Роль литературы в формировании личности Подготовила ученица 11 «А» класса МОУ Лицея 15 Ильясова Сауле. Научный руководитель: Напалкова Н.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Advertisements

Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Великая Отечественная война в художественной литературе Презентацию подготовил Ученик 11 класса «Б» Тараман Григорий.
Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце. Теккерей У. Чтение - вот лучшее.
Душевное лекарство. «Художественная литература,- писал литературовед и прозаик Ю.Н. Тынянов, - отличается от истории не выдумкой, а большим, более близким.
Существует довольно нелепый стереотип, будто бы молодое поколение совершенно не интересуется литературой, зациклившись на современных гаджетах. Но не.
Тематический блок 3. Война и мир Подготовка к ЕГЭ. Уровень С.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Урок проводится после изучения темы: « По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель » « По страницам.
«Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная» А.С. Пушкин. Формирование и развитие интереса к чтению.
Культура в годы В.О.В. Выполнил: Юсупов Илья 9 класса.
Двадцать первый век изменил облик книги, изменяется и библиотека. И посетителя библиотеки мы сегодня уже называем не читателем, а пользователем. Но в.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам.
9 Б класс представляет 2012 – 2013 уч. год. «Наши ветераны» Цели проекта: Патриотическое, духовно – нравственное воспитание подростков и создание информационного.
Автор: ученица 10 класса «Б» Теплякова Анастасия Руководитель: Вишневская Л. Л.
Подготовила: Чусовитина Ольга, ученица 9 «Б» класса, МАОУ НГО «СОШ4»
Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус.
Исследовательская работа по литературе на тему: «Круг чтения литературных героев 19 века» Выполнила: ученица 9-б класса Тетериной Марии Учитель: Шрейбер.
«Прасол Кольцов, не умевший писать грамотно, был гораздо цельнее, умнее и образованнее всех современных молодых поэтов, взятых вместе». А. П. Чехов «Прасол.
Проблема духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы Николаева Галина Егоровна,ГО»Якутск»МО БУ «Хатасская СОШ имени П.Н и Н.Е.Самсоновых.
Транксрипт:

Роль литературы в формировании личности Подготовила ученица 11 «А» класса МОУ Лицея 15 Ильясова Сауле. Научный руководитель: Напалкова Н.Н.

Введение С каждым днем все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание - важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ морального облика будущего человека.

В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А. Твардовский назвал «уроками нравственного прозрения». Словесники многое делают для обучения и воспитания своих учеников, но всё же следует признать, что их усилия, особенно в свете требований новой школы, недостаточны. Спорят о том, что из себя представляет литература, в каком объеме и как ее изучать, какую цель при этом преследовать.

Ясно одно, что литература должна оставаться одним из ведущих предметов школьной программы, причем в неизменном объеме, а может быть и более расширенном, так как именно изучая литературу, мы, школьники, познаем мир и историю своей страны, своего народа. Художественные произведения дают нам новые ориентиры и ценности, учат анализировать мысли, чувства, события…

Так при разработках новых проектов образования, государству, СМИ, общественности следует учесть ту огромную роль, которую играет этот предмет в формировании личности. Как справедливо заметила жена Александра Исаевича Солженицына Наталья Солженицына как же можно вместе с ограничением школьной программы, просто взять и выкинуть из нее такие великие произведения, ставшие достоянием целой эпохи, как «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и другие.

Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяется состоянием литературы и искусства. И современная молодежь должна вступать в самостоятельную жизнь высококультурной, образованной и трудолюбивой, а учитель, «ваятель духовного мира юной личности», призван помочь ей в этом.

А Луи Блан отметил: скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.Луи Блан Уолт Дисней сказал: «Вы были бы самым несчастным человеком в этой жизни, если бы не читали книги и стихи». Уолт Дисней

Книги требуют более серьезного отношения к себе. Читать надо вдумчиво, пропуская через себя написанное автором и помня высказывание Фазиля Искандера о том, что « культура это не количество прочитанных книг, а количество понятых». На мой взгляд, книги призваны воспитывать человека, формировать его духовный мир, служить нравственными и моральными ориентирами. Ведь тот, кто не читает хороших книг, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать их. Марк Твен

Книги или интернет? Поколение XXI века в связи с быстрым распространением передовых технологий и технических средств, таких как Интернет, электронные книги, все меньше времени уделяет чтению художественных книг. Многие предрекают забвение книг и их замену более понятными, массовыми и интерактивными аналогами.

На мой взгляд, этого не произойдет по нескольким причинам. Во-первых, читая, человек отдыхает душой и как будто встречает близкого и родного человека; как сказал Карло Гольдони : «Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким».

Во-вторых, книга – лучший источник информации, нежели компьютер и телевизор. И, следует заметить, более надежный и безопасный для здоровья. Прежде чем в свет выйдет новая книга, она проходит через руки редакторов, корректоров, внимательнейшим образом изучается. Если в книге содержатся информационные статьи, то в обязательном порядке проверяется достоверность этой информации.

А можем ли мы с подобной уверенностью утверждать, что статьи и книги, прежде чем появится в Интернете, проходят столь же пристальный и тщательный контроль? Увы, нет. Большая часть информации во «всемирной паутине» не имеет достоверной основы. С другой же стороны, нельзя отрицать, что информация в Интернете более доступна, и ее поиск занимает гораздо меньше времени. Согласитесь, ведь проще ввести всего несколько слов в поисковую систему, чем самим искать интересующую вас информацию в библиотеке или в читальном зале?

В-третьих, многие люди ищут в книгах подтверждение своих мыслей, убеждений и это одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, - наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным человеком чем бы то ни было, мнениями, чувствами, привычками - даже слабостями и пороками. Вероятно, больше сходства нашли бы мы с мнениями, привычками и слабостями людей вовсе ничтожных, если б они оставляли нам свои произведения. Пушкин

В-четвертых, книги – это живые мысли автора, затрагивающие болевые точки времени, без связи с которыми книга бесследно канет в Лету, как бы талантливо она ни была написана. Лучшие произведения остаются в веках, проверенные временем и поколениями людей, заново открывающих каждый для себя вечные ценности. Вот почему так правдиво звучат слова Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти».

Бывает так, что произведения настолько глубоки и многогранны, что мы не можем целиком вместить в себя мысли автора. Если так и происходит, то не стоит отчаиваться, каждая книга рано или поздно находит своего читателя. Марина Цветаева в одном из своих стихотворений ранней лирики писала: «Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я поэт….моих стихам как драгоценным винам настанет свой черёд».

Важно помнить, что никогда не следует читать книг из ложного чувства долга, или из-за того, что они принадлежат к какому-то течению или направлению. Помните о том, что книга, которая кажется вам скучной в двадцать или тридцать лет, откроет для вас свои двери, когда вам будет сорок или пятьдесят, и наоборот. Дорис Лессинг. Золотая тетрадь.

Здесь следует отметить, что книги бывают разными: одни несут поиск эстетической истины; другие способствуют нравственному формированию личности; третьи укрепляют моральный дух в тяжелые времена, особенно в периоды войн, разрух, кровопролитий, пробуждая патриотизм, единство народа и веру в лучшее будущее. Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце. Уильям Теккерей.

Я была поражена одним фактом, произошедшим в годы Великой Отечественной войны, когда в одном из разрушенных городов России на стене полуобвалившегося здания был написан белый стих И.С. Тургенева «Русский язык», который вселял уверенность, умиротворенность, гордость за свою страну, за свой великий русский народ каждому жителю этого города. Именно эти строки придавали каждому защитнику Отечества новые силы в борьбе против фашизма.

В суровые военные и послевоенные годы наши писатели многое в судьбе отдельного человека переосмыслили заново и отразили в своих произведениях кровное, неразрывное родство героя и народа. Мы, школьники, читая произведения литературы периода Великой Отечественной войны, многое узнаем о тех ужасах из искренних и пронзительных стихотворений, рассказов, повестей, очерков А.Толстого «Русский характер», М. Шолохова «Судьба человека», К.Симонова «Жди меня», А.Твардовского «Василий Теркин», Ю.Друниной, О.Берггольц и многих других. Восхищаясь мужеством и героизмом нашего народа, мы формируемся как граждане, патриоты своей страны.

Литература последних десятилетий идет непростым путем, знает и удачи и неудачи, но одно несомненно: она не теряет свой стратегический ориентир – личность.

Художественное произведение непременно должно выражать какую-либо большую мысль. Только то прекрасно, что серьезно. Чехов. Очень часто книга, производящая глубокое впечатление на юный ум, составляет эпоху в жизни человека. Сэмюэл Смайлс. Чтение хороших книг это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли. Рене Декарт. Несколько цитат напоследок: