Универсальный реестр объектов культурного и природного наследия Шестаков Вячеслав Анатольевич, НИИ стандартизации музейной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концептуальные основы государственной регистрации книжных памятников И.П. Тикунова, заведующая сектором НИО редких книг РГБ,
Advertisements

Актуальные проблемы государственной регистрации книжных памятников И.П. Тикунова, заведующая сектором НИО редких книг РГБ,
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Видеоконференция «Новые стандарты СИБИД в формировании библиотечных фондов» Разработка национального стандарта «Библиотечный фонд. Технология формирования»
Государственная регистрация книжных памятников: правовые, методологические и организационные основы И.П. Тикунова, заведующая сектором НИО редких книг.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети.
Экономическая статистика Преподаватель – Грабовский А.Е.
Формирование библиотечных фондов в свете 83-ФЗ Эйдемиллер Ирина Всеволодовна Заведующая Научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ.
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ ПОНЯТИЯ.. Содержание понятия - все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии. все существенные признаки.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Информационные ресурсы 1. Виды ресурсов 2 Материальные ресурсы 3 Материальные ресурсы совокупность предметов труда, предназначенных для использования.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ по специальности География (Профиль Рекреационная география и туризм).
Мировые информационные ресурсы Классы информационных ресурсов Тема2.
Традиции Духовная составляющая традиции - элементы познавательной, нравственной, правовой, художественной, педагогической, религиозной и других культур.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
Регистрация книжных памятников – важный шаг в сохранении документального наследия И.П. Тикунова, заведующая НИО редких книг Российской государственной.
Право собственности на землю.. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. ФОРМЫ, ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ. Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения,
Человек в системе социальных связей.. Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных.
Транксрипт:

Универсальный реестр объектов культурного и природного наследия Шестаков Вячеслав Анатольевич, НИИ стандартизации музейной деятельности

Понятие культурной ценности «ценность это бытие в его значении для осуществления абсолютной полноты бытия или удаления от нее» В трактовке Н. О. Лосского

Определение культурной ценности это единичный вещественный объект, обладающий ясно определенными признаками и существующий независимо от наблюдателя имеет владельца, но обладает свойствами универсальной ценности

Определение культурной ценности Универсальная ценность - это материальный объект, в котором выявлен духовный опыт обладающий значением для различных социальных групп Выдающаяся универсальная ценность - это материальный объект, в котором выявлен духовный опыт, обладающий значением для мирового сообщества

Формула культурной ценности КЦ = ρα ρ – степень вероятности подлинности предмета α – ценность предмета, выраженная в нравственных ожиданиях эксперта

Реестр объединяет шесть списков культурного и природного наследия (рис 1.) ) Универсальная классификация культурных ценностей Список культурных ценностей Список объектов культурного наследия Список объектов природного наследия Список культурных проектов и культурных программ Список центров сосредоточения культурных ценностей Список феноменов нематериального культурного наследия Универсальная классификация культурных ценностей Список культурных ценностей Список объектов культурного наследия Список объектов природного наследия Список культурных проектов и культурных программ Список центров сосредоточения культурных ценностей Список феноменов нематериального культурного наследия

Модус, как образ существования культурной ценности, более всего соотносится с её моделью Модель – материальный объект, являющийся упрощённой версией прототипа, который повторяет существенные свойства прототипа Модель – наиболее полный набор модусов предмета, зафиксированных в материальных носителях В основе философии модели положена фотофиксация ракурсов предмета с сохранением его точных размеров по запатентованному способу атрибуции

Способ атрибуции, технико-технологического исследования и идентификации культурных ценностей, музейных предметов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Патент

Необходимость классификации Если закрепленность предмета в материальном носителе является достаточно очевидным атрибутом, то культурная значимость объекта атрибуции нуждается в подтверждении со стороны сведущих людей (знатоков) в форме властного решения закрепленного в формальном документе экспертном заключении. Продукт деятельности сознания и своеобразный фильтр, набор признаков ограничивающих феномены для отнесения их в особый ранг, реестр или множество.

Классификация культурных ценностей Классификация создается путем отбора элементов некоторого упорядоченного множества понятий из их известной совокупности вселенной, как Универсального множества. Основанием классификации служит принцип отбора (отношение порядка) или квалификатор. Отношения порядка определяют элементы классификации, подлежащие упорядочению, их атрибуты и модусы.

Первый модус - объект Идентификационные признаки структуры объекта – форма, размеры, граница, способ соединения агрегатов При атрибуции используется структурное деление феноменов природы на царства Царство минералов Царство животных Царство человека Царство растений

Второй модус – Имя культурная ценность выражается в кодах человеческого языка и получает название (имя), которое неразрывно связано с содержанием культурной ценности. Название Источник возникновения Автор Школа Страна происхождения Изготовитель … Время создания Видовая принадлежность Предмет Книжный памятник Дата публичного представления …

Третий модус – Значимость значение или цель, согласно которой предмет приобретает ценность для членов определённого социального организма. Вывод: третий модус культурной ценности – это ценность субъекта атрибуции для определённой социальной группы в нравственных оценках сведущего человека, признанного в среде профессионального сообщества. Выносить суждения о значимости предмета может только человек, прошедший обряд инициации при полном согласии заказчика атрибуции с принципами инициации.

Третий модус – Значимость (рис 6) Семья РодНарод ЦерковьОбщина Профессиональное сословие Творческое объединение КлассПартия НацияРаса Биологический вид Научная ценность Сакральная ценность Этическая ценность Эстетическая ценность Идеологическая ценность Экологическая ценность Символическая ценность Онтологичес кая ценность (вероятность подлинности материального носителя)

Четвертый модус – субъект обладания Культурная ценность, как ценность вообще, становится таковой, только пройдя операцию отчуждения. Обладание ценностью, как частной собственностью, придает ей особый модус – персональные данные собственника. Вывод: четвёртый модус культурной ценности – это её собственник (субъект права), зафиксированный в персональных данных собственник ценности – это индивидуализация определённой объективной объектности культурной ценности по субъекту её обладания.

Пятый модус – универсальность Культурная ценность может находиться без ущерба для себя в любом количестве списков. Наличие данного модуса повышает статус культурной ценности, поскольку показывает, настолько познана духовная составляющая культурной ценности, и указывает на ареал её обращения. Пятый модус культурной ценности – это её наличие или отсутствие в охранных списках как признание общественной значимости

Шестой модус – модель универсума Вывод: Шестой модус культурной ценности указывает её место в иерархии наличного знания человека о Мире В едином вселенском потоке ценностей регистрация материального носителя культурной ценности – в учётных документах музея, архива, библиотеки, в национальном каталоге или в списках всемирного наследия – представляет собой модель Универсума. Моделируя значимые события, творческий и жизненный путь известных людей, сохраняя и изучая материальные свидетельства, отражающие культурные ценности, музеи, архивы и библиотеки моделируют прошлое Вселенной.

Универсальная классификация культурных ценностей Модус 1 – проявление объективности культурной ценности, т. е. наличия признаков ее существования в качестве самостоятельного объекта, независимо от сознания субъекта. Модус 2 – название (имя собственное), как конкретное выражение определённой объективной объектности культурной ценности. Модус 3 – значимость или цель, согласно которой предмет приобретает ценность для членов определённого социального организма в нравственных оценках сведущего человека, признанного в среде профессионального сообщества. Модус 4 – собственник ценности в его идентификационных признаках, как индивидуализация определённой объективной объектности культурной ценности по субъекту её обладания. Модус 5 – общественное признание предмета особо значимой культурной ценностью. Модус 6 – классифицирующий признак предмета применительно к коллекции, собранию, фонду, как прототип универсальной классификации культурных ценностей

Подобная классификация представляет собой форму научных знаний обладает оправданной глубиной познания для обширного типа культурных, природных и материальных феноменов; позволяет обеспечивать возможность решения комплекса задач различного уровня для широкого спектра субъектов; предполагает возможность расширения множества классифицируемых объектов и внесения необходимых изменений в структуры классификации; обеспечивает возможность сопряжения её с другими классификациями однородных объектов; обеспечивает простоту ведения реестра, при условии заполнения её компетентными знатоками – экспертами в установленной сфере знаний

Ценность классификации: Научное значение – классификация позволяет охватить всю совокупность культурных ценностей и расположить их по единым основаниям. Предложенная классификация не ранжирует ценности по стоимости, но указывает их значимость для той или иной социальной группы, класса, страты, корпорации, семьи и т. д. Прогностическая роль классификации культурных ценностей, ещё одно из основных её предназначений. Открытая творческому деятелю, любому знатоку или человеку сведущему в какой либо сфере знаний, она позволяет, пользуясь достаточно простым алгоритмом, изучить предмет и поместить выявленную культурную ценность в особый кластер, только ей одной присущий.