Профессиональная компетентность педагогов как средство повышения качества образования И.Б. Быкова, заместитель директора по УВР МОУ «Каслинская СОШ 27»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Advertisements

1. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы.
Современное представление Квалификационные категории.
Квалификационные характеристики работников образования.
Правовые основы деятельности учителя Закон РФ «Об образовании» Типовое положение об образовательном учреждении Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
Оценивание профессиональной компетентности педагогических работников в рамках аттестации Оценивание профессиональной компетентности педагогических работников.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Оценка качества образования в процессе аттестации кадров.
МОУ «КСОШ 2» 2010 г.. новая модель аттестации работников образования базируется на компетентностном подходе; к основным составляющим компетентности работников.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Лысова Е.В., директор Центра аттестации педагогических.
Аттестация Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В.Ключевский.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Профессиональный стандарт педагога Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения.
Профессиональный стандарт педагога. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Порядок аттестации педагогических кадров в учебном году.
Транксрипт:

Профессиональная компетентностьь педагогов как средство повышения качества образования И.Б. Быкова, заместитель директора по УВР МОУ «Каслинская СОШ 27» Каслинского муниципального района

Задача педагога обучение через всю жизнь Ключевая компетентностьь XXI века – компетентностьь к обновлению компетенций Реалии времени рост информационных потоков повышение требований к профессиональной деятельности педагога

Концепция школы будущего: «Наша новая школа» - Ключевой характеристикой системы общего образования станет не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностьей, готовности к переобучению. -Ключевой особенностью современной школы будет новое учительство, глубоко владеющее психолого-педагогическими знаниями и понимающее особенности развития школьников. Учителя должны являться профессионалами в других областях деятельности, быть способными помочь школьникам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Актуальность компетентностьного подхода в рамках современной образовательной политики Государство Общество Ориентация на реализацию целей современного образования Учащиеся Родители Обеспечение качества образования Вооружение способами и методами самостоятельной деятельности Педагоги Непрерывное образование, самообразование Развитие профессиональной компетентностьи

Профессиональный стандарт педагога документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории РФ инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире инструмент повышения качества образования основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем объективный измеритель квалификации педагога

Профессиональный стандарт педагога – наполнение новыми компетенциями -работа с одарёнными детьми -работа в условиях реализации программ инклюзивного образования -работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии -работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими отклонения в поведении -преподавание учащимся, для которых русский язык не является родным

Профессиональный стандарт педагога профессиональное образование знание предмета + программы планирование, организация, анализ урока современные педагогические технологии исследовательская и проектная деятельность ИКТ-компетенции оценивание, контроль, мониторинг формы и методы воспитательной работы, в том числе внеурочной деятельности организация экскурсий, походов, экспедиций методы музейной педагогики безопасная образовательная среда мотивация самоуправление анализ выявление проблем адресная помощь взаимодействие психологические подходы проектирование часть 1: обучение часть 2: воспитание часть 3: развитие

Современные аспекты профессиональной деятельности педагогов -принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей: центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентностьи; -профессиональные педагогические компетентностьи являются основой для обновления процедур аттестации.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Учитель Должностные обязанности Осуществляет обучение и воспитание обучающихся … используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения … современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Должен знать: … методику преподавания предмета, … современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностьного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции…

Основные требования к уровню профессиональной компетентностьи педагогов - «должен знать»: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка, трудовое законодательство; правила внутреннего трудового распорядка (правовая компетентностьь); педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностьного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения (коммуникативная компетентностьь); основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием (информационная компетентностьь); правила по охране труда и пожарной безопасности.

Аттестация как стимул повышения профессиональной компетентностьи педагога Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Аттестация как стимул повышения профессиональной компетентностьи педагога Аттестация – сложноорганизованный и многофункциональный процесс, который одновременно является процессом оценивания и процессом обучения, фактором профессионального становления педагогических работников. Аттестация обладает возможностями для стимулирования потребностей педагогических работников в повышении квалификации и определяет направления поиска ими индивидуальных траекторий профессионального становления. Аттестация способствует усилению внутренней мотивации педагогических работников к профессиональному становлению, стимулирует повышение ими уровня своей профессиональной компетентностьи, активизирует творческий поиск, влияет на формирование субъектной позиции. Аттестация позволяет разработать оптимальную содержательно-методическую стратегию дальнейшего развития профессиональной компетентностьи педагога. Аттестация позволяет определить движущие силы развития профессиональной компетентностьи педагогических работников (объективные и субъективные); позволяет оценить профессиональную компетентностьь педагогических работников на основе определения степени развития проявлений их профессионального саморазвития; обеспечивает успех профессиональной деятельности педагога.

Профессиональная компетентностьь как объект аттестации педагога Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности

Содержание критерия При оценке результативности по данному критерию рекомендуется учитывать следующие показатели: использование ИКТ в процессе обучения предмету; использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе; разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов; результативность использования современных образовательных технологий. Подтверждение Показатели по данному критерию подтверждаются открытыми учебными, внеурочными и воспитательными занятиями, формами фиксации результатов учебной деятельности учащихся, в т.ч. в цифровом виде (рабочие тетради, проекты, результаты исследований, тестирования), научно-методическими публикациями, обобщением и диссеминацией инновационного педагогического опыта. Критерий «владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности»

Профессиональная компетентностьь как объект аттестации педагога Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания Внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания

Профессиональная компетентностьь как объект аттестации педагога Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Наличие стабильных результатов освоения обучающими, воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в Челябинской области Наличие стабильных результатов освоения обучающими, воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в Челябинской области, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

Аттестация как стимул повышения профессиональной компетентностьи педагога: формы представления педагогического опыта Обобщение и презентация педагогического опыта Урок Внеклассное мероприятие Воспитательное мероприятие Мастерская Мастер - класс Технологическая карта урока, мероприятия Самоанализ урока, мероприятия Публикация опыта Портфолио

Современные аспекты профессиональной деятельности педагогов Трудности: сложность педагогической деятельности в современных условиях Разнообразие: расширение профессиональных функций Инновации: -стандарты -программы -содержание -технологии Комплексная оценка: -оценка разных сторон деятельности педагога -самооценка Творчество: -творческая активность -реализация нестандартных подходов Профессиональное совершенствование: -повышение квалификации -компетентность- ный рост

знание + готовность к деятельности владение способами деятельности в условиях конкретной ситуации компетенция компетентностьь общеобразовательная, метакультурная осведомлённость; содержательные обобщения теоретических и практических знаний и опыта деятельности

Профессиональная компетентностьь педагога – владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания (Г.М. Коджаспирова ); – уровень профессионального образования, опыт и индивидуальные способности человека, его мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое и ответственное отношение к делу (Б.С. Гершунский); – профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции и психологические особенности личности (Р.А. Рогожникова); – профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности (Г.Н. Подчалимова);

Профессиональная компетентностьь – качество действий работника, обеспечивающих: –эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; –владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; –использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, воспитанниками, осуществление оценочно-ценностной рефлексии. Профессиональная компетентностьь как качество действий

Критерии развития профессиональной компетентностьи сформированность профессионального целеполагания способность к выработке программы действий, её реализации, анализу, коррекции Критерии развития профессиональной компетентностьи самооценка профессиональных качеств самооценка профессиональных притязаний Профессиональная компетентностьь педагога совокупность индивидуальных свойств личности и создания продуктивных моделей формирования ключевых компетенций учащегося совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения профессиональных функций

Основа профессиональной компетентностьи педагога – компетенции -обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности; -способности человека реализовывать на практике свою компетентностьь. Компетенции педагога: -правовая -политическая -экономическая -межкультурная -общепедагогическая -предметная -информационная -коммуникативная

Пути и средства повышения профессиональной компетентностьи педагогов Учитель Стажировки Повышение квалификации: -курсы по предмету -ИКТ -дистанционные курсы -модульно- накопительная система -персонифицированная модель Профессио- нальная переподго- товка Участие в конкурсах профессио- нального мастерства Знакомство с инновационным педагогическим опытом, педагогической практикой Обобщение, представление и диссеминация собственного педагогического опыта Система методической работы в образовательной организации Самообразо- вание

Оценка профессиональной компетентностьи педагога Оценка предполагает Сущность умение педагога проектировать -выбрать педагогическую технологию -решать проблемы в конкретных ситуациях сверхнормативная активность педагога -ориентация на превышение поставленных задач -способность делать немного больше, чем приказано инновационный потенциал педагога -способность принимать нестандартные, нетрадиционные решения -творческая активность способность педагога к обучению -ориентация на овладение новыми знаниями -умение быстро овладевать новыми знаниями в процессе деятельности удовлетворённость педагога должностным статусом ориентация на должностной рост ролевой репертуар в групповой работе работа в творческих и проблемных группах

Педагогическое мышление Факт: сегодня План: завтра Средства -знание основ современных педагогических технологий -значимая доля репродуктивного метода обучения -владение и применение современных педагогических технологий -использование активных и интерактивных методов обучения и учения -апробация -системное использование -обмен опытом -диссеминация опыта зависимость выбора формы урока и форм учебной деятельности от приоритета предметного знания лекция, рассказ зависимость формы урока и форм учебной деятельности от образовательных потребностей и возможностей учащихся активные формы обучения -изучение личности учащегося -индивидуальный подход ученик – объект обученияученик – субъект ученияизучение вопросов психологии, педагогики, методики Задачи: -совершенствование форм методической работы; -использование в методической работе когнитивно-ориентированных (диалог, дискуссия, дебаты, семинар, тренинг), деятельностно-ориентированных (проект, круглый стол, ролевая игра, творческие группы) личностно-ориентированных технологий (тренинг, ролевая игра).

Оценка профессиональной компетентностьи педагога Традиционные формы оценивания Современные подходы к оцениванию Внешнее формальное оценивание: -отчётность -сумма результатов Экспертиза профессиональной деятельности учителя проводится в контексте и ради развития школы Неформальное оценивание: -со стороны учащихся, родителей Оценивается не учитель, а его профессиональная деятельность и профессиональный рост Наблюдение за ходом урока: -параметры профессиональной деятельности -учебные достижения учащихся -оценка учителя учащимися Оценке подлежит только то, насколько учитель развивается профессионально Самооценка: -информация о собственном уровне преподавания Суммарное (итоговое) оценивание на основе определённых критериев: -составление суждения о том, насколько учитель отвечает профессиональным требованиям с точки зрения квалификации и качества профессиональной деятельности -группы критериев оценки: показатели учебно- воспитательной работы, инновационной деятельности, работы по саморазвитию Портфолио: -оценка и рефлексия собственных достижений

Современные методы оценки профессиональной компетентностьи педагога Оценочное собеседование Метод наблюдения в классе Круговая оценка Оценка учителя учителем Самооценка Портфолио Психологические методы: -тестирование -собеседование

-качественное образование -владение способами и приёмами самостоятельной учебной деятельности -активная творческая личность Ученик -повышение квалификации -профессиональный рост -творческий поиск -профессиональное признание Учитель

Для того, чтобы ученику было хорошо, учителю должно быть трудно. Е.А. Ямбург Для того, чтобы образование было действительно доступным и качественным, учитель должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентностьи.