Cетевое взаимодействие : историко-теоретический контекст, приобретения обрзовательной организации в условиях сетевого взаимодействия, развитие сети ПГТУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Advertisements

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Сетевое взаимодействие федеральных университетов при разработке и реализации образовательных программ (модели и уровни) Разработано САФУ имени.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Презентация по плану работы по проекту на 2015 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Н.О. Верещагина – начальник учебно- методического управления ОТВЕТСТВЕННЫЕ.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
LOGO Проект «Разработка и апробация технологии оценки готовности выпускников к профессиональной деятельности в сфере образования и социальной сфере.
Актуальность введения сетевых форм реализации основных образовательных программ Проректор по учебной работе М.М. Кибардин.
Министерство образования и науки Республики Марий Эл Рябчиков Эдуард Семенович, главный специалист отдела профессионального образования Министерства образования.
О состоянии и перспективах развития системы профессионального образования Архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Транксрипт:

Cетевое взаимодействие : историко-теоретический контекст, приобретения образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия, развитие сети ПГТУ Н.Н. Старыгина, проректор по ОД

Основные этапы и формы развития сетевого взаимодействия в 2000-е годы Сетевое взаимодействие между школами Ресурсные центры Межрегиональные отраслевые ресурсные центры Различные виды кооперации: ассоциации, кластеры, советы, объединения и др., объединяющие образовательные организации, предприятия, общественные структуры и др. Академическая мобильность: программы «двойных дипломов», механизм зачета результатов обучения в другой ОО, Сетевая форма реализации ОП Взаимодействие с предприятиями: формирование базовых структур вуза на предприятиях

Ресурсный центр Идея обеспечения качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена (уровень НПО и СПО) за счет концентрации и использования общих ресурсов приказ Министерства образования Российской Федерации от г «О проведении в 2002 году открытого конкурса по организации сети ресурсных центров в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды ( годы)») В гг. разработана стратегия развития отраслевой сети ресурсных центров, созданы федеральные и окружные ресурсные центры, в пилотных регионах – головные ресурсные центры, разработаны планы развертывания межшкольных центров. В 2004 г. разрабатывается система информационного обеспечения и взаимодействия ресурсных центров профессионального образования.

МОРЦы 2011 год – 11 межрегиональных отраслевых ресурсных центров (по областям хозяйства) межрегиональные отраслевые ресурсные центры в области лесного хозяйства (ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»), авиастроения (ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им А.Н. Туполева - КАИ»), энергетики (БОУ Чувашской Республики СПО «Чебоксарский электромеханический колледж»), сельского хозяйства (ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университете»), современные (как отечественные, так и зарубежные) и др. технологии управления качеством образования в условиях сетевого использования ресурсов профессионального образования, реализуемые инновационные подходы к организации партнерства органов управления образованием, образовательных учреждений, бизнеса, промышленных предприятий и организаций и др..

Сетевой проект для вузов С 2008 года реализуется комплексный проект «Развитие сетевого взаимодействия инновационных вузов как основы для широкого использования результатов, полученных в ходе реализации инновационных образовательных программ». Вовлечение высших учебных заведений в сетевое взаимодействие обеспечило возможность реализации новых подходов к сотрудничеству между образовательными учреждениями разного уровня (НПО, СПО, ВПО), организациями и предприятиями (работодателями), научными учреждениями.

Актуализирована базовая структура вуза на предприятии Базовая структура как актуальная форма сетевого взаимодействия «кластерного» типа Форма активного взаимодействия с предприятиями/организациями, интеграции вуза и работодателей Вуз переносит часть учебного процесса на площадку предприятия- партнера, причем вуз получает возможность проведения на предприятии всех видов учебной и научной деятельности, включающих как теоретические, так и практические занятия Цель - практико-ориентированная подготовка студента, подготовка к работе в условиях конкретного предприятия, привитие корпоративной культуры и лояльности к работодателю Актуально для реализации программ прикладного бакалавриата (важнейшее условие – наличие конкретного работодателя, готового участвовать в подготовке специалиста) ФЗ-273 Приказ 958 от 14 августа 2013 г. Типовое положение о базовой кафедре ФГБОУ ВПО «ПГТУ» Образец договора

НОВОЕ в сетевом взаимодействии: сетевая форма реализации образовательных программ НОВОЕ в сетевом взаимодействии: сетевая форма реализации образовательных программ (ФЗ-273, ст. 15) Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Сетевое взаимодействие Совместная деятельность образовательных организаций, обеспечивающая возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных организаций

Типология сетевого взаимодействия – 1 Региональные сетевые проекты (ассоциации, ассамблеи….) Сетевое образовательное событие (олимпиады, конкурсы…) Сетевые проекты Взаимодействие между образовательными организациями (Сетевое партнерство в образовании. М.: издательский дом «Эврика», 2004)

Типология сетевого взаимодействия - 2 Совокупность институтов, выполняющих определенную функцию (Сеть вузов в РФ: главная функция - обучение; узлы сети - материальные единицы, расположенные в одном пространстве. ) Сеть как структура, обеспечивающая связи между образовательными организациями (Интернетвторостепенны материальные основы, пространственное расположение узлов сети, важен тип человеческих отношений) Сеть социально-функциональная или контактная (объединяют разных участников сетевого взаимодействия с целью выработать новые связи, достичь изменения ее субъектов) (Реморенко И. На путях к сетевому взаимодействию. Доклад на конференции «Сетевой подход в образовании г.)

Типология сетевого взаимодействия - 3 Уровень информации (образовательные организации обмениваются сведения, налажены информационные потоки) Уровень распределения обязанностей (взаимодействие разнообразных ОО, направленное на удовлетворение разных образовательных потребностей населения) Уровень формирования социально-педагогических норм (ОО договариваются о единых критериях оценки деятельности друг друга) Уровень ресурсного обмена между образовательными организациями (у сетевых партнеров появляются общие ресурсы разных типов) Уровень реализации образовательных программ (индивидуальные образовательные программы обучающихся, дающие возможность обучаться в разных ОО)

Типы сетевого взаимодействия - 4 «кластерный» - тип виртуальной организации или совместной организации типа ассоциации, консорциума, комплекса, кластера и т.п. «точечный» - отдельные договоры о сетевой форме реализации ОП («точка» - ОП)

«Кластерный» тип сети Основывается на традиции сотрудничества и партнерства с вузами и предприятиями Договоры о стратегическом партнерстве Договоры о прохождении производственных практик Партнеры – образовательные организации Партнеры – предприятия / организации отрасли Формы – ассоциации, комплексы, кластеры и т.д.

«Точечный» тип сети «Точечный» тип сетевого взаимодействия, то есть сетевая форма реализации ОП, стала современным образовательным трендом, получившим закрепление в ФЗ- 273 «Об образовании в РФ» и поддержанным рядом мероприятий Минобрнауки РФ

Проблемы сетевого взаимодействия Формирование готовности к сетевому общению Техническое обеспечение и сопровождение Система методической работы в ОО в условиях сетевого взаимодействия Нормативно-правовое обеспечение Система управления сетевым взаимодействием Финансирование, финансовое взаимодействие между ОО

Проблемы сетевого взаимодействия В области управления сетью: -Децентрализация (преобладание горизонтальных связей над вертикальными -Частичное лидерство (каждый субъект в какой-то одной сфере деятельности может являться лидером, а в другой лишь исполнителем или заинтересованным участником) -Широкая специализация (необходимость решения в рамках сети не столько узкопрофессиональных проблем, сколько пограничных) -Наличие неформальных отношений (не только профессиональный характер отношений участников сети, но и, так называемый, клубный)

Финансирование СОП Минобрнауки РФ рассматривает вопрос о государственной поддержке развития сетевой формы реализации образовательных программ магистратуры как призванных укрепить сотрудничество между вузами, научными организациями и предприятиями наукоемких отраслей Из средств университета (производственная практика, оплата труда ппс - почасовая, по совместительству) Из личных средств обучающихся Применение аутсорсинга при реализации сетевой ОП

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В 2010-Х ГОДАХ

Дорожная карта, утвержденная приказом Правительства РФ 2620 от года Центральная задача – повышение эффективности и качества услуг в сфере профессиональной подготовки Ключевое мероприятие – сетевые формы взаимодействия социальных институтов в целях успешной реализации образовательных программ

Основные причины актуализации Минобрнауки РФ сетевого взаимодействия Материально-техническая база образовательных организаций не отвечает запросам современного рынка труда и требует переоснащения Оптимизация затрат на переоснащение образовательных организаций за счет использования ресурсов сетевых партнеров: образовательных организаций (учебно- лабораторные комплексы) и предприятий Реализация основных задач (16) в 5-ти ключевых областях

Ключевые области (5) и задачи (16)

Мероприятия Минобрнауки РФ, поддерживающие и стимулирующие сетевую форму реализации ОП Система показателей/индикаторов мониторинга эффективности вузов РФ Мониторинг реализации сетевых программ (октябрь 2013 года) Новая форма статотчетности ВПО-1: впервые введен показатель «реализация сетевых образовательных программ» (5 октября 2013 года) Для ведущих вузов, реализующих ПСР, введены дополнительные показатели, отражающие развитие сетевого взаимодействия (Приложения А и Б к отчету за 2013 год) Формирование КЦП на 2014 год (количество мест в магистратуру, в том числе для участия в сетевом взаимодействии) Формирование КЦП на 2015 год (количество мест в магистратуру, в том числе для участия в сетевом взаимодействии, с представлением копии договоров о сетевой форме реализации ОП). Формирование пакета документов – до 17 марта 2014 г. Приказ 1367 от 19 декабря 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ОП высшего образования – программам бакалавриат, программам специалистов, программам магистратуры»

Приобрентения вуза, участвующего в сетевом взаимодействии Качество образования Эффективность деятельности Конкурентоспособность вуза и ОП Открытость Мобильность Позиционирование вуза на рынке образовательных услуг «Быть в тренде»: концентрация деятельности на приоритетных областях развития системы образования, на уникальных процессах, развивающихся в ведущих образовательных организациях

Качество образования Обеспечивается использованием ресурсов разного типа организаций-партнеров Проявляется в - соответствии уровня подготовки запросам работодателей, - практической ориентированности обучения, - быстрой реакции на внешние и внутренние изменения, - способности к обновлению, модернизации, - востребованности специалистов …

Эффективность деятельности Обеспечивается консолидацией всех сил, участвующих в сетевом взаимодействии Проявляется в - оптимизации и минимизации затрат на обучение - использовании ресурсов вузов и предприятий и экономии затрат на переоснащение, - привлечении к совместной деятельности лучших партнеров и исключении некомпетентных участников, - в «продвинутом» уровне профессиональной компетентности выпускника, способного сразу включиться в профессиональную деятельность и способного к инновационной деятельности …

Эффективность деятельности Оценивается в процессе мониторинга вузов РФ В выполнении показателей эффективности деятельности: - Удельный вес численности студентов, обучающихся по очной форме обучения по ООП ВО, прошедших обучение за рубежом не менее одного семестра (триместра) - Численность студентов зарубежных вузов, прошедших обучение по очной форме на ООП ВО вуза - Удельный вес численности студентов, принятых по результатам целевого приема - Удельный вес численности слушателей из сторонних организаций в общей численности слушателей, прошедших обучение в вузе по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки - Количество публикаций: а) в Web of Science, Scopus; б) в РИНЦ

конкурентоспособность

Позиционирование вуза на рынке образовательных услуг Создание имиджа конкурентоспособного вуза как участника сетевого взаимодействия – использование комплементарных активов вузов и предприятий – партнеров по сети - Сетевые образовательные программы и базовые кафедры (иные структуры) как бренды вуза, подтверждающие его ведущую роль в системе российского образования Использование сетевых программ-брендов в профориентационной работе, рекламе и др.

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПГТУ Традиции сетевого взаимодействия: «кластерный» (ассоциации, объединения, общества и др.) и «точечный» (образовательная программа) В ПГТУ активно развиваются традиции «кластерного» типа сетевого взаимодействия Новации в области сетевого взаимодействия - сетевая форма реализации образовательных программ, базовые структуры ПГТУ на предприятиях и в организациях Ученый совет от 7 марта 2014 года, 7/2 «О задачах поьразвитию сетевого взаимодействия и созданию базовых кафедр на предприятиях и в организациях для совершенствования подготовки специалистов», мероприятия по развитию сетевого взаимодействия в ФГБОУ «ПГТУ» ( гг.)

Традиционные формы сетевого взаимодействия Договоры с предприятиями, образовательными организациями (свыше 50 по данным Центра карьеры, 53 – о прохождении практик) Членство ПГТУ, его структурных подразделений и отдельных представителей в разного рода сообществах: - УМО - Совет ботанических садов Урала и Поволжья (Ботанический сад- институт) -Ассоциация лесного образования -Ассоциация инженерного образования -Ассоциация строительных вузов России Проект Tempus-JPHES «Рамка квалификаций и непрерывное обучение для устойчивого лесопользования»

Традиционные формы сетевого взаимодействия Академическая мобильность : - учебные стажировки студентов, в том числе за рубежом, - организация производственных практик студентов, в том числе за рубежом (например, преддипломная практика студентов ММФ в Российском федеральном ядерном центре - Федеральном научно-исследовательском институте экспериментальной физики (г. Саров), производственная практика студентов ФСТ в Турции на основе договора с фирмой «TEZ TOUR», учебная стажировка студентов в вузах Европы, США) -Программа визит-лекторов (2013 г чел., 2012 г. – 10 чел.) - Организация производственных практик, других видов учебных занятий на филиалах кафедр - Участие в образовательной деятельности представителей предприятий/организаций - на условиях внешнего совместительства, почасовой оплаты (в 2013 г представителей предприятий работали на условиях внешнего совместительства, 51 - на условиях почасовой оплаты) - участие в работе ГЭК (5 представителей вузов, предприятий (62), министерств (4); всего - 71 чел.)

Традиционные формы организации взаимодействия Участие в ОПЭС по направлениям подготовки (активно в период разработки ООП (анкетирование, экспертиза): всего предприятий, 130 представителей предприятий) Совместные научные проекты с предприятиями, в рамках НИД и др. Открытые Интернет-олимпиады для студентов ВО и СПО (партнеры: Microsoft, Сбербанк РФ, НИИ МКО, НЦ ОПА) Профессионально-общественная экспертиза и аккредитация образовательных программ, в том числе международная Электронно-библиотечная система

Опыт сетевого взаимодействия: Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области лесного хозяйства Характеристика сети Количество учреждений сети – 34 из 21 региона и 5 федеральных округов Количество специальностей – 7 Количество разработанных сетевых образовательных программ СПО и ДПО – 27 Количество преподавателей, повысивших квалификацию, – более 600 Объем вложенных в развитие МОРЦ средств – 93,5 млн. рублей Генеральные партнеры:

Базовая кафедра - актуальная форма сетевого взаимодействия «кластерного» типа - как способ повышения эффективности деятельности Социальная эффективность, проявляющаяся в высокой адаптации и лояльности выпускников к предприятию Экономическая эффективность, выраженная в консолидации и оптимизации использования ресурсов Сокращение дисбаланса между потребностями современного рынка труда и фактическим результатом образовательных услуг Формирование социальной ответственности работодателя

Инфраструктура ПГТУ для сетевого взаимодействия Филиалы кафедр - 13 Базовая кафедра (в ПГТУ создана базовая кафедра в ОАО «Ростелком»; ведется работа по созданию БК в Марийское отделение «Сбербанк») Базовая учебно-исследовательская лаборатория кафедры ДОП в ОАО «Премьера» Центр радиолокационных систем и комплексов на ОАО «Марийский машиностроительный завод»

Сетевая форма реализации магистерских программ 14 сетевых программ – с 2014 г. Магистерские программы на направлениям «Десное дело» и «Государственное муниципальное управление» «Государственное и муниципальное управление природными ресурсами» и «Государственное управление лесами» реализуются с 2013 г. совместно с ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино)» Магистерская программа по направлению «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» «Современные технологии деревообработки» реализуется совместно с Чешским сельскохозяйственным университетом (Прага) с 2014 г.

Сетевая форма реализации ОП как показатель позиционирования вуза на рынке образовательных услуг России Наши сетевые партнеры Предприятия / организации: ОАО «Марийский машиностроительный завод» Отделение Марий Эл 8614 ОАО «Сбербанк России» АНО «Бизнес-инкубатор РМЭ» ОАО «Ростелеком» ООО «Наномет» ООО «Аранеус» ООО «Звениговский мясокомбинат» ООО «НПФ «Мета-хром» ООО ГБУ РМЭ «Сервисный центр «Медтехника» ФГУЗ «Центр гигиены и эпидеитологии РМЭ» ООО НПЦ «Поиск-МарГТУ» ГКУ РМЭ «Пригородное лесничество» Образовательные организации : Чешский университет естественных наук, г. Прага Казанский национально-исследовательский технологический университет Казанский (Приволжский) федеральный университет Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет Санкт-Петербургский филиал ФГБУН «Институт земного магнетизма, оносферы и распространения радиоволн имени Туполева ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет» ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет» (НИУ) ФГБОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет» и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино) Волжский филиал ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет»

Сетевая форма реализации ОП Формирование общих ресурсов разного типа с ОО-партнерами Инструмент вовлечения работодателей в процесс обучения Роль вуза – выполнение системных требований (ФГОС) к содержанию и методике обучения, признание результатов обучения

Выбор образовательных технологий Д истанционная образовательная технология (формирование единой электронной ресурсной базы для каждой сетевой программы, для вуза: авторские учебные дисциплины, лучшие курсы ведущих преподавателей, тренажеры, симуляторы, учебные модули для сети и др.; обеспечение взаимодействия между вузами: проект «Виртуальный университет», использование онлайн курсов Московского физико- технического института, Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики через интернет- площадку Coursera, предоставляющую доступ к MOOC) Технология электронного обучения (электронный курс как основа для создания качественного электронного ресурса, электронный курс как способ организации самостоятельной работы студентов вузов-партнеров)

Сетевая форма реализации ОП, базовая кафедра (иные структуры) Должны стать брендом ПГТУ, раскрывающим его место и значение в российской системе образования Должны обеспечить качество подготовки практико-ориентированных специалистов Должны повысить конкурентоспособность ПГТУ и сетевых магистерских программ на рынке образовательных услуг РФ

«Искусство жить - это искусство жить с другими» Спасибо за внимание!