Опыт работы по теме: воспитателя ясельной разновозрастной группы муниципального дошкольного образовательного учреждения д./с 13 «Незабудка» с. Прасковея.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Advertisements

Игнатьева Г.В,. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной наиболее.
Особенности проблемы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ Крылова О.И. заместитель заведующего по воспитательно – образовательной работе Муниципальное.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Подготовила педагог-психолог ГБОУ детский сад 486 Копылова Марина Евгеньевна.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 258» Организация проектной деятельности в ДОУ Подготовила старший воспитатель:
« Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Система патриотического воспитания дошкольников Составитель: Воспитатель: Кузнецова Валентина Николаевна МДОУ «Детский сад 19 р. п. В. Синячиха общеразвивающего.
Метод проектов (проектное обучение) – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Метод.
L/O/G/O Педагогические чтения МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 52 «Родничок»
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС_Доклад
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ.
Создание условий для формирования активной гражданской позиции дошкольника (описание опыта работы)» Воспитатель МБДОУ Калининский детский сад «Солнышко»
Метод проектов В методической теме: «Калейдоскоп проектов по воспитанию экологического сознания» Бандилеева Л. А. Г. Ногинск 2012.
Консультация для воспитателей МДОУ д/с «Сказка» с Тростянка «Проектный метод в деятельности ДОУ»
ПРОЕКТ: «ГЕРБ НАШЕЙ ГРУППЫ» Воспитатель группы «Черничка» МБДОУ 7 г. Североморска ГУЩИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА.
Метод проектов Презентация для воспитателей. Актуальность Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
Транксрипт:

Опыт работы по теме: воспитателя ясельной разновозрастной группы муниципального дошкольного образовательного учреждения д./с 13 «Незабудка» с. Прасковея Будённовского района Маликовой Натальи Николаевны – 2012 год. Опыт работы по теме: «Метод проектов в системе нравственно – патриотического воспитания детей в младшем дошкольном возрасте». воспитателя ясельной разновозрастной группы муниципального дошкольного образовательного учреждения д./с 13 «Незабудка» с. Прасковея Будённовского района Маликовой Натальи Николаевны – 2012 год. Опыт работы по теме: «Метод проектов в системе нравственно – патриотического воспитания детей в младшем дошкольном возрасте». воспитателя ясельной разновозрастной группы муниципального дошкольного образовательного учреждения д./с 13 «Незабудка» с. Прасковея Будённовского района Маликовой Натальи Николаевны – 2012 год.

2 Проблема нравственно- патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы патриотических качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка – сложнейший педагогический процесс. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.

3 Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. «Что такое патриотизм?» С.И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему народу и своему Отечеству». Г.Бакланов писал, что это «не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство». К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

4 При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

5 В поисках наиболее эффективных методов решения поставленной проблемы Д. Дьюи предлагал использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к планированию и реализации намеченного. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.

6 Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность», весь процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов, поэтому процесс должен осуществляется через организацию целевых актов, включающих в себя: постановку проблемы; составление плана её реализации; оценку её выполнения.

7 Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

8 «Метод проектов» нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В.Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Е.Г. Кагаров считал: исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня; проект должен осуществляться поэтапно; проекты могут быть как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны; ведущим становится принцип самодеятельности.

9 М.Крупенина полагала, что метод проектов компенсирует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

10 Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

11 Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

12 Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы: Целеполагание. Разработка проекта. Выполнение проекта. Подведение итогов. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Воспитатель, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдёт много тем для проектов.

13 Использование данного метода в системе нравственно – патриотического воспитания я посчитала наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: я, как педагог, имею возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно – патриотического воспитания; деятельность детей организованна в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

14 Первый этап проекта – диагностико – аналитическая деятельность по данной проблеме. 1. Изучение соответствующей психолого- педагогической, научно – популярной нормативно – правовой литературы, парциальные программы («Истоки», «Детство», «Мы живём в России» и т.д.). 2. Анализ возможностей предметно – развивающей среды. 3. Диагностика уровня нравственно – патриотического воспитания детей.

15 Год Уровень ЗУН по блоку «Родная семья». Уровень ЗУН по блоку «Родная природа ». Уровень ЗУН по блоку «Родное село, город». Уровень ЗУН по блоку «Родная страна». Уровень ЗУН по блоку «Родная культура». Общий балл г 62%63% 62%63% г 67%68%66%67%66%67% г 73%75%73%70%75%74%

16 4. Проанализировала отношение родителей к проблеме нравственно – патриотического воспитания детей. Воспитатель Проведение рекламной компании. Знакомство с тематикой, беседы, анкетирование. Проведение индивидуальных бесед с родителями. Групповые консультации. Родительские собрания. Наглядная информация. Проведение совместных мероприятий.

17 Цель нравственно – патриотического воспитания – это воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, будущих достойных граждан России, патриотов своего Отечества. Моя цель – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу, уважение к армии, развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

18 Нравственно – патриотическое воспитание детей включает в себя целый комплекс задач : воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование чувства уважения к другим народам, их традициям

19 Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (совместно); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

20 Метод проектов позволил, определить задачи обучения, сформировать предпосылки исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Задачи обучения: пробуждать интерес к предполагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Совершенствование психических процессов: формирование эмоциональной заинтересованности; знакомство с предметами и действиями с ними; развитие мышления и воображения; речевое развитие. Формирование проектно – исследовательских умений и навыков: осознание поставленной цели; овладение различными способами решения поставленных задач; способность превосходить результат, основываясь на своём прошлом опыте; поиск различных средств достижения цели.

21 Линии развития личности. физическое развитие: стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств; формирование основных представлений о необходимости заботится, о своём здоровье (ролево – игровой проект «Азбука здоровья»); социальное развитие: формирование способов общения (вернисаж «Моя малая Родина», индивидуальные семейные проекты «Я и моя семья»); познавательное развитие: обогащение и расширение представлений об окружающем мире; расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире; сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач; овладение художественной деятельностью.

22 Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности – так как воспитывают в ребёнке не только нравственно – патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. В своей работе я использую следующие типы проектов: исследовательско – творческие – дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево – игровые – (с элементами творческих игр) когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы; информационно-практико-ориентированные – дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы; творческие – оформление результата в виде детского праздника.

23 На основе «Программы обучения и воспитания детей» под редакцией М.А. Васильевой мной была разработана система проектов по нравственно – патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Учитывая, возрастные особенности детей дошкольного возраста я не ставлю перед ними слишком отдалённые задачи, и не требую охватить одновременно несколько направлений деятельности. Индивидуальные кратковременные проекты, объединённые в определённую систему, могут гораздо эффективнее давать положительные результаты.

24 Реализация проектов осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

25 Свободу и возможность познать себя, представляет технология проектирования, позволяющая ребёнку не ощущать «давления» взрослых. Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребёнок развивается на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому.

26 Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми.

27 Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют предлагаемые задания. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребёнка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлечённости совместной деятельностью со взрослым.

28 Алгоритм действий. 1 шаг – интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы. 2 шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация. 3 шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана. 4 шаг – совместное движение взрослых и детей к результату. 5 шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребёнку о его успехах: « Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришёл на помощь!». Это помогает ребёнку осознать своё поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.

29 Способ разработки тематических проектов предлагаемый зарубежными коллегами, связанный с использованием так называемой модели «трёх вопросов». «Что мы знаем?» «Что мы хотим узнать?» «Что узнали?»

30 Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Я записываю ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Для детей младшей группы лучше всего использовать знаковое обозначение, маленькие рисунки, и изображения. Затем я задаю второй вопрос. Ответы снова фиксирую, причём независимо оттого, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Когда все дети выскажутся, я спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы?». Способы сбора информации: чтение книг, обращение к специалистам, родителям, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или событий.

31 Ответы на вопрос «Что мы узнали?» дают мне понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет мне улучшить будущие проекты, ответив на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?» «Что нужно изменить в следующий раз?» «Чему научились дети?» «Что не удалось?» «Почему?»

32 Подводя итоги, я продумываю, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребёнка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.

33 Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме. В течение учебного года трижды я провожу мониторинг качества знаний, умений и навыков детей по теме, начальное, промежуточное и итоговое обследование, используя блочную систему.

34 В конце года: год Уровен ь ЗУН по блоку «Родна я семья». Уровень ЗУН по блоку «Родная природа». Уровен ь ЗУН по блоку «Родно е село, город». Уровень ЗУН по блоку «Родная страна». Уровень ЗУН по блоку «Родная культур а». Общий балл г 83%82%83%82%83% г 88%87% 86% 87% г 95%93%95%90%93%

35 Таким образом, диагностические исследования показывают, что используемые мной методики дают положительные результаты по данной теме, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного мира.

36 Проведенная мной работа по нравственно – патриотическому воспитанию и анализ детской игровой деятельности показывает, что метод проектов в системе нравственно – патриотического воспитания в младшем дошкольном возрасте – это одно из важнейших средств в воспитании будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско- патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое наследие России.