Ефимова София, МБОУ «Ишлейская СОШ» с. Ишлеи, 5б класс. Никифорова Ирина, МБОУ «Ишлейская СОШ» с. Ишлеи, 5б класс. Научный руководитель: Степанова Галина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема:«Владимир Мономах и его литературное наследие». Жизнь – Родине, Душу – богу, Душу – богу, Честь – никому. Честь – никому. istoryk24.ru.
Advertisements

Владимир Мономах Ярослав Мудрый ( ) Изяслав Святослав Всеволод Владимир Мономах г.- Совместное правление Ярославичей г.
« как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…» (Евангелие от Матфея)
До конца, До тихого креста Пусть душа останется чиста… Н. Рубцов.
МБ О У Ужовская СОШ Тема проекта: По страницам древнерусской литературы. Учебный проект по литературе для учащихся 7 класса Автор: Ширкина И.В.
« как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…» (Евангелие от Матфея)
Древние заповеди и современные нравы Урок по спецкурсу «Введение во храм Слова»
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
Сопоставление главных наставлений главных наставлений.
Задачи: 1.Проанализировать текст сказания характеры и поступки героев. 2.Развивать умение высказывать своё мнение. 3.Воспитывать чувство патриотизма,
« Как не было бы Святой Руси без веры православной, так не было бы великого князя Владимира без его бабушки, княгини Ольги ». В. Крупин.
Памятки для родителей. Чему необходимо научить ребёнка Любить себя. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит,
Грибкова Ирина Васильевна Кл. Руководитель 8 класса Кратовской СОШ 28 Раменского района.
Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
Интегрированный урок по истории и литературе в 6 классе.
Золотые правила воспитания Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами -это.
Русская ладья Десятилетнее княжение Святослава было наполнено войнами. Мало занимаясь внутренними делами Руси, он все силы отдавал расширению своих территорий.
Владимир Мономах – Великий Киевский Князь Выполнил: Речкалов Александр ученик 4 класса МКОУ Речкаловская средняя школа.
Родительское собрание «Семья – глаза в глаза» «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота.
Литература в древней Руси Выполнил Озганбаев У.А..
Транксрипт:

Ефимова София, МБОУ «Ишлейская СОШ» с. Ишлеи, 5 б класс. Никифорова Ирина, МБОУ «Ишлейская СОШ» с. Ишлеи, 5 б класс. Научный руководитель: Степанова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ишлейская СОШ» с. Ишлеи.

Выяснить, в чём заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас. Объект исследования: произведение древнерусской литературы «Поучения» Владимира Мономаха и цитаты из него как наглядный пример.

познакомиться с историей создания «Поучения» и жизнью Владимира Мономаха. проанализировать текст произведения и разъяснить советы знаменитого князя. создать на основе наставлений Мономаха свои пожелания

Владимир Мономах княжил в Киеве с 1113 по 1125 годы. Русь во времена Владимира Мономаха переживала период возрождения своей былой славы и могущества. На некоторое время прекратились набеги половцев на Русь, так как Владимир Мономах сумел объединить князей и организовать несколько успешных походов в половецкие земли

«…всё то покорил бог народу христианскому, все страны – великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих детей пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась, а угры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий Володимир не наехал. А немцы радовались, далеко будучи за синим морем; буртасы, черемисы, вода и мордва бортничали на князя Великого Володимира»

Своё знаменитое произведение Мономах написал, как полагают исследователи литературы Древней Руси, в 1117 году. Сохранилось оно в Лаврентьевской летописи, которая была включена в «Повесть временных лет». «Поучение» состоит из 3 частей. 1-ая часть – размышления князя о Боге и мире. 2-ая часть - наставления знаменитого князя. 3-ья часть – рассказ Владимира Мономаха о своей жизни.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – знаменитый учёный – исследователь древнерусской литературы. «Поучение» было переведено именно им, и мы можем познакомиться с этим замечательным памятником древнерусской литературы.

В 1-ой части Мономах пытается понять, верно ли он жил, верно ли то, что он в своей жизни отстаивал, чему следовал. Размышляет он о природе человеческой, о борьбе добра и зла в душах людских, о праведниках и грешниках, о суетном и вечном. «Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь», - пишет он.

Вывод Мономаха: человек ещё далёк от внутреннего совершенства. Но он верит в возможность очищения человека. Эту веру внушает ему целесообразность и гармоничность всего мироустройства. То, как устроен Богом мир природы, кажется Мономаху чудом: «Как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звёзды, и тьма и свет, и земля на водах положена! И этому чуду подивимся». Этот прекрасный и разумный мир создан Богом для человека, и человек – часть этого гармоничного мира! Уже в первой части «Поучения» звучит призыв: «Не ленитесь!»

1) «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души».

«Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь…Если же вам придется крест целовать братии или кому- либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей»

«Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветствовав его, и доброе слово ему молвите».

«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Автор убеждает нас в необходимости учиться и приводит в пример собственного отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». «Леность ведь всему мать: "что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели».

Вторую часть своего «Поучения» Мономах опять заканчивает призывом «не лениться».

Невозможно не восхититься силой князя, его ловкостью, выносливостью. Заканчивает своё повествование Мономах наставлением: «Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя бога со святыми его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлёт. Ибо если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберёгся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от бога повелено».

«Поучение» Владимира Мономаха является замечательным памятником древнерусской литературы 12 века, не утратившим своего значения и спустя 900 лет после создания. Сам автор занял особое место в истории древнерусской литературы.

Автор произведения создал образ настоящего князя (а для нашего времени – руководителя государства). Правитель должен уметь каяться в своих грехах или ошибках, защищать слабых, не терпеть около себя «падких до власти» и совершать добрые дела, обладать ответственностью и трудолюбием, а также честностью и мужеством.

Также создан идеал древнерусского христианина, самого обычного человека, который проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных.

Творить Добро Не лениться Учиться всему.

Не сочтите за труд прочитать эту грамотку: может, окажется она вам полезной. Ребята, никогда не ссорьтесь, а если такое случилось, не держите друг на друга зла, ибо разрушится ваша дружба, и в мире будет царить зло и ненависть. Относитесь ко всякой работе серьёзно, добросовестно, с трудолюбием, доводите всякое дело до конца, и не беритесь за другое, пока не закончите прежнее, ибо никакое дело у вас не получится, и сочтут вас за несерьёзного человека. Будьте добры и честны по отношению ко всему, что вас окружает. Не заставляйте людей злиться на вас, ведь это зло вернётся к вам. Не делайте людям ничего плохого, а делайте только хорошие дела. И добро обязательно вернётся к вам в жизни. А зло порождает только зло. Так не умножайте зло на земле. Не ленитесь, будьте деятельными людьми. Лень губит человека. Труд облагораживает.

Учитесь, хорошо учитесь, будьте умными, ведь умному легче идти по жизни. Любите книги. В них вы найдете много полезного и интересного. Книга – мудрый советчик и товарищ. Используйте свой ум везде, ум - это бесконечная фантазия. Если ты действуешь с умом, то никогда не попадёшь в глупую ситуацию. Не ограничивайтесь тем, что задают вам в школе, дерзайте. Ваше образование – залог вашего будущего. Не останавливайтесь в своём развитии, ибо нет предела совершенству. Век живи – век учись. Воплощайте в жизнь свои идеи, придумывайте новые, развивайте мысли и фантазии. Может быть, именно от вас зависит будущее нашей страны.

Не злоупотребляйте спиртным! Это не приведёт Вас к добру, а только погубит Вас и ваши семьи. Ведите здоровый образ жизни, это приумножит Ваше здоровье. Бросайте курить! Какой пример Вы показываете своим детям? В здоровом теле – здоровый дух. Держите своё слово! Обманывая, Вы унижаете себя, и в глазах своих детей Вы перестаёте быть авторитетом. А обман рано или поздно раскроется, и Вам будет стыдно. Уважайте мнение своих детей. Они – граждане большой страны, где каждый имеет право голоса. Порой детские рассуждения помогают взрослым в трудных жизненных ситуациях. Любите своих детей. В них Ваше будущее. Они, вырастая, берут Вас под свою опеку.