Диссеминация инновационного педагогического опыта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Advertisements

Презентация педагогического опыта. Информационная часть Тема опыта Становление ПО Теоретическое обоснование опыта.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Транксрипт:

Диссеминация инновационного педагогического опыта

Инновация и инновационный педагогический опыт Инновация педагогическая (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Таким образом, инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Диссеминации подлежит такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

Задание 1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭТАПОВ И ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЦЕССА ДИССЕМИНАЦИИ

Диссеминация инновационного опыта I II III

Диссеминация инновационного опыта ЭТАПЫ I II III ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Субъекты Объекты Формы ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ОсмыслениеИзучениеОбобщениеОписание Распространение АКТУАЛ ИДЕЯ СОДЕР ПРИЛ ТЕМА ИСТОЧНИК НОВИЗНА РЕЗУЛЬТАТ СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ

Шаги, обеспечивающие успешность распространения (диссеминации) инновационного педагогического опыта? Шаг 1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются: 1. Авторы инновационного педагогического опыта, то есть те учителя, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу. 2. Потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности. 3. Организаторы процесса диссеминации (управленцы, методисты всех уровней от школьного до регионального, специалисты системы дополнительного педагогического образования, а также представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду)

Шаг 2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде. Чтобы распространять инновационный педагогический опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия: 1) облечь ПО в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях; 2) вызвать заинтересованность учителей в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.

Шаг 3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения. Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций. Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс: 3) ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными; 4) «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию; 5) практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы); 6) свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.

Процессуальные этапы диссеминации опыта 1 этап – осмысление опыта («осмыслить – открыть смысл, значение, понять»). Попробуйте определить, что лежит в основе ваших удач (или неудач) в педагогической деятельности, в каком соотношении находится опыт вашей деятельности и традиционные формы, методы, приемы деятельности. Попробуйте определить, что лежит в основе ваших удач (или неудач) в педагогической деятельности, в каком соотношении находится опыт вашей деятельности и традиционные формы, методы, приемы деятельности.

II этап – изучение опыта («изучить – научно исследовать, познать, внимательно наблюдая»). Начинайте этот этап с определения темы своего опыта, пытайтесь сделать ее как можно более конкретной, укажите насколько ваш опыт актуален, вычлените научную идею, лежащую в основе вашего опыта, и определите индивидуальные черты вашей деятельности по данной проблеме. Определите и сформулируйте идею собственного опыта работы. Выделите составные части его, выстройте их в логической иерархической последовательности. Для уточнения своих выводов вам необходимо провести исследование по данной проблеме. Вы уже выдвинули гипотезу, определили объект и предмет исследования. Спланируйте и проведите эксперимент, его результаты послужат основой проверки гипотезы. Сформулируйте выводы и определите границы (условия) применения вашего опыта работы.

III этап – ОБОБЩЕНИЕ собственного опыта («обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении») ОПИСАНИЕДИССЕМИНАЦИЯ

Описание опыта Раздел 1. Основывается актуальность данного опыта работы, формулируется основная идея опыта. Раздел 2. Реферативный обзор научной и методической литературы, а также существующей практики по теме опыта. Суть данной работы – вычленение научной идеи, лежащей в основе вашего опыта.

Раздел 3. Описание собственного опыта работы, т.е. сущность опыта, его результативность, условия использования. актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов, новаторство, характеризующееся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса) Отразите факторы успешности представленного опыта работы в следующем порядке: название фактора успешности (что?); название фактора успешности (что?); с какой целью вы его применяете и в какой последовательности (для чего?); с какой целью вы его применяете и в какой последовательности (для чего?); что дает применение этого фактора (результат); что дает применение этого фактора (результат); за счет чего вы получаете высокие результаты? (условия эффективности). за счет чего вы получаете высокие результаты? (условия эффективности). Раздел 4. Приложение. Прилагается иллюстративный материал, подтверждающий аналитическое описание опыта.

актуальность решаемых с помощью распространяемого опыта проблем масштабность опыта: чем больший круг актуальных проблем он позволяет устранить, тем более актуальным является для пользователей. распространенность в массовой практике в масштабах образовательного учреждения, района, города, региона или всей Российской Федерации, иначе, с новизной. степень важности для определенных учителей школы, района и региона в целом. Актуальность опыта

Описание инновационного педагогического опыта представляет собой целостное описание актуального для развития региональной системы образования образовательного ресурса, включающее следующие обязательные компоненты: 1.тема; 1.тема; 2.источник изменений; 2.источник изменений; 3.идея изменений и ее содержание; 3.идея изменений и ее содержание; 4.концепция изменений; 4.концепция изменений; 5.новизна педагогического опыта; 5.новизна педагогического опыта; 6.трудоемкость, риски и ограничения; 6.трудоемкость, риски и ограничения; 7.условия реализации изменений; 7.условия реализации изменений; 8.результат изменений (продуктный и субъектный); 8.результат изменений (продуктный и субъектный); 9. заключение. 9. заключение.

Задание 2 Выбор темы опыта

1.тема опыта Особые требования предъявляются к формулировке. Она должна отражать основную идею опыта, быть конкретной, четкой, лаконичной, доступной, достаточно информативной. отражать основную идею опыта, быть конкретной, четкой, лаконичной, доступной, достаточно информативной. содержать указание на причину (педагогическую проблему), вызвавшую появление данного опыта содержать указание на причину (педагогическую проблему), вызвавшую появление данного опыта быть привязанной к определенным этапам и условиям педагогического процесса. быть привязанной к определенным этапам и условиям педагогического процесса.

Примеры тем Если анализируемый опыт имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать «Система работы…» Если анализируемый опыт имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать «Система работы…» Если вы предполагаете описать только отдельное направление, то найдите для этого адекватное название, например, «Опыт использования структурно-логических схем на уроках…», «Опыт литературно-краеведческой работы…» и т.д. Если вы предполагаете описать только отдельное направление, то найдите для этого адекватное название, например, «Опыт использования структурно-логических схем на уроках…», «Опыт литературно-краеведческой работы…» и т.д. «Технология организации малых форм физкультурно- оздоровительной работы с младшими школьниками»; «Технология организации малых форм физкультурно- оздоровительной работы с младшими школьниками»; «Формирование информационной и языковой компетентности учащихся старших классов профильной школы в «Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС)». «Формирование информационной и языковой компетентности учащихся старших классов профильной школы в «Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС)».

Задание 3 Определение источников противоречий, отраженных в проблеме (теме) опыта

2.Источник инновационных изменений несоответствие реальных возможностей обучающихся тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны школы и учителей; несоответствие реальных возможностей обучающихся тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны школы и учителей; несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни; несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни; несоответствие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; несоответствие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; отставание процессов генерализации знаний и умений от необходимости применять преимущественно обобщенные знания и умения для решения прикладных задач; отставание процессов генерализации знаний и умений от необходимости применять преимущественно обобщенные знания и умения для решения прикладных задач; расхождение между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; расхождение между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; несоответствие определяющего значения деятельности в развитие личности и преобладания в массовой школе репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения и мероприятийных форм воспитания; несоответствие определяющего значения деятельности в развитие личности и преобладания в массовой школе репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения и мероприятийных форм воспитания; расхождение между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и технократизацией педагогического процесса. расхождение между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и технократизацией педагогического процесса.

Соотнесение инновационного педагогического опыта с характером разрешаемых им противоречий Характер противоречия Тема инн-ного пед. опыта Формулировка источника изменений Частные – между новыми требованиями к результатам освоения программ общего среднего образования и существующими предметными методиками и УМК «Формирование исследовательской культуры младших школьников» Противоречие между необходимостью формирования у младших школьников навыков поисково- исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения Характер противоречия Тема инн-ного пед. опыта Формулировка источника изменений Частные – между новыми требованиями к результатам освоения программ общего среднего образования и существующими предметными методиками и УМК «Формирование исследовательской культуры младших школьников» Противоречие между необходимостью формирования у младших школьников навыков поисково- исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения

Новые условия образовательной деятельности как источник изменений Тема инновационного педагогического опыта Новые условия образовательной деятельности Формирование исследовательской культуры младших школьников Исследовательский метод, включающей комплекс умений самостоятельно творчески осваивать, конструировать и переконструировать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задание 4 Специфика педагогической идеи опыта

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ

3.Идея изменений Специфика педагогической идеи состоит в том, что в ее содержании имеются конкретные представления о назначении, сущности, способах воплощения идеи в будущую образовательную реальность. Содержание идеи рассматривается в единстве его составляющих: социопрактического,ценностно-смыслового,дятельностного, прогностического. прогностического.

3.1.Социопрактическое содержание идеи обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности: социальное происхождение учащихся, возраст учителей, уровень их мастерства, психологические характеристики педагогов и школьников, категории преподавателей, способных к восприятию и принятию данной идеи, а также региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания. обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности: социальное происхождение учащихся, возраст учителей, уровень их мастерства, психологические характеристики педагогов и школьников, категории преподавателей, способных к восприятию и принятию данной идеи, а также региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания.

3.2.Ценностно-смысловое содержание идеи принятие педагогом на себя ответственности за смысловую составляющую своих мыслей и действий и ее соотнесенность с теми или иными ценностями, разделяемыми отдельными индивидами, группами людей (сообществами) или обществом в целом. Уход от этой ответственности означает ослабление внимания к философскому, методологическому и теоретическому осмыслению педагогической науки и практики, расширение границ стихийных влияний на педагогический процесс, укрепление конформистских позиций, умножение негативных фактов, факторов и отрицательных результатов в образовании.

3.3.Деятельностный аспект содержания идеи связан напрямую со способом ее реализации. Какой бы замечательной, перспективной и привлекательной ни была педагогическая идея, она останется пустой декларацией, если не будет ясен механизм ее реализации. И если по каким-то причинам эффективный и реалистичный способ воплощения идеи в практику не найден, то значит, время для этой идеи еще не наступило.

3.4.Прогностический аспект педагогической идеи является существенным фактором управления ее функционированием и развитием. Особую значимость приобретает разработка прогностического аспекта для тех идей, которые еще только готовятся для распространения в широкой педагогической практике. Основательный анализ возможных последствий воплощения этих проектов в жизнь направлен на предупреждение опасных и тяжелых ошибок, на предотвращение скороспелых и непрофессиональных действий в области реформирования образования. С позиции гуманистической идеологии образования разработка прогностического аспекта педагогической должна содержать указание на то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах ее реализации в конкретной практике.

4.Концепция изменений концепция изменений - это «образ должного», теоретическая модель преобразования, имеющихся обстоятельств в необходимые условия для создания инновации

5.Новизна педагогического опыта В зависимости от глубины (масштабности) представляемых изменений можно выделить следующие уровни новизны инновационного педагогического опыта: глобальный уровень новизны - внесение новых положений в науку, кардинальное преобразование образовательного процесса от постановки новых целей до новых подходов к образовательной диагностике; глобальный уровень новизны - внесение новых положений в науку, кардинальное преобразование образовательного процесса от постановки новых целей до новых подходов к образовательной диагностике; локальный уровень новизны - обновление одного из элементов педагогической системы в порядке текущей модернизации; локальный уровень новизны - обновление одного из элементов педагогической системы в порядке текущей модернизации; условный уровень новизны - необычное сочетание ранее известных элементов; условный уровень новизны - необычное сочетание ранее известных элементов; частный уровень новизны - использование в конкретных условиях новшества, уже применявшегося на других объектах. частный уровень новизны - использование в конкретных условиях новшества, уже применявшегося на других объектах.

классификация уровней новизны, соответствующая педагогическому опыту, имеющему характер педагогического исследования: уровень преобразования характеризуемый принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области; уровень преобразования характеризуемый принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области; уровень дополнения – открытие новых граней уже известных теоретических и практических положений в области обучения и воспитания; уровень дополнения – открытие новых граней уже известных теоретических и практических положений в области обучения и воспитания; уровень конкретизации – уточнение, конкретизация отдельных теоретических и практических положений, касающихся обучения, воспитания, методики преподавания уровень конкретизации – уточнение, конкретизация отдельных теоретических и практических положений, касающихся обучения, воспитания, методики преподавания

6.Трудоемкость инновационного педагогического опыта Трудоемкость – условия (нормативно- правовые, материально-технические, финансовые, программно-методические, организационные и другие), которые требуются для внедрения опыта. Трудоемкость ИПО связана с проектированием содержания, форм и способов организации образовательного процесса в рамках конкретных образовательных ступеней как факторов развития личности, способной к стремительному, гибкому изменению способов своей жизнедеятельности.

6.Риски иновационного педагогического опыта Риски – угрозы внедрения опыта, которые создаются во внешней среде и которые должны быть устранены или минимизированы на этапе разработки внедренческого проекта. Риски ИПО объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, трудностью соорганизации людей при распределенной, полицентристской системе управления, фактически выделяющейся в самостоятельный, достаточно сложный и ответственный участок работы

Надежность опыта Надежность опыта также обусловлена тем, какие теоретические положения легли в его основу. Показателем надежности выступает устойчивость, стабильность положительных результатов, получаемых в практике. Надежность зависит от степени готовности опыта к распространению и переносу в другие условия. Но тот или иной полезный эффект от использования передового опыта может быть получен с разной степенью вероятности.

Объективно новым опыт является только для его создателей. Все остальные будут иметь дело уже с используемым ранее опытом Если передаваемый опыт не обладает для школы или учителя определенной степенью новизны, то он не может быть для них ценным в принципе Новизна опыта Применительно к опыту, новизна является понятием относительным То, что для одних ново, для других может оказаться не новым и даже традиционным

6.Ограничения инновационного педагогического опыта Ограничения – тенденции изменения внешней среды, которые необходимо обязательно учитывать в процессе внедрения опыта, чтобы обеспечить его воспроизводимость и максимальную эффективность в других условиях. Ограничения ИПО определяются тем, что вопрос о преемственности содержания, форм, методов школьного образования может решаться только на основе консолидации педагогического сообщества вокруг инновационной идеи, диалога с органами управления образованием, целенаправленной работы с возможными социальными партнерами на принципах кооперации и сотрудничества.

7.Условия реализации изменений Описание конкретных условий, в которых формировался инновационный педагогический опыт и которые должны быть созданы в рамках внедренческого проекта с целью распространения инновационного опыта в массовой практике. Ориентировочная продолжительность внедрения, объемы потребных трудозатрат на внедрение, потребность в специальной подготовке педагогов и возможности ее получения; потребности в материально-техническом обеспечении, общий объем потребного финансирования на внедрение.

Условия, обеспечивающие эффективность инновационных изменений образовательных систем общесистемные условия - задают норму функционирования образовательной системы школы в целом, т.е. позволяют дооформить и нормировать взаимодействие образовательного учреждения с органами управления и социальными партнерами разного уровня (обеспечить ее нормальное функционирование); общесистемные условия - задают норму функционирования образовательной системы школы в целом, т.е. позволяют дооформить и нормировать взаимодействие образовательного учреждения с органами управления и социальными партнерами разного уровня (обеспечить ее нормальное функционирование); внутрисистемные условия - определяют уровень и качество функционирования системы, позволяют неограниченно совершенствовать функционирование школы; внутрисистемные условия - определяют уровень и качество функционирования системы, позволяют неограниченно совершенствовать функционирование школы; вне (меж -) -системные условия - определяют ресурсы развития системы, отвечают за преобразование самого типа функционирования школы и осуществление шага ее дальнейшего развития. вне (меж -) -системные условия - определяют ресурсы развития системы, отвечают за преобразование самого типа функционирования школы и осуществление шага ее дальнейшего развития.

Задание 6 На какие вопросы должны давать ответы условия, обеспечивающие наибольшую эффективность использования передового педагогического

условия, обеспечивающие наибольшую эффективность использования передового педагогического опыта должны давать ответы на следующие вопросы: 1. Каковы цели педагога? На развитие, каких личностных качеств, способностей обучаемых сориентирована педагогическая деятельность? 2. Какие типы деятельности осваиваются учениками (исследовательская, проектная, творческая, эвристическая и т.д.)? 3. Формирование, каких общеучебных и предметных умений обеспечивает предлагаемая в опыте технология? 4. Каковы особенности организации образовательного процесса? 5. Каковы особенности педагогической деятельности (методы, приемы, техники, их взаимообусловленность и целесообразность)? 6. Каковы особенности деятельности учащихся (как обеспечивается мотивация, как происходит процесс учения, каков объем самостоятельной работы, как организуется рефлексия и т.д.)? 7. Каковы критерии и способы оценивания промежуточных и конечных результатов? 8. Какими дидактическими материалами и учебной литературой обеспечен процесс? 9. Каков адресат данного опыта?

8.Результат изменений Результативность опыта означает его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании и определяется двумя основными показателями: надежностью - устойчивостью, стабильностью положительных результатов, получаемых в практике. надежностью - устойчивостью, стабильностью положительных результатов, получаемых в практике. перспективностью - длительностью сохранения актуальности результатов, получаемых за счет освоения опыта, их способностью оставаться новыми, не устаревать перспективностью - длительностью сохранения актуальности результатов, получаемых за счет освоения опыта, их способностью оставаться новыми, не устаревать

Результативность или эффективность опыта Потенциальная полезность определяется полезным эффектом, который может быть получен в случае использования школой или учителем распространяемого опыта Данный эффект зависит от инновационного потенциала опыта, определяемого степенью превосходства заложенных в него идей, по сравнению с теми идеями, на которых построен прежний опыт функционирования системы

Результат инновационных изменений имеет продуктный и субъектный характер. Продуктный результат связан с качеством произведенного продукта (результата решения педагогической проблемы). Материальными продуктами инновационного педагогического опыта могут быть учебные программы, дидактические материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия, алгоритмы учебных действий по предмету; технология урока или элементы технологии; авторская программа (учебного курса, воспитательная); система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.); эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры); реализация принципов обучения (креативности, комфортности, ва¬риативности и др.); эффективная система оценки знаний и др. Субъектный результат проявляется на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений. К таким изменениям относятся развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности

субъектные результаты внешние, т.е. те которые диагностируются с помощью аттестационных процедур: динамика обученности, качество знаний, участие в предметных олимпиадах и конкурсах, поступаемость в ВУЗы и т.п., и внутренние, диагностируемые с помощью психолого-педагогических методов: познавательный интерес, учебная мотивация, сформированность учебной деятельности, мыслительные навыки, рефлексивные качества и т.п.

9.Заключение о предполагаемом масштабе и формах распространения изменений Масштаб распространения изменений определяется уровнем практической значимости опыта. По степени влияния инновационного педагогического опыта на образовательную систему в целом выделяют: отраслевой (общепедагогический) уровень означает, что влияние данного опыта распространяется на многие предметы, на образовательный процесс в целом. отраслевой (общепедагогический) уровень означает, что влияние данного опыта распространяется на многие предметы, на образовательный процесс в целом. общеметодический уровень предполагает, что результаты опыта важны для решения общих вопросов методики преподавания, обучения и воспитания. общеметодический уровень предполагает, что результаты опыта важны для решения общих вопросов методики преподавания, обучения и воспитания. частнометодический уровень характеризует опыт, который важен для решения частных вопросов практики обучения и воспитания. частнометодический уровень характеризует опыт, который важен для решения частных вопросов практики обучения и воспитания.

Формы диссеминации инновационного педагогического опыта участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков; участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков; стажировки на базе лучших школ; стажировки на базе лучших школ; консультации, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия; консультации, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия; обучающие и деловые игры обучающие и деловые игры мастер-классы, педагогические мастерские, авторские школы и семинары мастер-классы, педагогические мастерские, авторские школы и семинары конференции, аукционы педагогических идей, презентации, выставки, форумы, ярмарки, фестивали, публикации, выступления в СМИ. конференции, аукционы педагогических идей, презентации, выставки, форумы, ярмарки, фестивали, публикации, выступления в СМИ.

Формы диссеминации инновационного педагогического опыта Семинар-практикум, игра. Руководит «школой» учитель, чей опыт изучается. Педагогическая студия. Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора, обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы. Семинар-практикум, игра. Руководит «школой» учитель, чей опыт изучается. Педагогическая студия. Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора, обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы. Педагогические мастерские, мастер-классы. Мастерские используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Аукцион «педагогических идей». Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Педагогические мастерские, мастер-классы. Мастерские используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Аукцион «педагогических идей». Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Творческие группы – основные формы распространения педагогического опыта. Они создаются с целью поднять качество образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования школьников. Творческие группы – основные формы распространения педагогического опыта. Они создаются с целью поднять качество образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования школьников. Банк педагогического опыта. Тема. Проблема. Разрешение. Результат. Все данные вносятся в компьютер. Банк педагогического опыта. Тема. Проблема. Разрешение. Результат. Все данные вносятся в компьютер. Печатные способы распространения педагогического опыта: методический бюллетень, брошюры, книги, альбомы. Печатные способы распространения педагогического опыта: методический бюллетень, брошюры, книги, альбомы.

Формы диссеминации инновационного педагогического опыта Авторские школы инновационного опыта. В программы Школ могут включаться наряду с мастер-классами (занятиями с взрослой аудиторией), открытыми уроками (занятиями с детьми) такие формы работы, как практикумы по разбору методических приемов, рассмотрению дидактического материала с точки зрения его целевого назначения, методические и практические тренинги и пробы и др. Авторские школы инновационного опыта. В программы Школ могут включаться наряду с мастер-классами (занятиями с взрослой аудиторией), открытыми уроками (занятиями с детьми) такие формы работы, как практикумы по разбору методических приемов, рассмотрению дидактического материала с точки зрения его целевого назначения, методические и практические тренинги и пробы и др. Социально-общественная презентация образовательных учреждений, победителей ПНПО. Целью таких презентаций является привлечение внимания общественности, родителей к достижениям и проблемам образования, повышения престижа образовательного учреждения, что достигается открытостью, гласностью, предоставлением широких возможностей непосредственного наблюдения образовательно-воспитательного процесса на уроках с использованием современных информационно- коммуникационных технологий. Социально-общественная презентация образовательных учреждений, победителей ПНПО. Целью таких презентаций является привлечение внимания общественности, родителей к достижениям и проблемам образования, повышения престижа образовательного учреждения, что достигается открытостью, гласностью, предоставлением широких возможностей непосредственного наблюдения образовательно-воспитательного процесса на уроках с использованием современных информационно- коммуникационных технологий.

Задание 5 Модели диссеминации опыта

УЧИТЕЛЬ, диссеминатор инновации Учитель, использующий результат диссеминации Учитель, использующий результат диссеминации Учитель, использующий результат диссеминацииТЬЮТЕРСТВО

Модель «опосредованного» действия

Учитель- диссеминатор Архитектор сети Учителя, использующие результаты диссеминации

«Каскадная» модель

УЧИТЕЛЬ- ДИССЕМИНАТОР МОДЕРАТОР У У У У У

Распространение опыта участников ПНПО Субъекты диссеминации инновационные школы, осуществляющие распространение, передачу своего опыта Диссеминатор получатели и потенциальные пользователи опыта инновационных школ Реципиент Муниципальная методическая служба Создатель диссеминационной сети

Задание 6 Портфолио профессиональных достижений учителя

Портфолио профессиональных достижений высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года; высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года; высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету; высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету; создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта; создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта; обеспечение современного качества организации образовательного процесса на основе достижений педагогической науки и практики, в том числе современного уровня развития информационно- коммуникационных технологий; обеспечение современного качества организации образовательного процесса на основе достижений педагогической науки и практики, в том числе современного уровня развития информационно- коммуникационных технологий; наличие собственной тиражируемой методической системы учителя; наличие собственной тиражируемой методической системы учителя; представление педагогическому сообществу системы и результатов педагогической деятельности учителя; представление педагогическому сообществу системы и результатов педагогической деятельности учителя; обеспечение непрерывности собственного профессионального развития. обеспечение непрерывности собственного профессионального развития.

методическая система учителя

структура педагогической системы Цель системообразующий компонент, определяющий функции всех остальных. Цель системообразующий компонент, определяющий функции всех остальных.содержание, методы средства обучения, оргформы. Изменение целей определяет необходимость проектировочной деятельности, которая базируется на принципах. Проектировочная деятельность становится основой к пониманию целеполагания.

Методическая система обучения (по Н.В. Кузьминой) состоит из тех же компонентов, что и педагогическая система; отличие состоит в том, что каждый из них приобрел методическую функцию.

Цели становятся носителями методической функции если: представление требований стандарта - формулировке целей (методическое мастерство учителя проявляется в четком и ясном видении на языке целей требований образовательного стандарта: видение нового уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной цели. В традиционной методике по большинству учебных предметов ни методисты, ни учителя не обращали должного внимания на краткое, четкое и ясное формулирование целей обучения. Обычно речь шла об объеме учебного материала, но не об ином учебном качестве обучаемого при достижении цели); представление требований стандарта - формулировке целей (методическое мастерство учителя проявляется в четком и ясном видении на языке целей требований образовательного стандарта: видение нового уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной цели. В традиционной методике по большинству учебных предметов ни методисты, ни учителя не обращали должного внимания на краткое, четкое и ясное формулирование целей обучения. Обычно речь шла об объеме учебного материала, но не об ином учебном качестве обучаемого при достижении цели); обеспечение при формулировании цели ее диагностируемости (диагностируемость обеспечивается механизмом простого установления факта достижения обучаемым цели); обеспечение при формулировании цели ее диагностируемости (диагностируемость обеспечивается механизмом простого установления факта достижения обучаемым цели); строгое соблюдение последовательности процедур при целеполагании строгое соблюдение последовательности процедур при целеполагании

Методическая функция методов обучения Методы обучения должны рассматриваться как способы организации учебного материала и взаимодействия обучающего и учащихся, направленные на решение образовательных и воспитательных задач. Методы обучения должны рассматриваться как способы организации учебного материала и взаимодействия обучающего и учащихся, направленные на решение образовательных и воспитательных задач. Средства обучения приобретают методическую функцию, если учитель совместно с учениками организует учебно-воспитательный процесс Средства обучения приобретают методическую функцию, если учитель совместно с учениками организует учебно-воспитательный процесс

самый подверженный изменениям компонент методической системы обучения «цели» (исключение его из методической системы обучения ведет к ее разрушению); Содержание образования определяется целями. методы коррелируют со средствами обучения; самым консервативным является компонент «оргформы учебного процесса». Устойчивость системы нарушается при трансформации организационных форм. При введении в методическую систему обучения учителя как личности происходит «замыкание» всех связей между компонентами методической системы обучения на профессиональной деятельности учителя

Выстраивая систему моделей, т.е. моделируя проектировочную деятельность, мы приходим к необходимости целеобразования, которое оказывает влияние на формирование методической системы учителя, определение функций и связей между компонентами. Методическая система учителя строится и действует как открытая система, т.е. способная изменяться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их. Выстраивая систему моделей, т.е. моделируя проектировочную деятельность, мы приходим к необходимости целеобразования, которое оказывает влияние на формирование методической системы учителя, определение функций и связей между компонентами. Методическая система учителя строится и действует как открытая система, т.е. способная изменяться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.

Методическая система учителя - совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, методический стиль учителя и организационные формы, необходимые для создания целенаправленного и строго определенного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса.

Что должна описывать модель методической системы учителя? познание образовательного процесса как объекта конструирования; познание образовательного процесса как объекта конструирования; изучение конкретных технологий; изучение конкретных технологий; создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач; создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач; осознание основных идей педагогики, психологии и методики преподавания информатики; осознание основных идей педагогики, психологии и методики преподавания информатики; осознание учителем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей в профессиональной деятельности. осознание учителем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей в профессиональной деятельности. Гносеологическая функция

Гуманистическая функция направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, установление позитивной концепции «Я- профессиональное», осознания личного педагогического опыта. направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, установление позитивной концепции «Я- профессиональное», осознания личного педагогического опыта.

Проектировочная функция проявляется в операционном, процедурном, технологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, т.е. в проектировании содержания, форм, методов и практической деятельности участников педагогического процесса, выборе наиболее эффективных педагогических, методических приемов разрешения конкретных ситуаций. проявляется в операционном, процедурном, технологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, т.е. в проектировании содержания, форм, методов и практической деятельности участников педагогического процесса, выборе наиболее эффективных педагогических, методических приемов разрешения конкретных ситуаций.

Нормативная функция поддерживает соблюдение педагогических норм, выполняющих функцию ценностей в педагогической деятельности, обусловливает учет определенных требований, предписаний, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта. поддерживает соблюдение педагогических норм, выполняющих функцию ценностей в педагогической деятельности, обусловливает учет определенных требований, предписаний, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта.

Рефлексивная функция обеспечивает осмысление педагогом основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей; создание условий для развития рефлексии. обеспечивает осмысление педагогом основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей; создание условий для развития рефлексии.

Методическая система учителя Цели Методический стиль глобальные когнитивный элемент; этапные; мотивационный элемент; оперативные содержательно-операционный: интеллектуально-логические способности; интеллектуально-логические способности; интеллектуально-эвристические способности; интеллектуально-эвристические способности; коммуникативные способности; коммуникативные способности; организационные способности и умения; организационные способности и умения; индивидуально-творческий элемент; индивидуально-творческий элемент; рефлексивно-оценочный элемент; рефлексивно-оценочный элемент; методический опыт. методический опыт. Оргформы: традиционные; инновационные инновационные

При традиционных оргформах система развивается при изменении целей; При инновационных оргформах происходят следующие процессы: а) изменение целей влечет трансформацию методического стиля и затем оргформ, если цели определены заказом или приобретают личностную ценность для учителя; или оргформ, а далее методического стиля, если цели становятся ориентированными на личность ученика; б) изменение оргформ влечет преобразование методического стиля, далее целей или целей, а затем методического стиля.

типы методических систем учителей 1.«творческий» К первому типу будем относить такие методические системы учителя, в которых ведущими являются цели-ценности, индивидуально- творческий и рефлексивно-оценочный элементы в методическом стиле; инновационные оргформы; 2.«ищущий» ко второму типу те, где ведущими являются цели-ценности, содержательно-операционный элемент и методический опыт в методическом стиле; комбинирование инновационных оргформ с традиционными; 3. «нормальный» к третьему типу такие методические системы учителя, в которых ведущими являются цели-результаты; мотивационный и содержательно-операционный элементы и методический опыт, входящие в методический стиль учителя; преобладает использование традиционных оргформ; 4.«проблемный» 4.«проблемный» к четвертому типу те, в которых ведущими являются цели- результаты; когнитивный элемент методического стиля; превалирует традиционные оргформы учебного процесса. к четвертому типу те, в которых ведущими являются цели- результаты; когнитивный элемент методического стиля; превалирует традиционные оргформы учебного процесса.