«Концепция гражданского и патриотическое воспитание детей и молодежи в системе образования Костромской области. Опыт реализации. Проблемы преемственности»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий.
Advertisements

Модель Гражданско-патриотического воспитания МОУ Методический центр в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации)
Патриотическое воспитание в профессиональных образовательных организациях: трансформация опыта Скобелева Татьяна Михайловна, старший научный сотрудник.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь.
Возрождение патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского.
Формирование социально-активной личности российского студента – гражданина, патриота Проректор по УВР ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 507 Московского района Санкт-Петербурга Школьный проект «Школа.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Формирование гражданственности школьников: аспекты и условия (на примере УМК «Обществознание» ИЦ «Вентана–Граф» и образовательной программы «Омское Прииртышье»)
Духовно - нравственное развитие и воспитание патриотических чувств на ступени начального общего образования через внеурочную деятельность.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Транксрипт:

«Концепция гражданского и патриотическое воспитание детей и молодежи в системе образования Костромской области. Опыт реализации. Проблемы преемственности» Пигалева Н.П., к.и.н., зав. кафедрой теории и методики обучения ОГБОУ ДПО «КОИРО»

Актуальность Формирование патриотизма и российской гражданской идентичности является фактором формирования человеческого капитала, направленного на развитие и обустройство Костромской области.

Патриотизм это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом, сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Основой формирования патриотического самосознания становится идентичность со всей российской многонациональной культурой, со своей национальной культурой (культурами), традициями своих предков, родителей. При этом, в системе патриотического воспитания любовь и уважение к своей стране должно соседствовать с уважением к другим народам и странам.

Гражданственность сформированная система знаний и отношений личности к себе как гражданину, к гражданскому обществу, к государству и государственным структурам, к собственным гражданским правам и обязанностям, позволяющая ей успешно жить в условиях государства и гражданского общества, реализовывать свои гражданские права и обязанности в определенной политической и социокультурной среде.

Воспитание «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства »(Закон об образовании)

Опыт Созданы и действуют 310 детско - ветеранских организаций, более тимуровских отрядов, 94 молодежных патриотических клубов и объединений, работа которых направлена на исследование истории Костромской области, сбор материалов - воспоминаний участников боевых действий, подготовка допризывной молодежи к службе в армии, проведение мероприятий, формирующих гражданскую позицию подрастающего поколения, участие в экспедициях по местам боевого пути дивизий, сформированных на костромской земле, поиск пропавших без вести по архивным материалам. Создано 208 музеев и комнат боевой и трудовой славы, истории костромского края. Ежегодно проводится областная историко - краеведческая акция « Ищу героя ». В ходе акции за 13 лет собран архив из более чем 2000 работ. В рамках всероссийского проекта « Наша общая Победа » молодежью региона отснято более 100 видеороликов - воспоминаний ветеранов организацию работы более 180 добровольческих объединений, включающих около волонтеров С 1993 года действует детская организация « Федерация детских и подростковых организаций Костромской области », объединяющая в своих рядах около 20 тысяч подростков в возрасте 10 до 14 лет.

Опыт регионального отделения ДОСААФ России Костромской области, Костромского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов ( пенсионеров ) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Костромской региональной организации Общероссийской общественной организации « Российский союз ветеранов Афганистана », Костромской областной общественной организации ветеранов десантных войск, Костромской областной общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей, ВОКО ВКО « Центральное казачье войско », Костромской областной общественной организации « Союз Чернобыль » и других общественных объединений.

Проблемы и риски Региональные исследования, проведенные в годах, выявили недостаточность компетенций у детей и молодежи в области самовоспитания, в таких проявлениях личности как нравственность и социальная толерантность, социальная активность личности ( выраженность каждого из этих показателей составила менее 0,33 балла, при максимальном значении 1 балл )

Цель гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области формирование российской гражданской идентичности личности, чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Система гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей и молодежи региона чувства патриотизма, гражданственности, гражданской идентичности личности, способствовать всемерному включению их в решение общественно значимых задач.

Гражданская идентичность отождествление индивидом себя с определенной гражданской общностью, сложившейся на одной государственной территории и имеющее для индивида значимый смысл; это субъективное состояние и объективно наблюдаемая тождественность индивида обществу в его типических социокультурных изменениях (язык, ментальность, картины мира, социокультурные ценности, нормы- типическое поведение).

Гражданская идентичность включает 4 компонента (ФГОС) Когнитивный ценностный Эмоциональный поведенческий

Направления деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи Костромской области: Обновление содержания и расширение нормативно- правовой базы гражданского и патриотического воспитания Координация и поддержка деятельности субъектов гражданского и патриотического воспитания Создание единого пространства гражданского и патриотического воспитания Активизация деятельности детских и молодежных общественных организаций Ведущая роль средств массовой информации как основного ресурса в пропагандистской работе по гражданскому и патриотическому воспитанию Использование государственных и региональных символов в гражданском и патриотическом воспитании

Основы функционирования системы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области Основа патриотического воспитания детей и молодежи закладывается в семье. Детские и молодежные общественные объединения являются действенным инструментом проведения государственной социальной политики, вовлечения детей и молодежи в социально значимую деятельность. Средства массовой информации и коммуникации, литература, искусство призваны играть активную и позитивную роль в сфере гражданского и патриотического воспитания, Следует развивать систему краеведческой и музейной работы Правоохранительным органам рекомендуется оказывать содействие в организации военно-патриотических клубов, клубов по изучению права. Перспективным направлением в гражданском и патриотическом воспитании детей и молодежи Костромской области является развитие туристических брендов и туризма.

Патриотически-ориентированное образование построенное на основе системно- деятельностного подхода, направленно на воспитание человека культуры, гражданина, патриота, готового и способного реализовать собственный опыт, осуществлять свои функции и социальные роли в пространстве и времени, в служению Отечеству. Вовлечение детей и молодежи в общественно-значимую, социально- полезную деятельность, поддержка позитивных молодежных инициатив, создание условий для участия детей и молодежи в решении общественных проблем.

15 Личностная парадигма знания - ответственность - действия - изменения

Идеалом образованного человека является личность, готовая к жизни в условиях динамического обновления и изменения общества, социально активная, способная к адекватной адаптации в социуме – с одной стороны, и духовно богатая, обладающая высоким уровнем гражданской ответственности и социального интеллекта – с другой.

Создание единого пространства гражданского и патриотического воспитания в Костромской области: разработка и внедрение интерактивных образовательных программ, реализация региональных проектов, направленных на развитие общекультурного уровня населения: «Кострома народная», «Читающая Кострома», «Кострома – колыбель Российской государственности»; развитие сети музеев трудовой славы, досок Почёта и использования их в целях гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи; - повышение доступности всех категорий населения кабинетов (музеев) истории и культуры Костромского края в образовательных организациях и учреждениях культуры как центров формирования культурно-исторической компетентности подрастающего поколения; - разработка нового учебно-методического комплекса для реализации региональных программ по истории и литературе и др.