ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ. доц. к.п.н. Бурлакова И.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Advertisements

« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
«Критерии оценок» Выполнила: Драган Ирина Анатольевна Учитель английского языка Конзаводской СОШ 2.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Лексика, т. е. совокупность слов и сходных с ними по функциям соединений, представляет собой систему или, по выражению А.А. Леонтьева, систему систем.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ Теручаева Асият. 3 курс ; АО ( фил ).
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Методы обучения в коррекционной школе. (по Е.Д. Худенко) М.А. Расулова ГОУ СО «Берёзовская СКШИ»
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Методы обучения в коррекционной школе. (по Е.Д. Худенко) М.А. Расулова ГОУ СО «Берёзовская СКШИ»
Дидактические функции проверки, учёта и контроля знаний, умений и навыков учащихся. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА ЩЕТИНИНА С. И. КГКСКОУ СКОШ VIII вида 1.
О развитии речевых интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников; об успешном овладении ими рядом общеучебных умений ( в частности.
1 Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ. доц. к.п.н. Бурлакова И.И.

Подразумевает: формирование навыков артикулирования звуков и звукосочетаний; владение интонацией; ударение

Главная сложность - межъязыковая интерференция В разных учебниках представлено по - разному. Но обязательные принципы: от лёгкого к сложному от известного к неизвестному от сходного с русским к тому, что не имеет аналогов

Для английского языка следить: долгота - краткость гласных, имеющая в английском смыслоразличительное значение меньшая степень участия губ в лабиализованных звуках отсутствие оглушения звонких фонем в конце слога и перед глухой согласной (did, his) отсутствие смягчения

фонематический слух – способность воспринимать и воспроизводить смыслоразличительные свойства речи фонема - единица языка, с помощью которой различаются морфемы (дам - там, фонема «д» - «т») Пед. Энциклопедия: способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка

фонетический слух – способность правильно воспринимать и воспроизводить несмыслоразличительные свойства речи, что является обязательным условием владения хорошим (аутентичным и безакцептным) произношением интонационный слух= ритмико - интонационные навыки (ударение, ритм, мелодика, распределение пауз (паузация)

2 подхода: 1. имитативный: правильно воспринимать и имитировать, не фильтруя через призму родного языка!!! Никакая теория не может иметь места в начале обучения! Произношение в основе своей является подражательным процессом Но для этого необходимо: хороший речевой слух (развитый) положительный объект подражания (сам учитель) 2. аналитико - имитативный подход: рациональное сочетание имитации с доступным описанием артикуляции

! – В средней общеобразовательной школе задачей обучения является несколько замедленное тщательное произношение с отчётливым выделением фонемного состава, т.е. аппроксимированное произношение. Оно приближено к правильному и не влияет на процесс понимания Для создания в долговременной звуковой памяти учащихся важен эталон\ стереотип - фонозаписи

Психологические особенности формирования слухо - произносительных и ритмико - интонационных навыков: - работа над фонетикой носит для учащихся ого класса скрытый характер, неприемлемы установки: а теперь мы работаем над фонетикой (сегодня мы знакомимся с новым звуком) - упражнения игрового характера, в первую очередь звукоподражательные, с привлечением образных опор (шипит змея, жужжит шмель, дуем на замёрзшую ладошку и т.п.)

Проговаривание с: разной скоростью разной силой голоса эмоциональной окраской в сопровождении движения, хлопков в ладоши.

Задача этого этапа: узнать то или иное явление в звучащей речи и среагировать на него (хлопок в ладоши, поднятие сигнального предмета)

Звуки вводятся в несложных контекстах Учитель должен прогнозировать возможные трудности и определять способы их устранения

Обучение интонации проводится на фразах (вопрос - ответ, контрвопрос) На этом этапе: дирижирование, размётка фонетическая, движение рук, отстукивание ритма

Произносить в несколько замедленном темпе В результате обучения учащиеся должны уметь: - соотносить интонацию со смысловым содержанием речи - различать коммуникативные типы упражнений

Требования к фонетической зарядке: соответствие её содержания решаемым на уроке задачам; возможность осмысления материала (путём перевода, иллюстрации, проверки понимания с помощью вопросов); фонетическая отработка в режиме «фраза - слово - звук» и обратно; корректировка артикуляции имитационно и\или на сознательной основе; воспроизведение материала в различных режимах (хором, с разными интонациями, индивидуально с опорой на зрительную\печатную основу или без, или наизусть

Фонетическая зарядка должна уже на уроке демонстрировать, что способствует определённым сдвигам, улучшению произношения

РАБОТА НАД ЛЕКСИКОЙ.

Лексика - формальная и функциональная стороны. Формы без функции не может быть

Лексические навыки и умения.

Навыки: правильно выбирать слова в соответствии с коммуникативным намерением правильно сочетать слова правильно заменять «запавшее» слово эквивалентом

Умения: понимать слова в контексте строить речевое поведение в соответствии с ситуацией

Продуктивная и рецептивная лексика Продуктивная = активный лексический минимум = ЛЕ, которые учащиеся должны использовать в процессе говорения и\или письма Рецептивная = узнавать при чтении и\или аудировании

Начальный этап ( классы): всё - только продуктивная лексика

Принципы отбора: частотность распространённость сочетаемость с большим объёмом ЛЕ словообразовательная ценность

С позиции методики ориентация на: тип школы цели обучения

Основные этапы работы над ЛЕ: & ознакомление & закрепление & активизация & развитие

& Ознакомление: сначала слуховой образ (поэтому на начальном этапе исключается самостоятельное чтение текста с новыми словами) графический образ семантизация - установление связи между формой слова (слуховым и графическим образом) и его значением

2 способа семантизации: Беспереводной Переводной

Беспереводной способ: зрительная наглядность (демонстрация предмета, действия) дефиниция (описание) – на иностранном языке, толкование (напр., кухня - комната, где люди едят) перечисление \с обобщением (юбка, блузка, пальто - одежда; палец большой, указательный, средний, безымянный - мизинец) синонимы - антонимы (cold - warm) языковая догадка (Колумб открыл discovered America in 1492) на основе словообразовательных элементов (work - worker, farm - farmer) +++ развивающее обучение --- много времени, возможны неточности в понимании

Переводной способ: перевод (русский эквивалент английского слова) перевод - толкование (great - big) Выбор способов семантизации - за учителем с учётом факторов: этап обучения языковая подготовка класса

Закрепление: Новые ЛЕ сначала предъявляются в окружении знакомых и на усвоенном грамматическом материале

1. проговаривание с разной силой голоса и эмоциональной окраской 2. выполнение подготовительных и речевых упражнений: узнавание (психология.) (дифференциация и идентификация (методика) нового слова

- в речи учителя с обозначением предметов\ или несоответствием - в ряду предметов на столе\картинке (показать обозначаемый словом предмет) - найти слово в тексте (стихотворения, считалки) При выполнении упражнений этого типа из учебника учитель должен их максимально разнообразить: цветные мелки, карточки и т.п.

Далее: - обобщение (психология), сравнение (методика) (определите на слух\найдите в тексте слова, относящиеся к одной теме (синонимическому ряду) Логическое понимание (псих.), группировка (метод.) - сгруппируйте слова по указанному учителем признаку Далее: соотнесение (псих.), смысловая догадка (метод.) - найдите антонимы к словам, указанным на карточке\на доске

Подстановочные упражнения - переход к связным высказываниям: закончите словосочетание\предложение дополните словосочетание\предложение скомбинируйте предложение

Активизация = переход к автоматизации ЛЕ в речи Это упражнения на трансформацию

Развитие = употребление ЛЕ в речи по другим темам. Результатом освоения ЛЕ должно быть мгновенное извлечение их из памяти и правильное воспроизведение в громкой речи с соблюдением всех норм (произносительных, грамматических, сочетательных, орфографических для письменной речи) употребления

РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Грамматический навык = автоматизированное действие по выбору грамматического явления Активный грамматический минимум = базовая грамматика

Несколько подходов к обучению грамматике: структурный (Старков) Единицей обучения является грамматическая структура. Под неё пишется учебный текст и предлагаются упражнения. Функциональный (коммуникативно - функциональный) Концентрическая подача базового грамматического минимума. Грамматика увязана с содержанием ситуаций общения.

Этапы работы над грамматикой те же, что и над лексикой. На этапе ознакомления учителю следует продумывать структуру процесса предъявления новой грамматики. Она должна включать: 1) подготовку к восприятию, 2) предполагать наличие текста, на основе которого предъявляется новое грамматическое явление 3) таблицы, схемы, рисунки, отражающие форму явления, а также его функцию и значение 4) комментарий особенностей употребления

В старших классах предлагать вывести правило самим (индукция). Выбор зависит от сложности самого грамматического явления. Когда аналогия в русском отсутствует - дедукция

Упражнения на закрепление новой грамматики должны быть на: знакомом лексическом материале сопровождаться чёткой установкой учителя. Что нужно делать уводить от механистических приёмов

Методическая последовательность упражнений та же, что и при работе над лексикой: 1. идентификация 2. выбор 3. сравнение 4. соотнесение 5. сортировка 6. группировка 7. ранжирование 8. комбинирование 9.трансформация

КОНТРОЛЬ

проблема контроля связан всегда с целью обучения сегодня: речевая деятельность, но она невозможна без языкового материала ранее: контроль знаний (конкретность заданий) теперь: умений (параметры и критерии)

ИСТОРИЯ

балльная система (средневековье, Германия, схоласты); середина 19 века - теория свободного воспитания графическая система 1918 год - отмена отметок, вместо них - характеристики, которые со временем стали носить всё более трафаретный характер, поэтому опять - к отметкам, к 5 балльной шкале в массовой школе.

Сегодня - проблема контроля Её снимает Общеевропейская шкала, но она предполагает, что обучение - ведущая личностная потребность, что не стало для России фактом социальным. История контроля в России - шараханье из одной крайности в другую.

Сухомлинский: контроль - явление агрессивное, учёба ради отметки - ложь. Что можно ожидать от человека, у которого уже в детстве притупилось чувство собственного достоинства? - заставить ученика учиться - проявлять свою власть - симпатия - антипатия - разные отметки за одинаковые ответы у разных учителей - боязнь, страх оценки - зависимость своего положения в классе от отметки

Оценивать не личность ребёнка, а его работу с учётом условий, в которых она выполняется Современный взгляд на контроль:

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ

1. Проверочная функция – учитель для себя устанавливает факт, а не качество обратной связи (напр., к начинающему учителю идёт на урок завуч) 2. Оценочная функция – качество обратной связи 3. Мотивационно - стимулирующая функция Любая деятельность учащихся оценивается с двух сторон процесс (активность, усердие) результат Эта функция предполагает внимание к внутренним изменениям в душе и сознании ребёнка, служит способом обнаружения достижений и успехов учащихся. На среднем этапе обучения развитие личности является приоритетной образовательной задачей.

4. Обучающая функция Идеально эту функцию реализует тест на множественный выбор (с комментариями). Интенсификация работы мозга, систематизация, анализ, сопоставление, выбор. На уроке на стадии активизации (подстановка с комментариями, вслух, в интерактивном режиме). Обилие тестов. Можно во второй половине урока или даже под конец, но регулярно 5. Корректирующая функция Помогает учителю увидеть сильные и слабые стороны своей деятельности, «налечь» на западающие аспекты, подкорректировать. Для этого рекомендуется взаимопосещение с последующим анализом и самоанализом урока. Слух и зрение притупляются, не видим очевидных недочётов, не слышим фонетических и прочих ошибок, в том числе и своих: слова - паразиты, нелепые жесты, невротические жесты, мимика, просчёты в имидже, а профессия учителя - публичная

6. Диагностирующая функция Позволяет выявить: уровень знаний учащихся положительную или отрицательную динамику учащихся трудности, которые они испытывают анализ причин, приведших к этому факту наличие сдвигов относительно «вчера», прошлого месяца 7. Развивающая функция Как и обучающая состоит в том, что предельно активизируется умственная деятельность, что содействует развитию обучаемого, но это не тест на множественный выбор, а задания на догадки, сообразительность (напр., найти аналогичные по смыслу пословицы, рифмующиеся слова и т.п.) 8. Воспитывающая функция дисциплинирует, воспитывает критическое отношение к своему труду.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Предварительный даёт сведения об исходном уровне иноязычной деятельности (навыки, умения). На основании данных предварительного контроля учитель вносит изменения в планирование, намечает пути устранения выявленных пробелов. Составляется на основе нормативных документов: что учащийся к этому периоду обучения должен знать, уметь (темы, объём деятельности)

Текущий Не прерывает процесс обучения. Это непрерывная информация о ходе и качестве усвоения учебного материала (отметки за урок). Это контроль процесса становления коммуникативной компетенции. Он устанавливает соответствие между намеченной целью и достигнутыми результатами.

Периодический (он же рубежный, тематический) после прохождения темы или окончания четверти. Проводится на специально запланированных уроках, проверяет достаточно большой объём материала в форме контрольных работ, тестов, зачётов.

Итоговый (экзамены) устанавливает соответствие проверяемых знаний и умений программным требованиям к уровню обученности по этапам (начальная школа, средняя, старшая)

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ & фронтальный & индивидуальный & комбинированный & взаимный & письменный & устный & тестирование

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС\КОНТРОЛЬ для: - проверки домашнего задания - актуализации материала (подготовки к усвоению нового) - закрепления только что преподнесённого нового материала - в начале этапа активизации материала Обычно это вопросно - ответные задания. Если вопросы носят поисковый характер, побуждают учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности (сравнение, объяснение причины Почему? В чём сходство - различие?Какое значение имеет для …?), то может рассматриваться как текущий контроль или диагностирующий контроль и сопровождаться индивидуальными отметками.

+++ охват большого количества учащихся, активизация памяти, мышления, внимания, речевой реакции --- поверхностное представление о знаниях и умениях учащихся, а. следовательно, возможность необъективной оценки

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС/КОНТРОЛЬ Более точные и достоверные данные, но малый охват, поэтому перед учителем стоит проблема занятости остальных учащихся

КОМБИНИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ связан с дифференцированным подходом к обучению

ВЗАИМНЫЙ КОНТРОЛЬ Предполагает работу в парах, при этом учитель ходит по классу и контролирует деятельность учащихся

ПИСЬМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ - контрольная работа - close - test - диктант (минидиктант) - изложение - сочинение, эссе

--- занимает много времени на уроке, поэтому стоит задать на дом (написать конец истории, переписать с другими обстоятельствами) Но close - test только в классе!!! С соблюдением режима времени. Также эссе на время выполнения в формате ЕГЭ При выполнении клоуз - теста осмысливается информация предшествующая и последующая, анализируются грамматические структуры, извлекается из памяти нужный вербальный элемент,сочетающийся с данным контекстом и окружением.

В клоуз - тесте может быть: фиксированный пропуск слов (например, на определённое лексическое или грамматическое явление, фоновые или страноведческие знания) нефиксированный определенный по порядку (си - тест) К клоуз - тестам может даваться альтернативный ряд, но без него обучающий эффект усиливается.

Важно: - выбор текста (тема, языковой материал, учёт возрастных интересов), - количество и характер слов, которые убираем из текста - предоставить учащимся возможность прочитать весь текст, т.к. информация из конца может послужить для заполнения пропусков в начале

Тест на множественный выбор: задания - не вопросы и не загадки, а ответы, один из которых верный, остальные отвлекающие. Языковые и речевые тесты. Речевые тесты - задания открытого типа. Напр., Величайшим поэтом нации англичане считают Шекспира, который родился ___________________________ (Англия, Стратфорд,1564)

Задания со свободно конструированным ответом. Напр., Катрин - вегетарианка. Она не ест мясо, но ест много ………………………………………………………… ………

Коммуникативные тесты: Прочитайте рецепт, выпишите слова, составляющие список необходимых продуктов Прочтите программу поездки и составьте список одежды, которую следует взять с собой Напишите другу, каким транспортом можно добраться до города\места, где вы живёте Ты звонишь другу, чтобы перенести вашу встречу. Составь вопросы и сформулируй предложения.

Критерии оценки диалога: - ситуативность (соответствие речевого акта ситуации, составу участников) - аппелятивность (обращённость говорящего к своему партнёру) - реактивность (своевременная и осмысленная реакция на вопрос или реплику собеседника) - коммуникабельность - способность поддерживать разговор, предложение новых тел)

Критерии оценки монолога: коммуникативность (способность добиться понимания, соответствие поставленной задаче, выражение собственного мнения, отношения, оценки, наличие аргументов, выводов, заключений) содержательность продолжительность связность логичность темп речи языковая нормативность

КОНТРОЛЬ в чтении зависит от цели чтения Перевод применяется только в тех случаях, когда для чтения предполагается специально словарь. Тогда текст должен быть аутентичным и содержать языковой материал, непереводимый дословно. Контроль понимания речи на слух зависит также от цели прослушивания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

1. Предмет ИЯ (его психологические характеристики) 2. Учитель (его мастерство) 3. Ученик (его особенности) Все проблемы человека рассматриваются на основе учёта его возрастных особенностей. Процесс обучения предполагает учёт трёх составляющих:

ХАРАКТЕРИСТИКА ИЯ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИЯ - специфический учебный предмет Язык - общественно - исторический продукт, в котором находит выражение история, культура народа, система социальных отношений.

Язык - это … 1. форма существования сознания; 2. средство человеческого общения (выражения мысли)

Мысль задаётся действительностью. На уроке ИЯ мысль должна быть задана учителем. Но эта мысль должна требовать для своего выражения именно изучаемых, подлежащих усвоению языковых средств. Родным языком ребёнок овладевает «снизу - вверх», неосознанно, ненамеренно - в отличие от иностранного языка. Это означает, что ученики должны осознавать иноязычные способы, средства формирования и формулирования мысли (принцип сознательности). Но это не означает, что они должны предварять обучение ИЯ.

Учитель должен решать, какое место в обучении должно занимать осознание языковых средств и протяжённость этого периода во времени. Следует помнить, что в процессе говорения сознание контролирует только план содержания, а форма выражения реализуется на уровне фоновых механизмов деятельности, автоматизмов, и практически неосознаваемо.

Для процесса освоения ИЯ важна плотность общения, которая измеряется количеством коммуникативных контактов, количеством сфер общения, количеством партнёров общения. Если в классе 30 человек, то за год каждый из них при мотивированном отношении к учёбе имеет не более часа на высказывание на ИЯ, т.е. учащимся организационно не обеспечивается одно из существенных условий овладения ИЯ: плотность общения на нём.

Односторонннее включение иностранного языка только в коммуникативную, а не в предметно - коммуникативную деятельность, т.е. учащийся не использует слово в своей предметной деятельности и слово иностранного языка живёт в своей абстрактной стороне (понятийной, логической), но вне чувственного компонента, лишено характеристик запаха, цвета, формы, размера.(напр., огурчик солёненький; котик, кисик, котусик и т.п.) Это одна из причин непрочности сохранения иностранного слова в памяти.

Родным языком человек овладевает не в силу сознательного стремления его знать, а в силу стихийного процесса развития мышления в онтогенезе (онтогенез - совокупность преображений, претерпеваемых человеком от зарождения до конца жизни) Усваивая родной язык, человек «присваивает» орудие познания действительности, удовлетворяя коммуникативные, познавательные и др. социальные потребности. Родной язык - орудие вхождения в мир и коммуникации, на нём выражаются просьбы, желания, эмоции. ИЯ этому в такой мере не служит: количество объектов задаёт учебник, и они могут быть незначимы ребёнку; эмотивный компонент также «навязывается» ребёнку извне, а не является его собственными эмоциями («если захочешь сказать, то надо так - то и так - то», а внутри ребёнка в этот момент нет мотивации)

Овладение ИЯ чаще всего определяется удовлетворением учебно - познавательной потребности, либо потребности осознать форму выражения собственной мысли. Щерба: Наблюдение над языком является наблюдением над мышлением. Таким образом, изучение ИЯ есть средство развития диалектического мышления, которое соотносится со свойственной человеку потребностью анализа формы выражения мысли, выступая как средство развития рефлексии (Щерба: наблюдение над мышлением заставляет человека останавливаться на потоке своей речи, а, следовательно, и мышления, заставляя членить его на части, вдумываясь в соотношение этих частей, сравнивать их друг с другом и углублять этим их понимание)

Люди с неразвитой речью - всегда люди с невысоким уровнем интеллектуальных способностей. Это касается не только количественных, но и качественных показателей. (Многословность - психический, а не интеллектуальный признак, более того - вызывает раздражение окружающих) Показателем IQ является то, как человек говорит (логично, структурировано, используя богатый словарный запас, без слов - паразитов, правильно интонируя)

ИЯ в целом влияет на формирование интеллектуальных, личностных проявлений человека Он соотносится с социальными функциями человека (средство общения в социуме, средство вхождения в социум, средство социального развития)

ИЯ является средством формирования интеллекта, собственно «языкового сознания», поскольку предполагает: соотнесение индивида с предметной действительностью (обозначение словом предметов и явлений окружающего мира) общение в процессе формирования понятийного аппарата расширение, дифференциация, уточнение понятийного аппарата опосредование высших психических функций человека развитие познавательного интереса удовлетворение коммуникативной потребности и познавательности средство решения коммуникативных, познавательных и профессиональных задач

ИЯ является средством: - осознания своего «я» через вербализацию - рефлексии, а затем выражением себя - саморегуляции

Процесс протекает во внутренней речи и выявляет наиболее тесную связь родного языка и личного «я». Только длительное, специально направленное изучение ИЯ может привести его к выполнению этой функции в определённых обстоятельствах.

Язык - средство удовлетворения коммуникативной потребности выражения чувства, воли. Родной язык становится первой естественной формой осознания существования и обозначения эмоционально - волевой сферы человека. Самое личностно – значимое люди, владеющие ИЯ, выражают на родном.

ИЯ в отличие от родного, усваивается не в сензитивный период (1, лет), т.е период речевого развития ребёнка, в период построения ребёнком ситуативного развёрнутого высказывания.

!!! ИЯ изучение должно начинаться на основе уже сформированного опыта владения родным языком (5 – 6 лет), т.е. в старшем дошкольном возрасте. Освоение ИЯ идёт «сверху вниз», осознанно, намеренно, для чего ребёнок должен уметь осознавать Но развитие детей идёт с разной скоростью, поэтому учитель должен определять, какое место и время занимает осознание языковых средств, поэтому для предшкольного периода нет единого учебника, т.к этот процесс не у всех совпадает. Ходить и говорить дети начинают в разное время.

ИЯ в отличие от других учебных предметов и цель, и средство обучения. Он беспредметен, т.е. не даёт непосредственных знаний о реальной действительности, поскольку является средством выражения мысли об объективной действительности.

ИЯ - беспределен: нельзя научить «всему» английскому\немецкому, поэтому - сферы общения, а в учебниках: тема - подтема- разделы - подразделы как потенциальные акты коммуникации и специально отобранные языковые средства для каждой из них

ИЯ предполагает не меньший, чем в точных науках (математике, истории) объём знаний и большой удельный вес практики (не меньший, чем в спорте, ремёслах) + направленность интересов школьников на учёбу Трудность овладения ИЯ компенсируется радостью владения им.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель (Ушинский)

Способности - первичны, они - основа функций и развиваются в деятельности и определяют пригодность человека к той или иной деятельности. Процесс развития способностей есть процесс развития человека Свою собственную способность нужно присвоить, сделать своей, дать место для её развития ( как схема «почка - бутончик - цветок» или «вода - свет - удобрение - плод»

Дидактические способности (передавать материал) = дирижировать познавательной деятельностью, активностью учащихся Академические способности: постоянно расширять и углублять предметные знания

! - педагогическое воображение - это специальная способность, которая теперь называется прогностическим: предвидеть последствия своих действий, проектировать личность учащихся (первичную и вторичную), прогнозировать развитие тех или иных качеств учащихся Знание учителем своих способностей и уровня их развития составляет важный компонент самоподготовки и профессионально - педагогической подготовки учителя.

Спецификой деятельности учителя ИЯ в том, что он должен управлять не только процессом усвоения знаний, но и процессом общения на ИЯ Ядро структуры способностей составляют: восприятие, память, мышление Индивидуально - психологические особенности: воля, эмоции, тип темперамента

Учитель ИЯ в младшей школе должен характеризоваться спецификой его профессионально - личностных качеств. Это обусловлено прежде всего возрастными особенностями школьников. Целью, содержанием должна являться преимущественно игровая деятельность, где нет жёстких правил. Задача учителя - формирование и развитие личности ребёнка средствами ИЯ ИЯ здесь – инструмент личностного, интеллектуального, социального развития ребёнка.

Учитель - молодой духом, по манере поведения такой, на которого хотелось бы походить, внимательный, искренний, справедливый, знает мир интересов ребёнка (мультфильмы, сказки, события,) принимает этот мир. Исключает саркастичность в общении с ребёнком. Умеет организовывать игровую деятельность. Дети должны быть в плену личности учителя (культура, поведение, ИЯ)

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА

Центральным звеном является усвоение Как процесс усвоение включает: восприятие, память, мышление и имеет условием чувство, волю Как результат - это усвоенные знания, выработанные навыки

Прочность усвоения зависит от организации материала учителем, от личностной значимости и эмоционального отношения, которое материал вызывает. Лучше усваивается то, что включено в деятельность

Восприятие - осмыслить материал и так или иначе к нему отнестись (сформировать отношение мотива к цели) Важен момент первой встречи с учебным материалом, учёт возрастных особенностей

Младшие - склонность воспроизводить структуру подлинника, им очень трудно даётся реконструирование, перекомбинирование Старшие - названное выше нормально и необходимо, иначе вина падает на учителя

Мотив - доминирующий побудитель. Мотивы должны усложняться по мере взросления.

Мотивация, её виды в области ИЯ - социальные - познавательные (интерес) - коммуникативные - самореализация - созданные родителями по отношению к учёбе

Также учёными выделяются 4 мотивационные ориентации: - на процесс - на результат - оценку преподавателя - на избегание неприятностей

а также внешние мотивы (социогенные): - самоутверждение - престижность - потребность в доминировании

Самый лучший результат даёт познавательная потребность + потребность в достижениях.

Для мотивации значимо отношение к учителю: - положительное (активное), готовность школьника включиться в учение, но неявное - явное положительное (личностно - пристрастное) - отрицательное - нейтральное

МОТИВАЦИЯ ИМЕЕТ ПРЯМУЮ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ!!!

Чем выше уровень умственного развития, тем больше мотивационных тенденций и наоборот Но: стихийной сформированности учебной мотивации учитель должен противопоставить целенаправленное её развитие (напр., с ориентацией на способы выполнения деятельности, но не на результат.

Вторым после мотивации компонентом учебной деятельности является учебная задача, точнее учебная речевая ситуация С психологической точки зрения - это основа вербального общения. Это единица процесса обучения ИЯ. Проблемная ситуация, как правило, задаётся ученику в форме вопроса: Как? Почему? Зачем? Какая причина?, т.е требует интеллектуальной работы по её решению. Следует давать себе отчёт в том, что ответы на вопросы Кто? Где? Сколько? не требуют рассуждения, решения, а ориентируют на воспроизведение того, что хранится в памяти.

На уроке ИЯ проблемные ситуации: 1.- ого уровня - на известном ученику предмете высказывания 2.- ого уровня - на неизвестном ученику предмете высказывания 3.- его уровня - решение личностно - значимых собственных проблем учащихся («Как мне поступить? и т.п.) 4.- ого уровня - создание учителем ИЯ учебной проблемной ситуации и есть предпосылка и форма предъявления ученику учебной задачи

Учебные задачи - это не только говорение, это и выписывание, соотнесение. Весь процесс обучения ИЯ = система учебных задач, цель которых в изменении действующего субъекта, т.е. ученика. Очень важна формулировка задач. Здесь можно отходить от установки учебника, объясняя учащимся цель задания. Задача должна быть личностно - значимой для ученика, понятна и принята к решению. Её решение должно вызывать эмоциональное переживание. В зависимости от возраста императивная - неимперативная форма задания

Третий компонент учебной деятельности - это учебные действия = способы решения

В соотнесении с психической деятельностью выделяют действия: - мыслительные (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование) - перцептивные (восприятие) опознавание, идентификация - мнемические (запоминание) запечатлевание объекта, сохранение, фильтрация, структурная организация

В общем контексте теории учебной деятельности различают с позиции субъекта действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания А с позиции самой деятельности - преобразующие действия, исполнительские, контрольные.

Для анализа учебной деятельности важно также разграничение действий на предметные и вспомогательные. Напр., при трансформации активного залога в страдательный (предметное действие) учащийся записывает или подчёркивает явление (вспомогательное действие). В ИЯ предметные действия - это действия с языковым материалом и собственно коммуникативные действия (построение высказывания, выражение определённого воздействия на партнёра общения)

Средства и цель переплетаются в учебной деятельности по овладению ИЯ. Классификация учебных действий нужна для организации усвоения материала по схеме: введение – закрепление - активизация - развитие. Здесь важно выдерживать последовательность упражнений, обеспечивающих автоматизм речевого действия!!! Цель – направленность внимания на содержание высказывания, а языковая форма осуществляется на уровне автоматизма.

Эффективность определяется многими факторами, среди которых: рациональное соотношение репродуктивного и продуктивного правильное распределение учителем упражнений во времени и в последовательности осмысление и овладение учащимися принципа выполнения действия

Усвоение («присвоение» знаний, способов действий, навыков) предполагает положительное отношение к содержанию, учёт возрастных особенностей, разумная посильность, наличие интереса, работа, которая требует или предполагает напряжение, наличие внимания

Чувственное ознакомление с материалом требует наглядности (предметной, изобразительной, словесной) Мышление – осмысливание и понимание всех связей и отношений, включение нового знания в уже имеющуюся систему.

конкретности установки на запоминание (важность, ситуативность) включённость нового в активную собственную деятельность Запоминание зависит от:

Этапы усвоения (по Рубинштейну): восприятие (первичное ознакомление, первая встреча) осмысление закрепление (требуется специальная работа) овладение в смысле возможности оперировать материалом в различных условиях

Последовательность: восприятие (принятие) – смысловая обработка - сохранение (в памяти) – воспроизведение принятого материала

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА. ТРИ ЕГО ПЛАНА.

1. Относится к воспитанию, развитию личности, формированию её научного мировоззрения, нравственности, позитивных социальных установок, активной социальной позиции.

2. Относится к методическому разбору урока: обоснование его целей, содержания, организации. В ходе этого анализа рассматривается. Насколько урок соответствует: уровню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию возрастным и индивидуально - психологическим особенностям не нарушена ли природа усвоения материала

3. Рассматривает с точки зрения психологии деятельность учителя и учащихся

Эффект «плато» - нужны новые ориентиры, другая основа действий Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных проблем психологии Психическое развитие - внутренне противоречивый, связанный с формированием психических и личностных новообразований процесс.

В нём есть фазы, стадии (переломы и кризисы) и педагогическая система иногда не поспевает за быстрыми изменениями личности ребёнка, и ребёнок может превратиться в трудно воспитуемого.

1. От 0 до 6 лет - к школе развиваются двигательная и чувственная сфера, целостное восприятие окружающего мира, произвольные движения, начальные формы самосознания 2. От 6 до 9 лет – школа, перестройка, новый режим, новые отношения (с учителем, учениками) = новая жизненная позиция. На этом этапе учителю следует учесть, что психические новообразования этого возраста - произвольность, рефлексия, внутренний план действий

3. От 10 до 14 лет - средний школьный возраст, возникает центральное психическое новообразование: чувство взрослости. Главная ценность - отношения со сверстниками, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», при устремлённости в будущее - недооценка настоящего, формирование самосознания, образа «Я» 4.15 – 16 лет (старший школьник) - формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы

3 - 6 лет - игровая деятельность (воображение) 6 – 10 лет - вхождение в учебную деятельность, принятие роли субъекта в этой деятельности, формирование учебных мотивов, овладение предметным содержанием этой деятельности Средний возраст - ведущей деятельностью является деятельность, позволяющая осуществлять личное общение со сверстниками, в том числе очень важное общение с представителями другого пола. Старший школьник - субъект последующей профессиональной деятельности, тип ведущей деятельности - учебно - профессиональный Деятельностный подход (Эльконин, Давыдов) к возрастной периодизации даёт представление о характере изменений ведущих видов деятельности:

Для уроков ИЯ с позиции психологического развития: коммуникативное развитие - умение построить связное высказывание, для чего необходимо развитие: слушания, чтения, письма умения решать коммуникативные задачи

Способы решения коммуникативных задач во всех видах речевой деятельности гетерохронны (разновременны)

Младший школьник: описание различных фактов, явлений, непоследовательность своих мыслей (! - логику изложения). Здесь начинаем обучать устному высказыванию, обращая внимание на законченность, полноту выражения мысли. Описание (с использованием образной наглядности) является распространённой учебной задачей на этом этапе. Далее - повествование. Большую роль играет установка, которую даёт учитель. В аудировании важен общий смысл, в чтении - образность. В говорении следить за логичностью высказывания.

Средний возраст: сравнение, анализ, абстрагирование. На этом этапе формируются функции саморегуляции. Собственное высказывание подростка становится управляемым и контролируемым. Увеличение фраз оценочного характера. Совершенствование синтаксического и интонационного оформления речи. В этом возрасте у подростков появляется стремление общаться ради самого общения, часто не осознавая его цели. Увеличивается объём высказывания. Здесь - более глубокое чтение и аудирование. Наблюдается тенденция к сжатию текста, поиску причин явления. Тем не менее многие сводят объяснение к описанию. Соскальзывание на непроизвольность. Восприятие здесь обеспечивает личностная значимость и эмоциональное отношение, которое вызывает материал. Процесс усвоения - положительные чувства.

Старший возраст Старший возраст - становление культуры речи. Аргументированность = обоснованность своих суждений.

Суждение - связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами Плохо даются доказательство и убеждение. Убеждение это эмоциональное воздействие на партнёра по общению. Делегирование заданий учащимся для самостоятельного знакомства с материалом. Акцент на значимость материала для будущего. В процессе усвоения - воля.

Спасибо за внимание.