Авторы: Али-Хан Руслан, Гугушвили Сопико, Когай Анастасия, Клиновская Ульяна, Кузнецова Елизавета, Литвинова Анна, Эльгакаев Турпал. Школьная научно-практическая конференция. Научный руководитель: Мирошниченко Н. Д год
Этапы выполнения проекта 1. Обсуждение проект 2. Определение целей исследования 3. Составление плана 4. Выполнение проекта 5. Создание презентации 6. Презентацию 7. Голосование за лучшую работу 8. Заполнение листа самооценки
Цель проекта Основная цель нашего проекта – ответить на вопросы: Какова жизненная емкость легких у восьмиклассников? Каковы наши спортивные возможности? Правильно ли мы дышим и как это влияет на наше здоровье?
Дыхательные процессы Легочное дыхание Транспортировка газов кровью Обмен газов между кровью и тканями Окисление органических веществ в клетках (Тканевое дыхание)
Спокойное дыхание 300 – 500 см 3
Усиленное дыхание 1800 – 2500 см 3
Жизненная емкость легких
Легочные объемы
Задачи Определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ) экспериментально, с помощью измерений и теоретически, расчетным путем. Сопоставить полученные показатели с нормой для возраста лет. Составить рекомендации по выбору вида спорта, исходя из полученных результатов
John Hutchinson середина 19 века – изобретение спирометрии. Что может быть более необходимым, чем воздух? Спокойное свободное дыхание – залог хорошего здоровья и качества жизни. Главная функция легких – доставить кислород в кровы и забрать оттуда углекислый газ. И удостовериться, что этот процесс не нарушен – просто необходимо! Тем более, что это можно сделать быстро и совершенно безболезненно!
1 этап – измерение объема легких с помощью воздушного шара.
2 этап – измерение роста на ростомере В эксперименте участвовали учащиеся 8 а и 8 б класса в количестве 21 человека
3 этап – определение среднего значения ЖЕЛ по расчетным формулам. Для девочек при росте до 1,75 (м) ЖЕЛ(см 3 ) = 3 750(см 3 /м) * рост(м) – (см 3 ). Для мальчиков при росте до 1,65 (м) ЖЕЛ(см 3 ) = 4530(см 3 /м) * рост(м) – 3 900(см 3 ). Для мальчиков при росте свыше 1,65 (м) ЖЕЛ(см 3 ) = (см 3 /м) * рост (м) – (см 3 ). Полученные данные мы занесли в таблицу.
Дыхательные объемы и емкости
4 этап – сравнение полученных результатов с нормой ЖЕЛ для подростков. Возраст (в годах) ЖЕЛ (см 3 ) Девочки ЖЕЛ (см 3 ) Мальчики Возраст (в годах) ЖЕЛ (см 3 ) Девочки ЖЕЛ (см 3 ) Мальчики Жизненная емкость легких у школьников разного возраста ( по Н. А. Шалкову)
Диаграмма жизненной емкости легких девочек 8 а и 8 б классов
Диаграмма жизненной емкости легких у мальчиков 8 а и 8 б классов
Результаты эксперимента Таблица 1 Фамилия Имя ОтчествоЖЕЛ экспериментальна я Рост Норма ЖЕЛ по росту 1. Али-Хан Руслан Имранович см 3 1,81 м см 3 2. Арвеладзе Ия Ильична см 3 1,53 м см 3 3. Белова Александра Андреевна см 3 1,52 м см 3 4. Березин Алексей Александрович см 3 1,54 м см 3 5. Бокучава Инга Георгиевна см 3 1,53 м см 3 6. Бурхонова Фарида Пулатовна см 3 1,66 м см 3 7. Гугушвили Сопико Гурамовна см 3 1,59 м см 3 8. Идиев Камран Назариевич см 3 1,74 м см 3 9. Когай Анастасия Владиславовна см 3 1,63 м см Кузнецова Елизавета Александровна см 3 1,65 м см Литвинова Анна Дмитриевна см 3 1,74 м см 3
Результаты эксперимента Таблица 2 Фамилия Имя ОтчествоЖЕЛ экспериментальна я Рост Норма ЖЕЛ по росту 12. Лукава Мари Геронтиевна см 3 1,58 м см Микая Наника Ираклиевна см 3 1,55 м см Надия Верико Заалиевна см 3 1,55 м см Сихарулидзе Мириан Валерианович см 3 1,65 м см Федотов Максим Юрьевич см 3 1,73 м см Цирекидзе Ника Кобаевич см 3 1,76 м см Чакберия Ило Зазаевич см 3 1,67 м см Чехерия Заира Кахаевна см 3 1,60 м см Чугашвили Роман Романович см 3 1,64 м см Эльгакаев Турпал Арбиевич см 3 1,68 м см 3
Показатели жизненной емкости легких Спортсмен Средняя ЖЕЛ (см 3 ) 1Штангист Футболист Гимнаст Велосипедист Легкоатлет Боксер Пловец Гребец на байдарке Легкоатлет-марафонец 5 600
Спирометрия – тест для диагностики состояния дыхательной системы. Спирометр ( лат. Spirometr – дышу, измеряю.)
Виды спирометров
Показания к применению спирометрии 1. Частые простудные заболевания 2. Хронический кашель 3. Отдышка при физической нагрузке и в покое 4. Аллергический и вазомоторный ринит 5. Профессиональные вредности 6. Легочные заболевания, кашель и отдышка в анамнезе, возраст более 70 лет, ожирение 7. Курильщики в возрасте 40 лет 8. Контроль пациентов, получающих бронхолитики 9. Контроль пациентов с сердечной недостаточностью 10. Оценка тяжести бронхиальной астмы 11. Установление степени трудоспособности
Постановка дыхания – главное условие физического здоровья.
Табачный дым – главный враг легких.
Качество воздуха – необходимые условия для нормальной жизненной емкости легких.
Вывод ЖЕЛ – важнейший показатель физического развития человека и его здоровья. Выносливость, работоспособность и устойчивость к различным заболеваниям напрямую зависят от показателя ЖЕЛ