -участие в различных образовательных мероприятиях. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.

Активные методы обучения и воспитания, наполненные этнокультурным содержанием: кросс-культурный метод, представляющий собой параллельное изучение этнокультур и позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и культур народов мира, причины этих сходств и различий; метод эмпатии (создание ситуаций переживания участником образовательного процесса состояний представителей иной этнической группы); метод контраста (возможность поучаствовать в ситуациях с контрастными позициями: добрый-злой, мигрант-коренной житель); метод рефлексии (оформление своей собственной позиции в сфере межэтнических отношений);

метод моделирования и реконструкции (напр., воспроизведение в условиях урока различных сторон быта, обычаев, принятых у народов в разные времена или реконструкция каких- то исторических событий в виде устных рассказов или сценок); игровые методы (игры насыщаются этнокультурным содержанием и используются для усвоения информации и формирования поведенческого навыка, активизации познавательной, двигательной деятельности детей на занятии); дискуссионные методы (предметом дискуссии могут быть не только содержательные проблемы, но и нравственные); беседы и обсуждения (направлены на формирование умений анализировать информацию, излагать свои мысли, внимательно слушать и слышать других, отделять эмоциональное от рационального); открытые задания и упражнения (проведение учащимися анализа школьного учебника, газетной статьи, с целью выявления примеров стереотипов и предубеждений по поводу отдельных культур); культурный ассимилятор или так называемая техника повышения межкультурной сенситивности, цель которой развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры; метод проектов (организация исследовательской деятельности учащихся).

Формируя этнокультурную компетентность школьников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – многое зависит от нас!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !