Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы » 16.01.2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Коррекционная направленность урока Зам. директора по УВР Соколова Л.Н. МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
ГУО «Специальная общеобразовательная школа 14 для детей с нарушением слуха г. Минска»
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Диагностика предметной обученности Бензар И.Г. МОУ гимназия 9.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Транксрипт:

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы »

Основная задача воспитания и образования любого ребенка - подготовка его к жизни в обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми.

Достижение этой цели - серьезный и нелегкий труд не только для ребенка, но и для родителей и педагогов. Для детей с особыми образовательными способностями эта задача усложняется : дети с нарушениями развития требуют специального постоянного сопровождения со стороны взрослых. Образовательный процесс является важнейшим фактором, определяющим дальнейшую судьбу ребенка.

Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый « сбой » в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности ( В. И. Лубовский, 2003).

Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями здоровья не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением в развитии является его включение в жизнь социума и осуществление компенсации его недостатка каким - либо другим путем.

« Все дети - инвалиды и дети с ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства ». В Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья ( со специальными образовательными потребностями ) отмечено : « Все дети - инвалиды и дети с ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства ».

Интеграцию в общество человека с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни ( включая и образование ) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей ( Л. И. Аксенова ).

Инклюзивное обучение предполагает, что : дети с ОВЗ учатся вместе с детьми с сохранными психофизическими возможностями в обычной школе ; организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья специалисты ( учителя - дефектологи, психолог, социальный педагог и др.); создаются специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ( санитарно - гигиенические, материально - технические, методические и др.); дети с ОВЗ получают возможность жить вместе с родителями ; дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование в соответствии с их образовательными потребностями для дальнейшей социальной адаптации в обществе.

Инклюзивное ( включенное ) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Инклюзивное ( включенное ) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения ( А. Шпагина ).

Структура инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы должна включать в себя : 1. Разработку философии, поддерживающей соответствующую инклюзивную практику 2. Всестороннее планирование инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. В процесс создания инклюзии детей с ограниченными возможностями включаются все учителя и администрация школы. 4. Включение родителей 5. Методическое обучение учителей, специалистов, всех участников процесса инклюзии.

Для качественной организации образовательного процесса необходимо соблюдение организационно- педагогических условий: 1. Лицензия на проведение специального (коррекционного) обучения. 2. Наличие психолого-медико- педагогического консилиума. 3. Положение об интегрированном обучении

Система инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья строится с учетом ряда специальных принципов ( Л. С. Выготский ): - учет возрастных психофизических возможностей детей ; - постоянное изучение детей в динамике их развития и выявление психических новообразований ; - равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе обучения ; - единство диагностики и коррекции развития ( выявляется состояние основных сфер психического развития ) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка ( уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов ); - развивающий характер обучения ; - деятельностный подход к обучению

Инклюзивное образование предполагает создание учебного плана на каждого ученика, имеющего ограниченные возможности здоровья, включающего как общеобразовательную программу, так и коррекционно - развивающую.

В структуре личностного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья преобладают главным образом непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент.

Основная цель уроков интегрированного обучения Основная цель уроков интегрированного обучения создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно - воспитательный процесс.

К сожалению, традиционная форма ведения урока или занятия не дает детям данной категории возможности непосредственной деятельности. Эти дети быстро пресыщаются заданиями, теряют внимание, выражают неудовольствие, истощаются.

привлекательность задания, Большинство специалистов в области специальной педагогики и психологии ( Д. В. Зайцев и др.) переходят на систему использования нетрадиционных, в основном, психотерапевтических, методов обучения, где главным побуждающим фактором деятельности ребенка является – привлекательность задания, опора на эмоциональные потребности, практические действия, опора на эмоциональные потребности, практические действия, двигательная активность. двигательная активность.

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании В специальном образовании распространена коллективная предметно - практическая деятельность под руководством педагога ( работа « парами », « подгруппами »), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.

Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

обучение было связано с реальной жизнью Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни ; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта.

ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ Критерии оценивания (1-4 классы ) Критерии оценивания (1-4 классы )

пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по обучению грамоте 1 класс - программы для С ( К ) ОУ VIII вида Календарно - тематическое планирование на учебный год составлено на основании « Программы специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 1 4 классы » ( М.: Просвещение, 2001), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Программа обеспечена учебником « Букварь », авт.: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина ( М.: Просвещение, 1998) и « Тетрадью по обучению грамоте », авт. В. В. Воронкова ( М.: Просвещение, 1992).

Тема урока Дата в общеобразоват. кл. (4 ч в неделю, 25 недель ч) в С(К)ОУ VII вида (4 ч в неделю, 30 недель ч) в С(К)ОУ VIII вида (5 ч в неделю, 33 недели ч) I четверть (36 ч) Добукварный период (11 ч) Подготовка к обучению грамоте (34 ч) Подготовительный этап (20 ч) 1 Знакомство с книгой «Русская азбука» Первый день в школе 2Речь устная и письменная Речь устная Ориентировка в ближайшем окружении

Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.

Этапы урока Методы и приемы Организация работы по общеобразовательной программе Организация работы по программе для С(К)ОУ VII вида Орг. момент Словесный (слово учителя)Общий для всех детей класса Проверка домашнего задания Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка Индивидуальная проверка Повторение изученного материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Беседа, письменное и устное выполнение упражнений Работа по карточкам Подготовка к восприятию нового материала Словесный (беседа)Беседа Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе Изучение нового материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Объяснение нового материала Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания) Закрепление изученного Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) Выполнение упражнений. Проверка Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам Итог урока Словесный (беседа)Общий для всех детей класса Инструктаж по выполнению домашнего задания Словесный (слово учителя)Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками).

При изучении темы, материал распределяется фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно- развивающие задачи.

Коррекционно - развивающие задачи

Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым); Коррекция трудностей словесно- логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения; Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти);

Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук; Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря; Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.

Принцип педагогического оптимизма