Предметно-развивающая среда в ДОУ Сошникова Лариса Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предметно-развивающая среда в условиях реализации основной общеобразовательной программы «Предметная развивающая среда» система материальных объектов.
Advertisements

Тест для педагогов ДОУ Задачи образовательных областей федеральных государственных требований Старший воспитатель МБДОУ 320 Власова Н.А.
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
Вторая младшая группа у.г.. Педагоги группы. Гончарова Екатерина Васильевна – воспитатель Балалова Надежда Валерьевна – помошник воспитателя.
Татьяна Викторовна Рыжова, преподаватель кафедры дошкольного образования СПб АППО 2011.
« Создание предметно-развивающей среды во 2 младшей группе для решения задач комплексно- тематического планирования » Разработала Оспанова Надежда Александровна,
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Реализация образовательных областей «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» через познавательно-речевое.
Предметно-развивающая среда в ДОУ как условие поддержки развития ребенка подготовила:Маркушина Т.И г.
Городское методическое объединение музыкальных руководителей « Организация предметно - развивающей среды музыкального зала и музыкального центра группы.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации развивающей.
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
Презентация к уроку по теме: ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ.ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
«Государственные требования (стандарты) дошкольного образования определяют направление проектирования образовательных программ, являющихся средством развития.
Примерные виды интеграции образовательных областей.
О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Е КАТЕРИНА П АВЛОВНА П ОПОВА, НАЧАЛЬНИК.
Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии ФГОС.
Транксрипт:

Предметно-развивающая среда в ДОУ Сошникова Лариса Александровна

CРЕДОЙ называется реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Термин «среда», под которым понималось окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности, стал использоваться в европейской культуре в эпоху Просвещения.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е.И.Тихеева

Развивающая среда выступает: в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей, побуждает ребенка проявлять активность и инициативу.

Проблемы в организации предметно- развивающей образовательной среды: 1. Среда не отражает специфику программ и технологий реализуемых в ДОУ. 2. Среда чаще всего статична. Дети не принимают участие в ее проектировании и изменении. 3. При создании среды, не учитываются особенности детей: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерная (половая) принадлежность, личностные особенности. 4. Оснащение «центров» (зон) носит выставочный характер, мало используются продукты детской и совместной деятельности взрослого и ребенка. 5. Ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой.

Нормативно-правовые документы определяющие создание предметно- развивающей среды «Концепция содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), утв. ФКС по общему образованию Минобр РФ от Письмо Минобразования России от ­51­46 ин/14­03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Письмо Минобразования России от /19­12 "О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек") «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН » утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 года 91

«Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении» (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.); «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Проект ФИРО « Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от N 2151 «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Минобрнауки РФ от N 2151) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Принцип информативности. Разнообразие тематики материалов и оборудования, активность детей во взаимодействии с предметным окружением. Принцип вариативности. Определяется видом ГДОУ, содержанием дошкольного образования, национально-культурными и климатическими особенностями города/региона. Принцип интеграции образовательных областей. Использование материалов и оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других областей. Принцип полифункциональности. Возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей сред. Принцип трансформируемости. Изменение предметно-развивающей среды, позволяющие, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

ПОКАЗАТЕЛИ развивающей предметной среды: Положительный эмоциональный настрой детей; их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад; Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать деятельность по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов; Высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполняемых в течение дня; Отсутствие частых конфликтов между детьми; Спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим.

Функции развивающей образовательной среды. РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ (ведущая). * Предполагает понимание развития как результат воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) развития ребенка («от простого к сложному»: от уже известного к новым, неизвестным компонентам ). * Определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Деятельность ребенка в обогащенной среде позволяет проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, творчески отображать познанное. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению.

СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ. Требует компетентного и творческого подхода к организации предметно-развивающей среды. УСЛОВИЯ: Среда представляет для ребенка интерес, мотивировать его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ Предмет – яркий источник познания окружающего мира. Каждый предмет в развивающей среде несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социально-культурного опыта.

ФУНКЦИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Окружающая среда является для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка в группе, их цветовые характеристики должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ Может быть реализована при условии создания воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: * уступить или действовать самому; * поделиться или взять себе; * предложить помощь или пройти мимо проблем товарища.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ СРЕДА : Создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка; Служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на образовательный процесс.

Требования к развивающей среде Гигиенические Психолого – педагогические Психолого – педагогические Эстетические

Гигиенические требования Безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ.

Психолого-педагогические требования к развивающей среде Возрастные особенности Возрастные особенности Особенности реализуемой образовательной программы Особенности реализуемой образовательной программы Интересы, склонности, способности Интересы, склонности, способности Приоритетное направление педагогов группы Приоритетное направление педагогов группы Половой состав детей группы Половой состав детей группы Уровни развития детей Уровни развития детей Развивающая среда

Эстетические требования использование предметов народно-прикладного искусства использование в оформлении групп комнатных растений использование в интерьере детских работ

Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада. Образовательная область Задачи реализации образовательной области в процессе проектирования и организации среды Соответствующая среда 123 Здоровье Сохранение и укрепление физического и психического здоровья Здоровьесберегающая. Для физического развития. Для творческого конструирования и т.д. Физическая культура Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта Социализация Развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств Игровая. Речевая предметно-развивающая среда и игровая. Многофункциональная. Коммуникация Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи

Образовательная область Задачи реализации образовательной области в процессе проектирования и организации среды Соответствующая среда Познание Сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, расширение кругозора детей, формирование элементарных математических представлений, целостной картины мира Математическая предметно- развивающая и игровая. Предметно-развивающая и игровая. Экологическая. Чтение художественной литературы Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; Развитие художественного восприятия, эстетического вкуса литературной речи, приобщение к словесному искусству Музыка Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству Эстетическая развивающая, предметная и игровая. Экологическая предметно- развивающая Художественное творчество Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно- развивающей и игровой среды детского сада. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __

Образовательная область Задачи реализации образовательной области в процессе проектирования и организации среды Соответствующая среда Труд Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Предметно-игровая. Многофункциональная. Предметная и игровая для творческого конструирования. Речевая предметно-разви- вающая и игровая. Безопасность Передача знаний о правилах безопасности дорожного движения, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно- развивающей и игровой среды детского сада. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОЕКТИРОВАНИЕ предметно-развивающей среды Не может быть жестких единых требований к построению предметно- развивающей образовательной среды в разных образовательных учреждениях. Архитектурно-пространственные условия Требования нормативных документов Предпочтения, субкультура ДОУ Материально-технические условия Реализует свою ООП ДО Уровень развития детей Общие принципы построения предметно –развивающей среды

МОДЕЛЬ предметно-развивающей среды Предметное содержание Пространственная организация Изменение во времени Игры, предметы и игровые материалы (ребенок действует со взрослым, самостоятельно) Учебно- методические пособия, используемые педагогами в процессе обучения детей Оборудование для осуществления детьми разнообразных видов деятельности (мольберты, кукольный игровой уголок и т.д.) Предметное содержание должно быть организовано в пространстве так, чтобы обеспечить его активное освоение детьми Изменение предметного содержания и пространственно- временное размещение необходимо для стимулирования детской активности с учетом трансформации, происходящей в ребенке, связанных с его ростом и развитием. Обеспечивают высокую степень вариативности развивающей среды

АЛГОРИТМ проектирования предметно –развивающей среды 1 ШАГ *Анализ ООП ДО, образовательной программы возрастной группы; *Формулировка целей и задач работы на год; *Определение приоритетных направлений развития детей. 1 ШАГ *Анализ ООП ДО, образовательной программы возрастной группы; *Формулировка целей и задач работы на год; *Определение приоритетных направлений развития детей. 2 ШАГ *Подбор учебно-методических пособий, художественной литературы; *Подбор игр, игрового материала для самостоятельной деятельности детей; *Составление перечня специального (дополнительного) оборудования; *Проведение ревизии имеющегося оборудования. 2 ШАГ *Подбор учебно-методических пособий, художественной литературы; *Подбор игр, игрового материала для самостоятельной деятельности детей; *Составление перечня специального (дополнительного) оборудования; *Проведение ревизии имеющегося оборудования. 3 ШАГ * Определение пространств размещения, составление плана-схемы (чем будут наполнены). 3 ШАГ * Определение пространств размещения, составление плана-схемы (чем будут наполнены). 4 ШАГ *Размещение мебели по плану-схеме и крупное оборудование. 4 ШАГ *Размещение мебели по плану-схеме и крупное оборудование.

5 ШАГ *Наполнение пространств необходимым играми, игровым материалом. 5 ШАГ *Наполнение пространств необходимым играми, игровым материалом. 6 ШАГ * Изучение интересов, предпочтений и особенностей детей; * Внесение корректив в ШАГ 2 с учетом полученной информации, имеющихся возможностей. 6 ШАГ * Изучение интересов, предпочтений и особенностей детей; * Внесение корректив в ШАГ 2 с учетом полученной информации, имеющихся возможностей. 7 ШАГ * Продумывание последовательности внесения изменения пространства (вчера – сегодня – завтра) 7 ШАГ * Продумывание последовательности внесения изменения пространства (вчера – сегодня – завтра) АЛГОРИТМ проектирования предметно –развивающей среды _______________________________________________________________________________________________________________________________

Основные требования к безопасности детских игрушек. Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами.

Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы. Для маленьких детей опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см). Отсутствие неприятного резкого запаха.

Безопасный звук. Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные звуки. Безопасный цвет. Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.

Проект ФИРО « Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.9. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами: Полифункциональностью (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игр); Дидактическими свойствами (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление с цветом, формой и т.д.); Возможностью применения группой детей (совместная деятельность, лото, конструктор и т.д.); Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: Проект ФИРО « Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» _________________________________________________________________________________ Провоцирующие на агрессивное поведение; Вызывающие проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которые выполняют играющие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки; Провоцирующие игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; Вызывают интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Отличительные признаки предметно-развивающей среды в группах ДОУ 2-3 года (ранний возраст) 3-4 года (младший дошкольный возраст) 4-5 лет (средний дошкольный возраст) 5-7 лет (старший дошкольный возраст) Отличительные признаки Достаточно большое пространство для удов-летворения потреб-ности в активном движении Насыщение центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами Учет потребности воспитанников в игре со сверстниками и особенность уеди- няться Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, логики и т.д. Создание и изменение пространства (с учетом развития детей) Воспитатель с учетом интересов детей Совместная деятельность педагога и детей с учетом их интересов С учетом интересов детей: -Совместная деятельность педагога и детей; -Самостоятельная деятельность детей Ориентация предметно-развивающей среды на «зону ближайшего развития» каждого ребенка и содержать предметы и материалы как известные, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и совсем незнакомые предметы среды.

Таблица 1

Таблица 1 (продолжение)

ЛИТЕРАТУРА: Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ сост. Н. В. Нищева, СПБ: Детство-Пресс, 2010

Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ./ под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Творческий центр Сфера, 2011

Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Интерактивная предметно- развивающая и игровая среда детского сад, изд. Перспектива, 2011

Кирьянова Р.А., Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида, изд. Каро, 2007

Чеменева А.А., О.А. Ушакова- Славолюбова, Коммуникативно- ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника, СПб: Детство-Пресс, 2013

Киреева Л.Г., Организация предметно-развивающей среды/ из опыта работы, изд. Учитель, 2009 г.

Елжова Н.В., Развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий ПДД в детском саду, изд.Феникс,2013

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!