Технология - «творческая мастерская. Сопутствующая тема – Татьяна Ларина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Выполнила учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы.
Advertisements

Урок русского языка в 9 классе. Определите вид предложения по схемам: 1. [ ], [ ]. 2. [ ], (что...). 3. [ ], однако [ ]. 4. [ ], однако [ ], (что...).
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
Урок-зачёт как средство связи и контроля за знаниями учащихся «Союз»
Сложноподчиненные предложения. Средства связи и знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Виды придаточных предложений Принципы создания классификаций.
Основные группы сложноподчинённых предложений Урок изучения нового материала.
Тема урока:. Класс: 8-ой Оборудование урока: компьютер проектор экран раздаточный материал – карточки презентация в программе «PowerPoint», разработанная.
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
1.Какую часть речи в главном предложении обычно поясняют придаточные определительные? 2. Назовите 3 способа, с помощью которых придаточные изъяснительные.
Виды СПП (урок закрепления изученного материала).
Уроки Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Цель урока: формирование умения находить сложноподчиненные предложения с придаточными.
Урок-практикум. 1. Расставьте ударение в словах Баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.
О, где б судьба ни назначала Мне безымянный уголок, Где б ни был я, куда б ни мчала Она смиренный мой челнок, Где поздний мир мне б ни сулила, Где б ни.
Сложноподчиненные предложения. Проблемный вопрос: Является ли предложение Висячие сады Семирамиды были построены небезызвестным вавилонским царём Навуходоносором,
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ «Заговори, чтобы я тебя увидел.»
Придаточные изъяснительные. Повторение Какие предложения называются СПП Как отличить союз от союзного слова ? Расскажите о СПП с придаточными определительными.
Нам часто бывает нужно передать чьи-либо высказывания. Как это можно сделать? Ах, представь себе, сегодня наша команда победила соперников! Оля.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
Транксрипт:

Технология - «творческая мастерская. Сопутствующая тема – Татьяна Ларина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Выполнила учитель русского языка и литературы ШЕВЧЕНКО ЛЮДМИЛА ЕФИМОВНА, ГБОУ ЦО 133 Невского района. Санкт-Петербург

Наш урок начался с воспоминаний о романе «Евгений Онегин», ибо сегодня мы обратимся к этому произведению с лингвистической точки зрения: выясним, какое место в этом романе отводится сложноподчиненним предложениям. Повторим все виды сложных предложений; решим проблемный вопрос: как определить в СПП придаточные обстоятельсдвенные? Продолжим работу по расстановке знаков препинания в СП.

Роман «Евгений Онегин» – «самое задушевное» произведение А.С. Пушкина И было сердцу ничего не надо, И было сердцу ничего не надо, Когда пила я этот жгучий зной.. «Онегина» воздушная громада, Как облако, стояла надо мной. (Анна Андреевна Ахматова) (Анна Андреевна Ахматова)

Пигмалион и Галатея

Работа с текстом (1 ученик у доски читает и вставляет буквы) (1)Есть очень красивая древнегреческая легенда. (2)Один скульптор и..ваял из камня прекрасную девушку. (3)Она выкл..дела настолько живой что, казалось, вот-вот заговорит. (4)Но скульптура м..лчала. (5)А тв..рец ее заболел. (6)Он занемог от любви к своему чудесному созданию. (7)Ведь в ней он выразил свое сокровенное предст..явление о пр..красной женщине, в неё вл..жил всю душу. (8) Он терзался от того что н..когда не станет мраморная девушка живой. (9)И настолько сильна была эта странная любовь что боги..жалились над ним и оживили скульптуру. (10)Очевидно, в искус..две возможно такое чудо когда художник всерьез увл..кается своим собсдвен..им тв..рением. (11)Возможно, так случилось и с Пушкиним. (12)Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почту..ствола какая чудес..ная девушка..живает под его пером. (13) Поэтому на страницах романа и признает…ся (не)вольно поэт: «Я так люблю Татьяну милую мою» или «Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…»

А теперь побеседуем: - Текст ли это? Докажите. - В каком стиле написан он ? Почему вы так считаете? - А сколько частей в этом тексте? - В какой из них раскрывается тема? - Связаны ли части одной мыслью ?

Комплексное повторение. -- Почему слово древнегреческая пишется слитно? Какая это часть речи? --Как вы понимаете слово изваял? Проверьте себя по Толковому словарю С. И. Ожегова. ( Изваять – ваять – лепить из глины, высекать из камня, дерева или отливать из металла скульптурные изображения) --

Выделите одну из микротем текста и запишите, используя ужатые, определите виды придаточных в СПП. 1. Миру известна прекрасная древнегреческая легенда об ожившей скульптуре красавицы Галатеи в которую влюбился её автор. [сущ.], ( в которую…).– опред. 2. Работая над романом А.С.Пушкин вдруг почтувствола какая чудесная девушка оживает под его пером, и тоже влюбился в нее. [сказ. ], ( какая… ).- изъяснит

Предлагается ряд удверждений, правильных или заведомо неверных. Одвечая удвердительно – «да», вы ставите себе «1 балл», если же с удверждением не согласны – «нет», то ставите «0 баллов». Верно ли удверждение, что: 1. Союзы что, если, где – подчинительные? 2. Прид.опред -ные одвечают на вопросы как? где?.. 3. Предложение – это синтаксическая единица? 4. Союз однако – подчинительный? 5. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личним? 6. Придаточные изъяснительные предложения одвечают на вопросы косвенных падежей? 7. В предложении Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод. первая часть – придаточное предложение? 8. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения с придаточним определительним?

- А теперь предлагаю разобрать это предложение: Она любила на балконе предупреждать зари восход, (когда [ Она любила на балконе предупреждать зари восход ], (когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод). на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод). [ ], ( когда ). -Какой вопрос следует задать от главного предложения к придаточному ? - А это вопрос какого второстепенного члена предложения? - На что указывают обстоятельства в предложениях? ( место, время…) - И тогда на какие вопросы должны одвечать придаточные обстоятельсдвенные? - А какие союзы и союзные слова должны связывать главное и придаточное предложение в СПП с придаточними обстоятельсдвенними? [ ], ( ) Начертите схему в тетради и впишите союзы, которими присоединяются придаточные обстоятельсдвенные.

Сложноподчиненним предложением с придаточним обстоятельсдвенним называется такое предложение, в котором придаточная часть относится ко всей главной, одвечает на вопросы: как?, когда? почему?, по какой причине?, с какой целью? где?... и присоединяется при помощи союзов или союзных слов: потому что, когда, так как, если, где, куда, вследствие того что, хотя, несмотря на то что, …. КАКОВА ЖЕ ТЕМА НАШЕГО УРОКА ?

Какова же тема нашего урока? Сложноподчиненные предложения с придаточними обстоятельсдвенними.

Потренируемся : в каждом варианте выпишите из двух только предложение с придаточним обстоятельсдвенним. 1 вариант И неотвязчивый лорнет Он обращает поминутно На ту, чей вид напомнил смутно Ему забытые черты. Он счастлив, если ей накинет Боа пушистый на плечо «Ну, говорит, скажи ты мне, Кого ты видела во сне?» 2 вариант Онегин, помните ль тот час, Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Когда в саду, в аллее нас Судьба свела… Судьба свела… И в молчаливом кабинете Ему припомнится пора, Когда жестокая хандра За ним гнался в шумном свете… Но прежде просит позволенья Пустынный замок навещать, Чтоб книжки здесь одной читать.

Запомните Союз когда может иметь не только временное, но и условное значение, так как он без ущерба для смысла может быть заменен союзом если. …Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. Когда б я был, как ты, поэт. «Когда б семейсдвенной картиной Пленился я хоть миг единый, То, верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной».

Как вы понимаете высказывание филолога Н. Шанского, который писал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Зачитываем в качесдве примера: Действительно, сложноподчинённые предложения в речи помогают передать множество наших мыслей, указывая конкретно на предмет или лицо, о котором говорится в предложении. Они способствуют возможности кратко, без лишних слов передавать свою точку зрения на отношения

идеал, Для, Татьяна -, русской, Пушкина, женщины. образ, Этот, будет, женский, вечен, потому, искренность, что, в, всегда, девушке, ценится, глубина чувств, и, целомудренная чистота. Задайте к сложному предложению развернутый вопрос. Помните об этом, дорогие наши девочки!

Проверьте себя сами Для А.С. Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Этот женский образ будет вечен, потому что в девушке всегда ценятся глубина чувств, искренность и целомудренная чистота.

Подведение итогов урока, оценивание учебных достижений учащихся. Игра «Незаконченное предложение». Закончите предложения (устно). Придаточные обстоятельсдвенные указывают на время,... Придаточные обстоятельсдвенные одвечают на вопросы второстепенного …. Придаточные обстоятельсдвенные присоединяются к главному предложению при помощи... Придаточные обстоятельсдвенные предложения относятся ко … ООценка работы обучающихся на уроке.

Домашнее задание: 1. В учебнике: повторить параграфы Выучить параграф 12. стр По высказыванию Н. Шанского : «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собсдвенной точкой зрения» написать лингвистическое сочинение, доказать примерами из романа « Евгений Онегин» Спасибо за работу! Все молодцы…