Проект « Песком рисуем на стекле» Тема:«Рисование песком как средство художественно- эстетического развития дошкольников» Автор: Иванова Светлана Васильевна воспитатель г. Таганрог
Участники проекта: дети, специалисты ДОУ, родители. Вид проекта : инновационный База проекта: МБДОУ Д/С 80 «Берёзка» Срок реализации: г.
Противоречие проекта: -между высокими требованиями к интеллектуальному развитию и обеднённой эмоциональной сферой дошкольника. Обедненная эмоциональная сфера ребёнка ведет за собой замедление развития интеллекта.
Проблема:снижение уровня соматического и психологического здоровья детей Выражение ребёнком своих чувств- важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии,благополучии, перспективах развития. «Детство- золотой век эмоционального в нас».В.В.Зеньковский
«Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка» К.И.Ушинский Актуальность проекта: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(2014 г.)обращает внимание на важность«поддержки разнообразия детства»,соответствующую организацию образовательного прост-ранства,которая « должна обеспечивать: -игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); -двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; -эмоциональное благополучие детей ; -возможность самовыражения детей.»
Предполагаемый результат: Использование песка в рисовании способствует формированию: Творческого потенциала(как в искусстве/ рисовании, так и во взаимодействии с окружающим миром) способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать; умения понимать чувства других людей, учитывая их точку зрения; творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях; исследовательского интереса.
Цель : создать условия для развития творческих способностей воспитанников в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком. Задачи: -развивать умения передавать форму, строение предмета,правильные пропорции его частей, используя разные оттенки света и тени; -учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии; -развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета; -развивать художественно –эстетический вкус; -воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.
Содержание проекта: -изучение передового педагогического опыта по технике рисования песком для дошкольников; --приобретение соответствующего оборудования; --разработка системы занятий; - методическая работа с педагогами; - просветительская работа с родителями. 1. Начальный этап:
2. Практический этап. Содержание образовательной деятельности: -рисование по подгруппам 2 раза в месяц (средняя, старшая, подготовительная возрастные группы); -рисование индивидуально ; -рисование во время работы кружка «С кисточкой в ладошке». От подготовки руки, освоения основных приёмов рисования песком До самостоятельного сюжетного рисования
Техника рисования песком (основные приёмы) насыпание -из ладони; -из кулачка; -из пальцев. вытирание -пальцем; -двумя руками; -ребром ладони; -кулачком.
процарапывание -палочкой(зубочисткой); -картоном; -кистью. отпечаток -предметов; -трафаретов; -ладоней.
3. Заключительный этап содержания проекта: -организация центра по рисованию песком; -повышение интереса воспитанников к данному виду деятельности; -создание презентаций песочного творчества воспитанников для родителей. Наше творчество Воспитанники старшей группы рисуют иллюстрации к рассказу А.П.Чехова «Каштанка»
«Космический полёт» Богатырёв Арсений(5 лет) «Букет» Пушкарёва Лера(6 лет) «Зимний вечер» Чехлотенко Артём(7 лет) «Осьминог» Чехлотенко Никита(7 лет)
Я глажу ладошкам Тёплый песок Рисую кораблик, А рядом –цветок. И мамина кошка, И деда гармошка, Летящий журавлик И буква : « А-антошка». Струятся песчинки, Сижу - не дышу, Ведь мира картинки В ладошках держу. В.Шипунова Спасибо за внимание!
Используемая литература: Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: (адаптированный перевод с английского) – М.ИНТ,2010 Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006. Алена Войнова. Песочное рисование.- Ростов н/Д: Феникс,2014 О.Ю.Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011 Н.В.Козуб, Э.И. Осипчук. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М.: Сфера, Н.А.Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.:Речь, Н.В.Дубровская. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Настольно-методическое пособие.- СПб.: «Детство-пресс»,2003. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 5 май Статья О.А.Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С.30. Журнал «Дошкольное образование», июнь Статья М.Базыкина. Кино про лето. С.41. Журнал «Обруч», 3,2012. Статья Н.Иванова. По ту сторону стекла. С.30