Подготовка к олимпиаде школьников 7-8-9 классы Презентацию подготовила учитель математики МБОУ «Федоровская СОШ 2 с углублённым изучением отдельных предметов»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принцип Дирихле. Задачи и решенияПринцип Дирихле. Задачи и решения.
Advertisements

Решение олимпиадных задач 8 класс. Произведение двух натуральных чисел, каждое из которых не делится нацело на 10, равно Найдите их сумму., каждое.
Занимательные задачки по математике Толмачева Катя и Шевцова Лада.
Подготовка к олимпиаде школьников 5 класс Презентацию подготовила учитель математики МБОУ «Федоровская СОШ 2 с углублённым изучением отдельных предметов»
Подготовка к олимпиаде школьников 9 класс Презентацию подготовила учитель математики МБОУ «Федоровская СОШ 2 с углублённым изучением отдельных предметов»
Четырёхугольники Латыпова С.В. МОУ СОШ 83 г.Ярославль( )
10 КЛАССЫ УСТНАЯ КОМАНДНАЯ ОЛИМПИАДА 19 ноября 2012 г. АДМИНИСТРАЦИЯ ЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
Решение задач открытой олимпиады 14 марта 2015 года ФМЛ 30.
Создание и использование тренажеров Подготовка к ЕГЭ и предметным олимпиадам 2011 год.
Научно-практическая работа на тему: Признак Дирихле.
Координатный метод Геометрия Подготовила Глазкрицкая Светлана Геннадьевна.
… Дима пишет подряд натуральные числа: На каких местах, считая от начала,
Муниципальный этап олимпиады школьников по математике 2013 года для 5-8 классов.
Работу выполнила ученица 7 класса Гущина Алёна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г.Суздаля»
Математический цирк. Математическая трапеция. Сосчитайте отрезки. 1) Проведите прямую и отметьте на ней 3 точки. Сколько отрезков получилось? 2) На отрезке.
СВОЯ ИГРА Математическая игра для 7 класса Учитель: Гавриленко Л.М. МОУ г.Мурманска гимназия 2.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 города Суздаля» Учитель математики: Плотникова Т.В.
Открыть Способы решений полных квадратных уравнений. Разложение Выделение Теорема Виета «Переброска» Свойство коэффициентов Графическое решение Выйти С.
Методы и приемы решения ЕГЭ заданий типа С6 по математике методические рекомендации Серебряков И.П., учитель математики МБОУ «Лицей» г.Лесосибирск.
4.4 Прямая и обратная пропорциональные зависимости Школа 2100 school2100.ru Презентация для учебника Козлова С. А., Рубин А. Г. «Математика, 6 класс. Ч.
Транксрипт:

Подготовка к олимпиаде школьников классы Презентацию подготовила учитель математики МБОУ «Федоровская СОШ 2 с углублённым изучением отдельных предметов» Вдовенко Ирина Викентьевна

7.1. К Васе пришли его одноклассники. Мама Васи спросила у него, сколько пришло гостей. Вася ответил: «Больше шести», а стоявшая рядом сестренка сказала: «Больше пяти». Сколько было гостей, если известно, что один ответ верный, а другой нет? Ответ. 6. Решение. Допустим, что гостей действительно больше шести. Тогда правы и Вася, и его сестра, а это противоречит условию задачи. Значит, гостей не больше шести и Вася неправ. Ио тогда должна быть права сестра, иначе снова нарушится условие задачи. Значит, гостей больше пяти. Ио если их больше пяти и не больше шести, то их ровно шесть.

7.2. В ящике 25 кг гвоздей. Как с помощью чашечных весов и одной гири в 1 кг за два взвешивания отмерить 19 кг гвоздей? Решение. При первом взвешивании на одну из чашек весов кладем гирю и все гвозди раскладываем по чашкам так, чтобы установилось равновесие. Получим 13 и 12 кг гвоздей. Первую кучку откладываем, а остальные гвозди делим пополам, взвешивая без гири: 12 = Получили искомое количество гвоздей: 19 =

7.3. У Пети есть четыре орешка. Он всеми возможными способами брал по три орешка и взвешивал их на весах. Получилось 9 г, 14 г, 16 г и 18 г. Сколько весил каждый орешек? Требуется найти все решения задачи и доказать, что других нет. Ответ. 1, 3, 5, 10. Решение. В сумме = 57 вес каждого орешка сосчитан трижды, значит, суммарный вес всех орешков равен 19 г. Разность = 10 - это вес одного из орешков. Аналогично находим веса остальных орешков.

7.4. Квадрат состоит из одного внутреннего квадрата (чёрного) и четырех равных белых прямоугольников (см. рис.). Периметр каждого прямоугольника равен 40 см. Найдите площадь чёрного квадрата. Ответ Решение. Сумма длин короткой и длинной сторон прямоугольника равна 20. Но эта сумма равна стороне исходного квадрата.

7.5. Можно ли выложить в ряд 30 шариков - белых, синих и красных - так, чтобы среди любых двух идущих подряд шариков был хотя бы один белый, среди любых трёх идущих подряд - хотя бы один синий, а среди любых пяти идущих подряд - хотя бы один красный? Ответ объясните. Ответ. Нельзя. Первое решение. Допустим, можно. Возьмём красный шарик, не лежащий с краю (такой найдётся хотя бы в пятёрке шариков со 2-го по 6-ой). Соседние с ним шарики должны быть белыми, иначе найдутся два соседних шарика, среди которых нет белых. Но это значит, что мы нашли три подряд идущих шарика, среди которых нет синего. Второе решение. Разбив 30 шариков на 15 пар соседних шариков, убеждаемся, что среди выложенных шариков не меньше 15 белых. Разбив их на 10 троек подряд идущих шариков, убеждаемся, что среди выложенных шариков не меньше 10 синих. Наконец, разбив их же на 6 пятёрок подряд идущих шариков, видим, что среди выложенных шариков не меньше 6 красных. Получается, что шариков должно быть не меньше, чем = 31, а их только 30.

8.1. У Васи в кошельке лежало немного денег. Вася положил в кошелек еще 49 рублей, и сумма денег в кошельке увеличилась в 99 раз. Сколь денег стало у Васи в кошельке? Ответ. 49 рублей 50 копеек. Решение. Пусть вначале у Васи было х рублей. Из условия задачи получаем, что х + 49 = 99 х. Решая это уравнение, получаем х = 0,5 рубля = 50 копеек.

8.2. Имеется 30 бревен длинами 3 и 4 м, суммарная длина которых равна 100 м. Каким числом распилов можно распилить бревна на чурбаны длиной 1 м? (Каждым распилом пилится ровно одно бревно.) Ответ. 70. Первое решение. Склеим все бревна в одно 100-метровое бревно. Чтобы его разделить на 100 частей, нужно сделать 99 распилов, из которых 29 уже было сделано. Второе решение. Если было m трехметровых и n четырехметровых бревен, то m + n = 30, 3m + 4n = 100, откуда m = 20, n = 10. Поэтому нужно сделать = 70 распилов.

8.3. Число а таково, что прямые у = ах + 1, у = х + а и у = 3 различны и пересекаются в одной точке. Каким может быть а? Ответ. а = 2. Первое решение. Заметим, что при х = 1 выполняется ах + 1 = х + а = а + 1, так что точка M (1; а + 1) является общей для прямых у = ах + 1 и у = х + а. Так как прямые различны, M - их единственная общая точка. Поэтому прямая у = 3 тоже должна проходить через неё, откуда а + 1 = 3 и а = 2. Легко видеть, что при а = 2 все три прямые действительно различны. Второе решение. По условию в точке пересечения а х + 1 = х + а о (а - 1)( х - 1) = 0, откуда а = 1 или х = 1. Ио случай а = 1 невозможен, потому что тогда первые две прямые совпадали бы. Дальше рассуждаем как в первом решении.

8.4. В треугольнике ABC проведена медиана AD. Найдите углы треугольника ABC, если

8.5. На смотре войска Острова лжецов и рыцарей (лжецы всегда лгут, рыцари всегда говорят правду) вождь построил всех воинов в шеренгу. Каждый из воинов, стоящих в шеренге, сказал: «Мои соседи по шеренге - лжецы». (Воины, стоящие в концах шеренги, сказали: «Мой сосед по шеренге - лжец».) Какое наибольшее число рыцарей могло оказаться в шеренге, если на смотр вышли 2005 воинов? Ответ Решение. Заметим, что два воина, стоящие рядом, не могли оказаться рыцарями. Действительно, если бы они оба были рыцарями, то они оба сказали бы неправду. Выберем воина, стоящего слева, и разобьем ряд из оставшихся 2004 воинов на 1002 группы по два рядом стоящих воина. В каждой такой группе не более одного рыцаря, т. е. среди рассматриваемых 2004 воинов не более 1002 рыцарей, т. е. всего в шеренге не более = 1003 рыцарей. Рассмотрим шеренгу РЛРЛР...РЛРЛР. В такой шеренге стоит ровно 1003 рыцаря.

9.1. Если в произведении двух чисел первый множитель увеличить на 1, а второй уменьшить на 1, то произведение увеличится на Как изменится произведение исходных чисел, если, наоборот, первый множитель уменьшить на 1, а второй увеличить на 1? Ответ. Уменьшится на Решение. Пусть изначально были числа х и у (с произведением xy). После того как первый множитель увеличили на 1, а второй уменьшили на 1, получилось (х +1)(у -1) = ху + у - х -1. Произведение увеличилось на 2011, то есть у - х -1 = 2011 или у - х = Если же первый множитель уменьшить на 1, а второй увеличить на 1, получится(х -1)(у +1) = ху - у + х -1. Заметим, что ху - у + х -1 = ху - (у - х)-1 = ху = ху То есть произведение уменьшилось на 2013.

9.2. Коммерсант Вася занялся торговлей. Каждое утро он покупает товар на некоторую часть имеющихся у него денег (возможно, на все имеющиеся у него деньги). После обеда он продает купленный товар в 2 раза дороже, чем купил. Как нужно торговать Васе, чтобы через 5 дней у него было ровно рублей, если сначала у него была 1000 рублей? Решение. Один из вариантов следующий. Первые четыре дня Вася должен покупать товар на все имеющиеся у него деньги. Тогда через четыре дня у него будет рублей (1000 ^ 2000 ^ 4000 ^ 8000 ^ ). На пятый день он должен купить товар на рублей. У него останется рублей. После обеда он продаст товар за рублей, и у него станет ровно рублей.

9.3. Даны ненулевые числа х, у и z. Чему может равняться значение выражения Ответ. 0. Решение. Докажем, что выражение, стоящее по крайней мере в одной из скобок, равно нулю. Выражение, стоящее в первой скобке, принимает нулевое значение, если x и у одного знака. Аналогично для второй и третьей скобок. Но среди ненулевых чисел х, у и z обязательно найдутся либо два положительных числа, либо два отрицательных. А значит, хотя бы один из трех множителей равен нулю. Поэтому все произведение равно нулю.

9.4. В конце каждого урока физкультуры учитель проводит забег и даёт победителю забега четыре конфеты, а всем остальным ученикам - по одной. К концу четверти Петя заслужил 29 конфет, Коля - 32, а Вася - 37 конфет. Известно, что один из них пропустил ровно один урок физкультуры, участвуя в олимпиаде по математике; остальные же уроков не пропускали. Кто из детей пропустил урок? Объясните свой ответ. Ответ. Вася. Решение. После каждого забега разность количества конфет, полученных любыми двумя из присутствовавших на уроке школьников, делится на 3 (эта разность равна 0 или 3). Значит, и в конце четверти разность количеств конфет, полученных любыми двумя из посетивших все уроки физкультуры школьников, делится на 3. А из данных чисел 29, 32, 37 разность, делящуюся на 3, дают только числа 29 и 32. Значит, пропустил урок тот школьник, который заработал 37 конфет.

9.5. Угол между двумя высотами остроугольного треугольника ABC равен 60°, и точка пересечения высот делит одну из них в отношении 2:1, считая от вершины треугольника. Докажите, что треугольник ABC равносторонний. Решение. Пусть AD и СЕ - высоты треугольника ABC, О - точка их пересечения (см. рис.). Из того, что в прямоугольном треугольнике АОЕ угол АОЕ равен 60°, следует, что ОЕ = АО/2, т. е. ОЕ = OD. Значит, прямоугольные треугольники ОЕВ и ODB равны (ВО - общая гипотенуза). Тогда BE = BD, откуда следует, что