«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль Баутина Ольга Васильевна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эвристическое обучение. Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования,
Advertisements

Нестандартные формы организации учебных занятий. Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, До смешного скромный – и поэтому великий Н.И.Рачинский.
Основные компоненты эвристического урока. 1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Виды проблемных уроков Виды проблемных уроков. Выполнила: учитель географии МБОУ СОШ 4 Валентина Михайловна Сегина.
Студентки 3 курса 2 группы ОНУ им. И.И.Мечникова Химического факультета Новиковой Анастасии Владиславовны 1.
Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно.
Практическое занятие «Эвристическая образовательная модель как средство достижения метапредметных результатов».
Тема: «Социальные информационные технологии» Класс: 10.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
Белорусский государственный университет Кафедра педагогики и проблем развития образования Лукина Александра Михайловна «Организационно-педагогические условия.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Индивидуальная траектория обучения 6 ноября 2012 лицей 144.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Транксрипт:

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль Баутина Ольга Васильевна, учитель географии МБУ ОО СОШ 15 поселка Майский Советско-Гаванского муниципального района как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС Краевая научно-практическая конференция «Современные педагогические технологии как средство реализации деятельностного подхода в линии учебников географии издательства «Вентана-граф» г. Хабаровск

Концепция Стандарта Отличительная особенность - направленность в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, к развитию творческих способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода Концепция ЭО Эвристическое обучение – обучение через открытие Цель: конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания ЭО – это создание школьниками образовательных продуктов

«Эвристика» в переводе с греческого «heurisko» означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа ( гг. до н.э.). Каждый человек имеет дар. Одарённость – качество любого ученика и она проявляется в разном – в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих качествах.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности А.В.Хуторской 30% - уровень творчества в начальной школе 3% - уровень творчества выпускника

Методы эвристического обучения Оргдеятельностные Креативные Когнитивные метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод гиперболизации, «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений) методы ученического целеполагания и планирования, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, метод рецензий, методы рефлексии, методы самооценки и рефлексии метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, образного видения, эвристических вопросов, эвристического наблюдения, эвристического исследования, конструирования понятий Классификация А.В.Хуторского

При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом содержанию учебного материала. Эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).

Типы эвристических уроков Уроки оргдеятельностного типа Уроки когнитивного типа Уроки креативного типа урок-наблюдение, эксперимент, исследование объекта, лабораторный урок, урок конструирования понятий и правил, закономерностей, гипотез, теорий, урок работы с культурно-историческими аналогами уроки целеполагания, нормотворчества, урок-проект, консультация, рецензирование, взаимоконтроль, самооценка; урок-вернисаж, выставка, конференция, зачет, творческий отчет, рефлексия урок-диалог; дискуссия, диспут, эвристическая беседа, урок-противоречие, урок изобретательства, моделирования, урок-сочинение сказки, летописи, деловая игра, прогностический урок Классификация А.В.Хуторского

Методология эвристического урока (рекомендации к разработке этапов урока с позиций Научной школы А.В.Хуторского) Первый этап. Целеполагание Учащимся предлагаются готовые цели и дается возможность сформулировать свои собственные Второй этап. Создание учеником субъективного образовательного продукта (СОП) Третий этап. Сравнение СОП с культурно-историческим аналогом (КИА). Задание ученику на составление им обобщенного образовательного продукта (ООП) Четвертый этап. Рефлексия Рефлексия «Классическая» Рефлексия «Дневник открытий» Рефлексия «Трактат»

Создание каждым учеником первичного субъективного образовательного продукта (СОП) Методология эвристического урока (рекомендации к разработке этапов урока с позиций Научной школы А.В.Хуторского) Первичный образовательный продукт сравнивается с тем, что является эталоном в данной области – так называемым культурно-историческим аналогом (КИА) Трехступенчатый алгоритм создания учеником нового знания Достраивание до обобщенного образовательного продукта (ООП) и включение в предмет новой деятельности ученика

Задания эвристического типа предоставляют широкие возможности реализации содержательного компонента географического образования, побуждая учеников быть лично сопричастными с учебным материалом. Отвечая на вопросы эвристического типа, ученики отходят от позиций абстрактного теоретизирования, конкретизируют свою индивидуальную, человеческую, гражданскую точку зрения (А.В.Хуторской). Практическая часть Тема урока: Этнический состав РФ Когнитивный тип урока – конструирование понятий 1 этап. Целеполагание Список целей для учащихся: 1) Изучить материал 2) Составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте 3) Усвоить основные понятия и законы темы 4) Подготовить доклад по одной из проблем 5) Качественно подготовиться к получению зачета 6) Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме 7) Свой вариант цели

Учащиеся выбирают цели и наклеивают листочки с номерами на дерево, проводится выбор общих целей Игра «Дерево целей»

Второй этап. Создание учеником субъективного образовательного продукта (СОП) Что это такое признак ЭТНОС действие

Понятие "этнос" – греческого происхождения, которое имело около десяти значений: народ, племя, толпа, группа людей и т.д. Оно указывало на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих некие общие свойства. Термин "этнос" в современном его понимании появился во второй половине XIX в., однако до сих пор нет устоявшейся точки зрения на его сущность и значение Этнос - определённая группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков языка, культуры, территории, религии, истории.

менталитет Этнос – это группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков язык культура территория религия история генетика внешность ? ? ? ? ?

Противопоставление «мы – они» универсально. Этнос - биологически обусловленные сообщества людей; осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам; группы людей со сходным стереотипом поведения, имеющих общее происхождение и историю Этнос коллектив людей, формирующий общую для всех своих представителей этническую традицию (Гумилев Л.Н.) Этносы представляют собой наиболее устойчивые и активные человеческие общности. Каждый человек принадлежит только к одному этносу (Гумилев Л.Н.)

Урок креативного типа - постановки проблемы и ее решения Решаем демографическую проблему Дальневосточного региона Убыль населения на протяжении последних двадцати лет остается главной проблемой нашего региона. С 1990 г. по 2011 г. с Дальнего Востока уехал каждый пятый житель. По прогнозам демографического департамента ООН, при сохранении нынешних демографических тенденций и стимулов для миграции к 2025 году население ДФО сократится еще на треть и составит 4 млн жителей.

Что предлагают дети: Собственное производство Строительство жилья Развитие рекреационного хозяйства Создание СЭЗ Открытие совместных предприятий Создать Создать Создать АОДВ

Актуальность эвристического обучения обосновывается реализацией задач, связанных с формированием самостоятельной, творческой личности Эвристика - тип продуктивного образования, задача которого - конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания Эвристика способна научить человека созидать и тем самым обеспечить его успех в жизни

Использованная литература: 1.А. В. Хуторской «Эвристическое обучение: теория, методология, практика». 2.А. В. Хуторской «Технология эвристического обучения. Концепции и модели». М., Школьные технологии, 1998 г. 3.А.В. Хуторской Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – – С А.В. Хуторской Дидактическая эвристика: М.: Изд- во МГУ, с. 5. Дронов, В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общего образования –В.П. Дронов, А.М. Кондаков// Педагогика. – – С. 22 – 26.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя// Высшее образование сегодня, N Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. М.: ЦДО «Эйдос», с. (Серия «Инновации в обучении»). 8. Н.В.Зиновьева ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» МАОУ- лицей 13 п. Краснообска Новосибирской области 9. Интернет – ресурсы: Interfax- Russia.ru; geo.gym5cheb.ru/uploads/01/proekt- naselenie-rossii-ljudi-gimnazii.doc; nsportal.ru