Климова С. М. профессор. ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804) Кёнигсбергский философ - просветитель – гуманист ( Просвещение и свет Enlightenment ( англ.), Lumières.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. И. Кант : догматический период творчества. 2. И. Кант : критика чистого разума. 3. И. Кант о свободе, этике и правах человека.
Advertisements

Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Основы философии Тема 14, часть 2 Кант Трансцендентальная диалектика Этика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Иммануил Кант (1724 – 1804) Подготовила Подготовила студентка 41 группы студентка 41 группы Сидоркина Василиса Сидоркина Василиса.
Иммануил Кант Выполнили: Елеманова С. Ильтаева А. Жолдыбаев А.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Соотношение знания и веры.
Тема 7. Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической.
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Транксрипт:

Климова С. М. профессор

ИММАНУИЛ КАНТ ( ) Кёнигсбергский философ - просветитель – гуманист ( Просвещение и свет Enlightenment ( англ.), Lumières ( фр.), Aufklärung ( нем.), Illuminismo ( ит.) – метафора света лежит в основе эпохи. Во фр. эпоха Просвещения – siècle des lumières – это, прежде всего, свет ( освещение разума ), идущий от Бога или мудреца ( светоча ) на мир ; синоним ясности разъяснения и понимания. Отсюда понятен интерес к философии и этике как основам истины ; Творчество делится на 2 периода : докритический и критический ; Три « Критики »: « Критика чистого разума » - Что я могу знать ? « Критика практического разума » – Что я должен делать ? « Критика способности суждения » – На что я могу надеяться. Что такое человек ? ГЛАВНЫЙ ВОПРОС : Что такое человек ?

Конец развития таких « наук » как космология, философия, психология, теология : непознаваемость « предметов »: КОСМОС, МИР, ДУША, БОГ. Новая философия исследует не столько способы, сколько « механизм » мышления : учёт движения собственной мысли в познании мира ; ( от ЧТО к КАК ). трансцендентальной логике Критика формальной логики ( анализ ) переход к трансцендентальной логике ( синтез ). до Канта Логика научного познания до Канта эмпиризм, знания из опыта, доставляемого чувствами извне, и рационализм, знание, полученное из самого разума. трансцендентальное, т. е. то, что лежит посередине между имманентным и трансцендентным, а иначе между субъектом и объектом.

СУБЪЕКТ - ОБЪЕКТ – закон исключённого третьего ; субъект активен, объект пассивен, субъект идеален, объект материален. Иначе говоря, субъект и объект это тезис и антитезис ; Субъект не историчен, автономен, вне культуры. СУЪЕКТ = ОБЪЕКТ Идея эмпирического субъекта и трансцендентального субъекта ; трансцендентальный субъект существует для эмпирического субъекта вполне объективно : культура есть подлинный субъект ; Субъективное существует объективно и наоборот, объективное представлено через субъективную деятельность – активность ; Существование особой реальности трансцендентальные условия и предпосылки познания КУЛЬТУРА ).

« Чистым разумом » Кант называет теоретическое мышление ( главным образом, математику и математическое естествознание ). « Критика чистого разума » - должна стать научным законом для последующих споров ученых - теоретиков. догматизма и скептицизма Критика ложных подходов к проблеме познания – против догматизма и скептицизма. Третий – истинный – путь познания – КРИТИКА ; Третий – истинный – путь познания – КРИТИКА ; КРИТИКА самого разума, взятого в чистом виде, независимо от опыта. NB! Кант заложил новую традицию в европейской философии – начинать познание с научной критики и критического переосмысления накопленного теоретического знания ; опираться на накопленные знания, но не культивировать открытую истину как « конечную »!

Знание состоит из двух компонентов : данные чувственного опыта плюс логические категории рассудка. Чувства дают мышлению материал, а рассудок - логическую форму. 1. Опытное – эмпирическое знание ; 2. есть некоторое знание, связанное с познавательной способностью, которое является априорным (a priori ( лат.) « из предшествующего »). 3. Эмпирическое знание случайно и единично ; априорное – всеобще и необходимо ; 4. Различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые не приращивают знания, лишь объясняют имеющиеся ( все тела протяженный ). Вторые – расширяют наши знания ( вчера шел дождь ). 5. Эмпирические суждения синтетичны. Главная проблема : как возможны априорные синтетические суждения ? ( математика ). Этот вопрос имеет трипод вопроса : а ) как возможна математика ?; б ). Как возможно естествознание ?; в ). Как возможна метафизика как наука ?

ЧУВСТВА ЧУВСТВА представлены через : пространство – форма « внешнего чувства »; время - общая форма всех наших чувств, « внешних и внутренних ». Ощущения ; восприятия Элементы чувственного восприятия. Воображение Воображение ( на основе пространства - времени ) упорядочивает и связывает ощущения в ( цвет á, геометрические формы и величины, вкусы и осязания, запахи и звуки ) целостные чувственные образы вещей. категории РАССУДОК связывает образы чувств логически, через категории ( количество и качество, причина и следствие, утверждение и отрицание, необходимое и случайное, и т. п.). Его результаты - эмпирические суждения, умозаключения и теории. Природа категорий не опытна, а априорна – предшествует эмпирическому опыту, образуя внутреннюю структуру человеческой души. « Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы ». Соединение чувств и категорий приводит к возникновению понятии ; « Рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия ». ( А. Гулыга )..

« Феномены » ( явления ) и « Ноумены » ( - « Вещь в себе » ( сущность ): Мир разделен на « две части »: « Феномены » ( греч. phainomenon – явившееся, кажущееся - явления ) и « Ноумены » ( греч. νοούμενον мысленное, умопостигаемое ) - « Вещь в себе » ( сущность ): « Все, что может быть дано нашим чувствам ( внешним – в пространстве, внутреннему – во времени ), мы созерцаем только так, как оно нам является, а не как оно есть само по себе... О том, каковы вещи сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства » ( Кант ). Антиномии Антиномии – это исключающие друг друга равнодоказуемые суждения ; к ним с неизбежностью приходит разум, пытающийся охватить мир в целом.

ТЕЗИС 1. Мир имеет начало ( границу ) в пространстве и времени ; 2. Все в мире состоит из простого ; 3. В мире существует причинность через свободу ; 4. В ряду мировых причин есть необходимая сущность ( Бог ). АНТИТЕЗИС 1. Мир безграничен в пространстве и времени ; 2. Нет ничего простого, все сложно ; 3. Никакой свободы нет, все природа ; 4. Нет ничего необходимого, все случайно ( нет Бога ).

Чтобы выбраться из противоречий – антиномий ума - нужен компромисс ! Чтобы выбраться из противоречий – антиномий ума - нужен компромисс ! В области разума Бога нет, но он есть в области веры ( компромисс в теории ) В области разума Бога нет, но он есть в области веры ( компромисс в теории ) В области морали компромиссов нет и не может быть : необходимо исполнять В области морали компромиссов нет и не может быть : необходимо исполнять ДОЛГ ! Условие « перехода » разума из Теоретического в Практический – свобода воли человека ! Человек принадлежит двум мирам : в мире явлений он – « часть природы » ( действует закон необходимости ); в мире « вещей в себе » – СВОБОДЕН. Человек имеет два характера : эмпирический ( извне ) и ноуменальный – интеллигибельный ( изнутри ). ПОСТУПОК – критерий истины. Чувство долга – не от мира сего. Исполнение человеком долга, нравственного закона, есть акт свободы. Причина нравственного поступка – в тебе самом, в твоей человеческой природе и « доброй воле ». В чистом чувстве долга Кант видит единственный и безусловный мотив нравственного поведения.

Категорический императив ( повеление ) Категорический императив ( повеление ) : « Поступай так, чтобы основное правило ( максима ) твоей воли всегда могло быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства »; поступай с людьми по - человечески не из желания того же для себя лично, но просто потому что ты – человек. « Человек... есть цель сама по себе, т. е. никогда никем ( даже богом ) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым » ( Кант ). Практика противоречит теории – например, высокие ( всеобщие ) цели Французской революции противоречили интересам частных людей и привели к тотальному террору, несвободе и жертвам.

Онтологическое Кант : Онтологическое – качество СОВЕРШЕНСТВА – реальное существование. Кант : существование не равно вещи, которую мы мыслим, как возможную. В действительном предмете не больше признаков, чем в возможном. ( пример с « талерами »). Космологическое Космологическое – предположив, что Бог - Создатель - первопричина, мы не сможем это доказать ; Физико - теологическое Физико - теологическое – предположив, что Он основоположник целесообразности ( законов ) в Природе. Мы не сможем это доказать. В РАЗУМЕ нет места Богу. « Бытие » Бога – мораль « Бытие » Бога – мораль. Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать. Бог - базис практического разума. моральная вера ). Знать о Боге ничего нельзя, остается лишь в него верить. «Ich musste also das Wissen auf-heben, um zum Glauben Platz zu bekomme».« Мне пришлось поднять ( auf-heben – поднять устранить, удалить, арестовать ) знание, чтобы освободить место вере » ( Кант ). Верить в Бога - не размышлять о бытии, а быть моральным. ( моральная вера ).

Свое продвижение в науку начинает с создания новой логики – контроверза формальной логики. « Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения » [ Об орбитах планет, 1801]. Противоречие должно конкретным образом разрешаться : речь не о формальном устранении ( уничтожении противоречия - вещи ), а диалектическом - для реального разрешения требуется найти конкретное условие, в силу которого противоположности сливаются и переходят одна в другую, порождая « синтетическую » – форму бытия данного предмета. Формальная логика – запрет противоречия ( А или не - А ) Диалектическая логика – А и не - А одновременно. Метод решения противоречий Метод решения противоречий Гегель назвал « опосредствование » (Vermittlung), или « снятие » (Aufhebung).

СОЗДАНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА « Единство противоположностей » - истина и реальности, и понятия, в котором эта реальность мыслится. Истина есть « снятое » противоречие, – реальное противоречие, осуществившееся и разрешившееся в конкретном основании ( нем. Grund, буквально – « почва »). Противоречие движет миром. Реальность в сущности своей противоречива и развивается через преодоление присущих ей противоречий

КАТЕГОРИИ МЫШЛЕНИЯ 1. от самых простых и самых абстрактных категорий – бытие и ничто, « есть » и « нет » к более сложным и содержательным ; 2. Момент взаимного перехода противоположностей выражается категорией становления (Werden); Все вещи в мире изменяются, возникают и уничтожаются, балансируя на грани бытия и ничто. Каждый миг вещи становятся иными, чем были – это и есть становление ; бытие – ничто – становление. Образуется триада логических категорий : бытие – ничто – становление.

Главная проблема – самопознание Мирового духа ! Чтобы познать самого себя – надо посмотреть на себя со стороны через свое Другое : Опредмечивание – это самопознание ; Опредмечивание ( нем. Vergegenständlichung), – созерцание своего внутреннего мира в веществе природы и общественном строе ; превращение формы человеческой деятельности в форму внешнего предмета ; материальное воплощение человеческой потребности или идеи. « Работающее сознание приходит, следовательно, этим путем к созерцанию самостоятельного бытия как себя самого... Оно становится собственным смыслом именно в труде » [ Феноменология духа ]. ТРУД - условие и критерий самопознания и истины.

МИРОВОЙ ДУХ - это Абсолют, он самодостаточен и все, что мы о нем знаем, мы знаем через его ПРОДУКТЫ : ПРИРОДУ, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕКА. Человек – это тоже ДУХ, но конечный ; только через человека ДУХ познает себя до конца. Главное - понять путь самосознания человека – его путь к ДУХУ. Без человека ДУХ – всего лишь логический принцип бытия, благодаря которому из хаоса рождается порядок и гармония, и который придает смысл всем и каждой отдельной вещи. Первый акт ДУХА – это наименование вещей – имя – это способ, с которого начинается осмысление мира ( через называние ). - то есть создание языка ; Далее, ДУХ поочередно создает право, нравственность, религию, искусство и наконец науку. Высшая наука – Наука ЛОГИКИ, квинтэссенция истории философии и развития Духа.

Первая категория утверждает нечто, вторая это самое нечто отрицает, третья категория опосредствует отношение двух первых – соединив в себе две противоположности. Это есть схема « Науки логики ». Ключевые триады Ключевые триады : бытие – сущность – понятие качество – количество – мера сущность – явление – действительность тождество – различие – основание субъективность – объективность – идея понятие – суждение – умозаключение всеобщее – особенное – единичное Высшей и наиболее конкретной из всех категорий логики является абсолютная идея., воплотившая единство теории и практики. Абсолютная идея - « знающая себя и полная истина »: вобрала все категории логики и – остановилась.

« Разумное » для него означало закономерное : « Закон есть разум предмета » Человек разумен в той мере, в какой он понимает законы, управляющие всеми вещами и его собственным поведением. Действительность (Wirklichkeit) не то, что существует, здесь - бытие (Dasein), а то, что сохраняет свой смысл и значение и за этими пределами. У всякой вещи – разная мера действительности. Сократ более действителен, чем осудившие его демагоги, ибо он жил и умер разумнее.