ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЙ Психология мотивации достижения Всего аудиторных занятий – 34 часа: лекции, семинары, практикумы. Период: февраль – апрель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» ( ). Затем этот термин.
Advertisements

Мотивация на уроке в начальной школе Семинар для учителей начальной школы Собянина Л.М., методист КРМЦ.
Теории мотивации. А. Маслоу Теория иерархии потребностей.
Тема: «Мотивация» План 1.Теории содержания мотивации. 2.Теория процесса мотивации. 3.Мотивация как форма социального влияния.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
И ЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ В АСПЕКТЕ ЛИЧНОСТИ. Г ОРДОН О ЛПОРТ Работу выполнила Студентка 2 курса Факультета психологии Ермолина Юлия.
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Презентация по психологии по теме: Воля
Мотивационная сфера личности Психологический семинар для учителей школы 37 Материалы педагога-психолога Петровой М.А. Октябрь 2007.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Влияние семьи на формирования мотивации к учебной деятельности у учащегося. Подготовила педагог-психолог: Палаткина Н.Я.
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
«Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
Мотивация учения – основное условие успешного обучения. Педагогический семинар.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Выполнили: Усцелёмова Н.Г. Акимова А.С.. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЙ Психология мотивации достижения Всего аудиторных занятий – 34 часа: лекции, семинары, практикумы. Период: февраль – апрель 2014 Формальный результат – зачет.

Содержательный результат 1. Умеете раскрыть понятия «МОТИВ» и «МОТИВАЦИЯ» с опорой на автора. 2. Разбираетесь в литературе, посвященной дифференциально- психологическим аспектам МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. 3. Разбираетесь в персоналиях, внесших вклад в развитие ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ. 4. Ориентируетесь в современных ПОДХОДАХ к исследованию мотивации достижения (гуманистический, когнитивный, диспозиционный и др.). 5. Ориентируетесь в СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИКАХ диагностики мотивации достижения и ее коррелятов. 6. Владеете как минимум ДВУМЯ диагностическими методиками, направленными на диагностику различных аспектов мотивации достижения. 7. Владеете техникой постановки и достижения ЦЕЛИ.

Тема 1. Основные понятия МОТИВ Авторы Содержание понятия С.Л. Рубинштейн, И.В. Имедадзе побудительная, движущая сила или причина (motive) А.Н. Леонтьевто, на что направляется деятельность (incentive). Л.И. Божовичнамерение (intention) Г. Мюррей, К.К. Платоновпотребность (need) Р. Кеттелл, Х. Хекхаузен, Д. Макклелланд диспозиция, устойчивая черта личности (disposition) В.С. Мерлин, Е.П. Ильин, М.Ш. Магомед-Эминов сложное интегральное психологическое образование, включающее в себя все вышеперечисленные компоненты

ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЙ Задание 1.1. Опираясь на работу Е.П. Ильина «Мотивация и мотивы», подготовьте конспект (доклад) на тему: «Полисемантичность понятия мотивˮ».

МОТИВАЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД (И.А. Джидарьян, М.Ш. Магомед- Эминов, Д. Макклелланд) СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД (В.Д.Шадриков, Ж. Годфруа, Г. Оллпорт) Мотивация как диспозиция (совокупность мотивов) Мотивация как процесс актуализации мотивов Мотивация как процесс формирования мотивов

Мотивационные системы по Д.Макклелланду «Мотивационные диспозиции – это репрезентирующие индивидуальные различия в интенсивности антиципаторных целевых состояний или сложности ассоциативных «сетей», «оплетающих» естественные стимулы».

Мотивационные системы по Д.Макклелланду Стабильные факторы МССитуативные факторы МС Естественный мотив (потребность) Актуализированный мотив (мотивация) Приобретенный мотив (диспозиция) Требование среды (внешние стимулы)

Мотивационные системы по Д.Макклелланду. ДИСПОЗИЦИЯ ПОТРЕБНОСТЬ ВНЕШНИЙ СТИМУЛ МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЕ

Мотивационные системы по Д.Макклелланду Мотив достижения – устойчивое стремление добиваться успеха в значимых видах деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности

Мотивационные системы по Д.Макклелланду Мотив аффилиации – устойчивое стремление быть рядом с другими людьми, выражающееся в желании быть принятым и любимым

Мотивационные системы по Д.Макклелланду Мотив власти – диспозиция, выражающаяся в устойчивом стремлении доминировать, контролировать и брать ответственность за происходящие события

Мотивационные системы по Д.Макклелланду Мотив избегания – устойчивое стремление избегать ущерба, напряжения, опасности.

Мотивационные системы по Д.Макклелланду МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ (СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕХУ) МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ СТРЕМЛЕНИЕ К ПРИНЯТИЮ СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ МОТИВ ВЛАСТИИЗБЕГАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Мотивационные системы по Д.Макклелланду ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ (ACHIEVEMENT NOVELTY SEEKING) МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ СТРЕМЛЕНИЕ К ПРИНЯТИЮ (AFFILIATION) СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ДОМИНИРОВАНИИ (DOMINANCE) ИЗБЕГАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Потребность в безопасности НЕЙРОТИЗМ Условия воспитания

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ Альфред Адлер (1870 – 1937) Теория совершенствования «Стремление к превосходству – это фундаментальная человеческая мотивация, выражающаяся в желании улучшать себя, развивать свои способности, достичь наибольшего из возможного»

. ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ КОМПЕНСАЦИЯ ЗА СЧЕТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ КОМПЕНСАЦИЯ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ПРЕВОСХОДСТВО НАД ДРУГИМИ ПРЕВОСХОДСТВО НАД САМИМ СОБОЙ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ Гордон Оллпорт (1897 – 1967) Мотивационные и стилистические диспозиции Функциональная автономия мотивов Проприум Проактивное поведение

Основные принципы теории мотивации Г. Оллпорта: современности мотивов обращенности мотивов в будущее плюралистичности уникальности конкретных мотивов ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ Г. ОЛЛПОРТА – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ МОТИВОВ

– ЭТО ЛЮБАЯ ПРИОБРЕТЕННАЯ СИСТЕМА МОТИВАЦИИ, В КОТОРОЙ НАПРЯЖЕНИЯ, ВКЛЮЧЕНЫЕ В НЕЕ, ОТЛИЧНЫ ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ НАПРЯЖЕНИЙ, ОТ КОТОРЫХ ЭТА СИСТЕМА ПРОИЗОШЛА. ПЕРСЕВЕРАТИВНАЯ ФАПРОПРИАТИВНАЯ ФА

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ МОТИВОВ. ПЕРСЕВЕРАТИВНАЯ ФА: Имеет отношение к неврологическому уровню. Организм продолжает вести себя определенным образом даже тогда, когда это уже нецелесообразно ПРОПРИАТИВНАЯ ФА: Имеет отношение к личностному уровню. Это руководящая система мотивации, придающая личности единство. ПФА входит в ПРОПРИУМ.

ПРОПРИУМ - ПОНЯТИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ Г. ОЛЛПОРТОМ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ ВОСПРИНИМАЮТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ КАК «ЭТО МОЕ». ЭТО ТО, ЧТО ИМЕЕТ РЕАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ ЧЕЛОВЕКУ (ЯДРО ЛИЧНОСТИ, САМОСТЬ, АВТОРСКОЕ «Я»).

Идея проективности «Человек – это существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения» «Рост происходит не вследствие гомеостаза, а вследствие определенного рода транзистора».

. ГОМЕОСТАЗ РЕДУКЦИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ТРАНСИСТАЗ НИЗШИЙ УРОВЕНЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОДДЕРЖАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРОАКТИВНОСТЬРЕАКТИВНОСТЬ Homo Supiens Homo Transcendence

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ Абрахам Маслоу (1908 – 1970) Иерархия потребностей

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ Виктор Франкл (1905 – 1997) Акцент на осуществлении смысла «Если превратить самоактуализацию в самоцель, она вступит в противоречие с самотрансцендентностью человеческого существования. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя»

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ, РОСТ, РАЗВИТИЕ ЯРЛЫКИ, СТЕРЕОТИПЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕК КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК КАК ОН ЕСТЬ, ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, КАКИМ ОН БЫЛ ЧЕЛОВЕК КАК ОН ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОН ЕСТЬ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Эрих Фромм Выделил экзистенциальные потребности: -В установлении связей -В преодолении себя -В укорененности -В самоотождествлении -В наличии системы ценностей

.. -Свобода от проявляется в стремлении избавиться от «каких-то уз», ограничений, рамок. -Свобода для – когда человек реализует свое «Я», проявляет творческую и спонтанную активность, не боится трудностей.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Ролло Мэй (1905 – 1997) Выделил два типа свободы: -Свобода действия проявляется в ежедневном опыте, например, в момент принятия решений, в выборе. -Свобода бытия – истинная свобода; связана с самосознанием; источник всех других видов свободы.

СВОБОДА БЫТИЯ Свобода всегда имеет дело с возможным, потенциальным и связана с трансценденцией своей природы, со способностью превосходить свою натуру; ей противопоставляется автоматический конформизм, пассивность, склонность действовать инертно и реактивно.

СВОБОДА БЫТИЯ СПОСОБНОСТЬ ОЦЕНИВАТЬ И ИЗМЕНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОГРАНИЧЕНИЯМ, ГОТОВНОСТЬ РАЗМЫШЛЯТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОИСК САМОИДЕНТИЧНОСТИ ВОЗМОЖНОСТЬ «ВЫПРЫГИВАТЬ» ИЗ ТОГО, ЧТО УДЕРЖИВАЕТ В ГРАНИЦАХ ЛИЧНОСТЬ, НО ПРИ ЭТОМ ОСТАВАТЬСЯ СОБОЙ; СПОСОБНОСТЬ ПРЕВОСХОДИТЬ ПРЕДЕЛЫ СВОЕЙ НАТУРЫ СВОБОДА БЫТИЯ СУДЬБА

АДАПТАЦИЯТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ ПРОШЛОЕБУДУЩЕЕ ИЗВЕСТНОЕНЕИЗВЕСТНОЕ КОНСЕРВАТИЗМНОВАТОРСТВО ОСТОРОЖНОСТЬРИСК ЗАКРЫТОЕОТКРЫТОЕ СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯПОИСК НАПРЯЖЕНИЯ РЕАКТИВНОСТЬПРОАКТИВНОСТЬ СИМБИОЗАВТОНОМИЯ ДЕТЕРМИНИЗМСВОБОДА ПОРЯДОКХАОС ИНТЕЛЛЕКТКРЕАТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТПРОЦЕСС СПОКОЙСТВИЕВОЛНЕНИЕ РАВНОВЕСИЕДИСБАЛАНС УСПЕХСЧАСТЬЕ

АДАПТАЦИЯТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ ГОМЕОСТАЗ? ?БЫТЬ ПОЛЕЗНОЕ? ?ВАЖНОЕ СОХРАНЕНИЕ СИЛ? ?ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ГОТОВЫЕ СМЫСЛЫ ?ПОМОГАЮЩИЙ СТИЛЬ ПОИСК ПРИЧИН? ?ИНДИВИДУАЛИЗМ МЫ? ?ГИПОТЕЗЫ «ЖИЗНЬ МЕНЯ ЖИВЕТ»? ?«БОЛЬШЕ ВСЕХ НАДО»

О ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Петровский Артур Вадимович Свободное принятие на себя ответственности за непредрешенный заранее исход и есть показатель самопорождения человека как субъекта активности. Это ответственный выбор свободы, это то, что делает человека человеком в подлинном смысле слова, это действительная его самотрансценденция.

НЕАДАПТИВНАЯ (НАДСИТУАТИВНАЯ) АКТИВНОСТЬ – способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом.

Задача самоутверждения -это задача, направленная на преобразование исходного образа «Я». Для того, чтобы потенциальное Я стало наличным, необходимо преодоление, самотрансценденция. Деятельность само построения проявляется в феноменах самостоятельности, готовности «докапываться» до истины, «открытости» незнаемому. «Я»-потенциальное«Я»-наличное

О ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Леонтьев Дмитрий Алексеевич ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛА Я не люблю понятие "личностный рост" за то, что оно содержит в себе некоторый соблазн, что что-то будет расти само. И этот соблазн сделал эту идею привлекательной для громадного числа людей, многие из которых недооценивают тот момент, что само ничего расти не будет. На самом деле, личностное развитие - это нелегкий труд.

Мультирегуляторная модель личности «Почему люди делают именно то, что они делают?» ЛОГИКА ПОВЕДЕНИЯ (в соответствии с определенной системой регуляции) ОБЪЯСНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ Первая – логика удовлетворения потребностей «Потому что я этого хочу» Вторая – логика реагирования на стимул «Он первый начал» Третья – логика воспроизведения выработанных стереотипов «Потому что я всегда так делаю» Четвертая – логика социальной нормативности «Потому что все так делают» Пятая – логика смысла«Потому что мне это важно» Шестая – логика свободного выбора«А почему бы и нет?».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире //Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. – Кемерово, – С. 3–34.

Конструкт «трансценденция» в диагностике мотивационных различий