Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне» Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
Advertisements

Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Михаил Осоргин Рассказ «Пенсне». Писатель улыбается.
Илья Ильич Обломов. Изучение особенностей авторского стиля и композиции.
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или Утопленница» Н. В. Гоголя.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ Урок по рассказу Ивана Шмелева МБУ лицей 37 г.Тольятти Учитель Жарская Е.А.
Владимир Набоков В русской литературе В.В. Набоков занимает особое место по ряду причин: он один из самых современных, самых эстетически.
Сочинение. О чём заставила меня задуматься пьеса М. Метерлинка «Синяя птица»?
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
(теория литературы). 1. Тип литературного героя: Тип героя Классицистический Романтический Сентиментальный Реалистический.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Исследовательская работа по литературе на тему: «Круг чтения литературных героев 19 века» Выполнила: ученица 9-б класса Тетериной Марии Учитель: Шрейбер.
Исследовательская работа по литературе. Тема футлярной жизни в творчестве А. П. Чехова. Объект исследования: Рассказчик и автор в произведениях Чехова.
Башмачкин – несчастный или посмешище?. - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Проблемный вопрос Какова роль портрета в рассказе О. Генри «Дары волхвов»?
Транксрипт:

Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне» Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга 1

Все вещи таят в себе загадку ( Эрнст Симон Блох) 2 М.А. Осоргин

Пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу. 3

Из статьи А.Б. Есина «О вещной детали» 1. На ранних стадиях развития мир вещей не получал широкого отражения, а сами вещные детали были мало индивидуализированы. Вещь изображалась лишь постольку, поскольку она оказывалась знаком принадлежности человека к определённой профессии или же знаком общественного положения. 4

2. Особое развитие эта функция вещных деталей получила в реалистической литературе XIX века. Так, в романе Пушкина «Евгений Онегин» характеристика героя через принадлежащие ему вещи становится едва ли не важнейшей. Вещь становится показателем изменения характера: сравним, например, два кабинета Онегина – петербургский и деревенский. 5

3. Вещная деталь иногда может чрезвычайно выразительно передавать психологическое состояние персонажа; особенно любит пользоваться этим приёмом психологизма Чехов. Вот как, например, изображается при помощи простой и обыденной вещной детали психологическое состояние героя в повести «Три года»: «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой, белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем». 6

4. Совершенно новые возможности в использовании вещных деталей, можно сказать, даже новая их функция открылась в творчестве Гоголя. Под его пером мир вещей стал относительно самостоятельным объектом изображения. Вещи интересны Гоголю сами по себе, в значительной мере независимо от их связей с конкретным человеком. Гоголь впервые в мировой литературе осознал, что, изучая мир вещей как таковой, вещное окружение человека, можно многое понять – не о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом. 7

Осоргин развёртывает перед читателем реально-реалистическое повествование о путешествии пенсне, показывая самостоятельную жизнь привычного, казалось бы, предмета. 8

Первая часть(вопросы для анализа) - Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться? - Согласны ли вы с утверждением автора? - Как вы думаете, какая «любопытная чёрточка в жизни вещей особенно занимала писателя»? 9

Вторая часть - В чём пытается убедить читателя автор? - Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей? - Какова история карандаша? - Какие путешествия совершает он, когда его ищут? - Какой совет даёт автор своим читателям? - А вы когда-нибудь задумывались о том, что вещи могут жить своей жизнью, не зависящей от человека? 10

Третья часть -Что же случилось с карандашом? Какая история с ним произошла? - Как вы думаете, куда исчезло пенсне? 11

Четвёртая часть - Верите ли вы в то, о чём рассказывает автор- повествователь? - Как автор убеждает читателя в реальности происходящего? - Что такое фантастика? (Словарь: фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира) - Как рассказчик мог наказать гуляку? 12

Пятая часть -Каковы рассуждения автора в конце рассказа? - Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности? 13

Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора чайник - «добродушный комик» «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжной- актерское»

«часы шагают, хворают, кашляют» «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость»

«запечатанное письмо подмигивает и рисуется» Вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент- термометр, неудачник из мещан - носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница - почтовая марка».

Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. 18

Ссылки на источники Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003 Использованы материалы Использованы материалы jpg png jpg jpg 4. jpg 4. jpg Teapots-22. jpg Teapots-22. jpg 19