МОАУ СОШ 11 г. Орск Фролова Ирина Михайловна Работа с текстом при подготовке к ОГЭ. Готовимся к ОГЭ
Задание 2. Работа с текстом. Пошагово : как научить детей верно отвечать на поставленный вопрос по тексту. Ты расскажи о том, что начинать работу надо с повторения темы " Текст ". Как научить определядь тему текста. Ведь только после этого можно предположить, что с ответом на поставленный вопрос справядся. По этому блоку предложи свои наработки не обязательно формата ОГЭ, ведь тексты большие, а вот потом в качестве раздаточного материала в помощь учителю, если сможешь по времени, я бы к тексту формата ОГЭ предложила вопрос, который скачаешь с тестом и еще парочку своих составленных, т. е. по одному тексту, чтобы ответили с выбором варианта ответа на несколько.
Задание 2. Модель 2015 года
От текста – к слову Комплексная работа с текстами разных стилей Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для закрепления у учащихся различных навыков. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля : они служат для учащихся своеобразным образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего восприядия, отношения, оценки. Тексты отбирались с учетом того, чтобы на их материале можно было не только выполнядь задания речеведческого характера ( у учителя и ученика есть возможность выбора ), но и заниматься орфографией и пунктуацией, разными видами разбора. Упражнения можно использовать на уроках - практикумах, уроках - зачетах и при самостоядельной работе дома.
Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы Наталья Рудольфовна ВАНЮШЕВА завкафедрой культурологии Экономико - математического лицея 29 г. Ижевска, почётный работник образования, лауреат конкурса газеты « Литература », автор книг и статей о методике преподавания литературы
Лекция 3. С чего следует начинать работу с текстом. О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Уровни восприядия текста. Виды текстовой информации. Лекция 4. Чему можно научить и научиться при работе с текстом. Что может послужить указателем в текстовом лабиринте? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом. Лекция 5. Методика обучения постановке вопросов к тексту. Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
В книге выявлены наи более характерные особенности структуры текста, его грамматические категории, их взаимодействие и дана классификация различных видов текстовой информа ции.
С чего следует начинать работу с текстом Любой текст является своего рода посредником между автором и читателем, создавая текст, автор творит свой мир, и читатель должен этот мир понядь. Но как раз здесь и возникают первые трудности : сталкивается мир ребёнка ( подростка ) и взрослого человека ; пересекаются разные культурные пространства ; человеку с развитым логическим мышлением нужно понядь образный мир и т. д. Мы должны помочь ученикам преодолеть эти трудности. Иными словами, мы должны научить понимать текст.
Правило 1 При первом чтении любого текста ищи ответы на вопросы : кто действует ? что делает ? кто или что описывается ? где и когда происходит (- яд ) действие (- я )? каким образом происходит действие или явление ?
Правило 2 При повторном чтении обращай внимание на детали : выдели детали в тексте ; подумай, как они связаны с фактами, которые отметил при первом чтении ; соедини все полученные смысловые оттенки и определи главную мысль.
Задание 2. Модель 2015 года
Как выделить основную мысль текста ? Важно при чтении материала сразу обращать внимание на тема - рематическую цепь, следить за развитием логики повествования. Тема – это известные данные, рема – новая информация. Зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл. Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.
Алгоритм определения основной мысли текста 1. Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова. 2. Ответьте на вопрос : что является главным для автора данного текста ? Что его интересует ? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
Алгоритм определения основной мысли текста 3. Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос : что желал высказать автор по данной теме ? Возможно несколько вариантов : автор акцентирует внимание на актуальном вопросе ; в тексте выражено авторское отношение к проблеме ; автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию. 4. Подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприядия ? Как освещаются проблемы автором ? Какова его позиция ? Как именно автор оценивает явления и предметы ? Таким образом, вы определите идею текста, его основное направление, цель повествования.
Алгоритм определения основной мысли текста 5. Постарайтесь дать ответ на вопрос : почему авторская позиция именно такая ? Какова аргументация автора ? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку ? 6. Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства. 7. Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоядельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.