Доклад - презентация по теме: «Проблемное обучение и его педагогические возможности» МАДОУ Детский сад 9 «Росинка» г. Краснокаменк Забайкальский край Доклад.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Advertisements

МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила:Атмурзаева З.М..,Муз. руководитель.
МБДОУ «Детский сад 11» «Использование проблемных ситуаций при валеологическом воспитании детей» Инструктор по физической культуре Малявина А.В. Педсовет.
... создание «благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей.
Учим детей мыслить родительский практикум. Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения проблем.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Проблемное обучение - одна из составляющих ЛОП в активизации развивающего потенциала обучения.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Проблемное обучение и его педагогические возможности подготовила: зам. зав. по ВОР МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Пчёлка» Гришечкина Е.А.
СЕМИНАР «Технологии проектной и исследовательской деятельности»
Общее развитие ребёнка – становление базальных качеств личности – мышление, воля, эмоционально- чувственная сфера, нравственные представления. Мышление.
Группа 4 «СОЛНЫШКО». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые : солнце.
Нет ничего практичнее хорошей теории. Р. Кирхгоф. Мышление начинается с проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн.
Проблемное обучение на уроках русского языка. Проблемное обучение на уроках русского языка. Квашина И.В.
Транксрипт:

Доклад - презентация по теме: «Проблемное обучение и его педагогические возможности» МАДОУ Детский сад 9 «Росинка» г. Краснокаменк Забайкальский край Доклад - презентация по теме: «Проблемное обучение и его педагогические возможности» Подготовила: Заместитель заведующего по ВМР Губанова Ольга Михайловна

Что такое проблемное обучение Развитие творческой личности ребёнка - цель современного образования. Главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, проблемную ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают взрослые детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

Существует четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.

Основные компоненты проблемного обучения: 1 ) Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает. Главная задача – научить детей находить своё решение, проявить творческую фантазию придумать что – то новое. Первый этап – ребёнку нужно наиграться вдоволь в игру «Хорошо – Плохо». Второй этап – это самостоятельное выявление детьми положительных и отрицательных сторон рассматриваемого предмета, игрушки или действия.

Принципы разрешения противоречий в ТРИЗ Принцип дробления Принцип вынесения Принцип универсальности Принцип объединения Принцип предварительного действия Принцип наоборот Принцип самообслуживания Принцип «матрёшки»

2) Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристическим разговором. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей, на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний, сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем, путем рассуждений, приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, анализируют ответы товарищей, соглашаются с ними или оспаривают.

Способы создания проблемных ситуаций: 1. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта. 2. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами. 3. Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.

Этапы процесса решения проблемы Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализацией прежних знаний и способов действия. На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения.

3) Познавательная деятельность. Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой, подгруппой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.

4) Вывод. Когда найден ответ, выход из проблемной ситуации, педагог всегда должен сделать вывод, обобщить высказывания детей и подвести их к правильному решению. В выводе ребёнок услышит свою гипотезу и предложения по решению проблемы. Таким образом, проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети всегда испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок.

Одно из главных условий для развития творческой личности Это создание проблемной ситуации. Именно она делает реальной цель современного образования – развитие творческой личности. В процессе решения проблемной ситуации, атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.

Алгоритм создания проблемной ситуации: 1. Находим противоречие. 2.Осознаём проблему, хотим её разрешить. 3. Ищем решение, выдвигаем. 4. Находим решение. 5. Проверяем решение. Алгоритм один, но проблемный материал должен быть разнообразный, не однотипный. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.

Примеры проблемных ситуаций: Знакомство с окружающим миром. Экология. С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему? Как хлеб на стол «пришёл»? Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И т. п. Математика. Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества? Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5? Как определить равенство сторон квадратов? (линейкой или изготовить мерку).

Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать? Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование. Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, кто главный её герой. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки? Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно? Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»? Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит. При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию.

Художественная литература, развитие речи. После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа. Предложить придумать свой конец сказки. Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами. Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения. Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно. Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.

Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Решение бытовых или ситуативных задач. Например: Ситуации в транспорте. Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему? Ситуации с огнём. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Дым в квартире. Твои действия. Ситуации с водой Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?

Выводы: Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из-за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления. Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно. Обучение тогда становится проблемным, когда воспитатель не дает готовых знаний, а предлагает детям самим дать ответ на поставленный вопрос с опорой на имеющийся опыт или проведение экспериментальной деятельности. Проблемное обучение начинается с исследовательского метода, который включает в себя активную познавательную деятельность детей по нахождению и усвоению знания