ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ И.Г.ГАЛЯМИНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Учебно-методическая секция О разработке магистерских программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Методика зачисления в магистратуру На основе результатов оценки качества подготовки бакалавров (варианты моделей)
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Транксрипт:

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ И.Г.ГАЛЯМИНА

Требования, изложенные в ФГОС подготовки магистра 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

Требования, изложенные в ФГОС При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Требования, изложенные в ФГОС Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки : рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Требования, изложенные в макете ФГОС (новая версия): 8.4. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательная организация создает фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе. В целях приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности образовательная организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств внешних экспертов: работодателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств.

Требования Минобрнауки, изложенные в проекте ИП «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования –программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры

1. Перечень формируемых компетенций 2. Этапы формирования компетенций 3. Критерии и шкалы оценивания компетенций 4. Контрольные задания 5. Методические указания по процедуре оценивания СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ ИЛИ ПРАКТИКИ

СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 1. Перечень формируемых компетенций 2. Критерии и шкалы оценивания компетенций 3. Контрольные задания для госэкзамена 4. Методические указания по процедуре оценивания

1. Перечень формируемых компетенций по дисциплине определяется паспортом компетенций, разрабатываемого на основе компетентностной модели, указанной в ФГОС. Компетенция 1 Компетенция 2 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Компетенция 3 Дисциплина 1

2. Этапы формирования компетенций 1)работа на занятиях (лекции, семинары, лабораторные) – вид 1; 2)выполнение домашних заданий – вид 2; 3)прохождение практик – вид 3; 4)участие в научной работе – вид 4; 5)вклад в выполнение выпускной квалификационной работы – вид 5.

2. Этапы формирования компетенций Например, дисциплины «химия», «физика» формируют 1 компетенцию способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач. Лабораторные занятия по химии, физике, главная цель которых - перевод теоретических знаний в практические умения и навыки, являются одним из главных этапов формирования компетенции. Студенты должны уметь провести эксперимент для того, чтобы решить поставленную перед ними задачу. Выполнение эксперимента позволяет им овладеть определенными практическими приемами, умениями и навыками. По итогам лабораторных занятий преподавателем оценивается успешность приобретения определенного перечня умений и навыков, то есть уровень формирования компетенции. В то же время по большинству дисциплин главным этапом является выполнение домашних заданий (КП,КР) и их защита.

3. Критерии оценивания компетенций Общекультурные Индикатор 1 Индикатор 2 Индикатор 3 Профессиональные Индикатор 1 Индикатор 2 Индикатор 3 Индикатор 4 Индикатор 5 Зависит от вида (этапа) Зависит от вида компетенции Критерии оценки должны разрабатываться с учетом специфической природы компетенции. Критерии зависят от целей оценки, уровня, ступени или типа образовательной программы.

3. Критерии оценивания компетенций. Шкала оценивания компетенций При проектировании результатов обучения для разных уровней (бакалавров и магистров) можно использовать таксономию Блума

Категории компетентности Блума Результаты обучения магистра знание (удовл) понимание обязан демонстрировать готовность применить знания новейших теорий, методов и технологий демонстрировать способность и готовность применить умение практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике применение (хор) демонстрировать способность и готовность использовать знания в новых ситуациях анализ синтез (отл) оценка демонстрировать способность и готовность реализовывать методы критического анализа и развития теорий демонстрировать способность и готовность нахождения уникальных ответов и решений проблем демонстрировать способность и готовность оценивать соответствие выводов имеющимся данным. значимость того или иного продукта деятельности.

4. Задания для оценивания компетенций при промежуточной аттестации Для оценки уровня сформированности компетенций необходимо учесть, что в структуре каждой компетенции можно выделить несколько компонентов: когнитивный (наличие системы знаний), деятельностный (владение методами), личностный. Если первые два аспекта можно оценить традиционными методами, то определение сформированности личностного компонента является проблемой. Если способность применять изученные методы можно оценить по результатам решения задач по отдельным дисциплинам, то как оценить умение отвечать за принятые решения? 18

Компетенции Компонент Способность принять профессиональные решения при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования (ПК – 11) деятельностный личностный Способность предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности (ПК- 2) когнитивный личностный Способность организовывать работу малых групп исполнителей с обеспечением требований безопасности жизнедеятельности на производстве (ПК- 13) деятельностный личностный Способность участвовать в разработке организационно- технической документации, документов систем управления качеством (ПК-14) деятельностный личностный Способность решать задачи при выполнении работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, техническому контролю деятельностный личностный Способность использовать положения водного и земельного законодательства и правил охраны природных ресурсов когнитивный личностный 19

Анализ таблицы показывает, что основными компонентами является деятельностный и личностный, следовательно, для оценки уровня сформированности компетенции необходимо по каждой дисциплине сформировать задачи, задания, проблемы, решая которые студент может показать свою способность применять свои знания и умения. Проблема формирования содержания дисциплины в виде задач для некоторых дисциплин невероятно сложна. Однако это почти единственный путь для оценки компетенций при промежуточной и текущей аттестации студентов по дисциплине. Интегральная оценка (ИО) по дисциплине в теории должна складываться из оценок разных этапов с учетом значимости этапа ИО = О 1 v 1 + О 2 v 2 + О 3 v 3 + О 4 v 4 + О 5 v 5 v i = 1, где v – значимость этапа. В действительности часть этапов оценивается отдельно (курсовые работы, отчеты по практикам)

Формирование оценочных средств при итоговой аттестации Алгоритм: 1. При формировании учебного плана : 21 Задача деятельности знания Компетенция 1 Компетенция 2 умения навыки Дисциплина 1 Дисциплина 3

2. При формировании банка оценочных средств Вариант 1 ( по всем формируемым компетенциям ) 22 Компетенция 1 Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Задание 1 Задание 2 Задание 3 Комплексное задание

Вариант 2 ( по большинству дисциплин ) 23 Компетенция 1 Задание 1 Задание 2 Задание 3 Комплексное задание Дисциплина 1 Компетенция 2 Компетенция 3

Вариант 3 ( наиболее предпочтительный ) 24 Компетенция 1 Дисциплина 3 Задание 1 Комплексное Задание 2 Комплексное Задание 3 Комплексное задание Дисциплина 1 Компетенция 2 Компетенция 3 Компетенция 4 Дисциплина 2

5. Методические указания по процедуре оценивания 1)Необходимо описать процедуру оценивания по каждому этапу формирования компетенции и методику интегральной оценки по дисциплине. 2)Должна быть разработана процедура оценивания уровня сформированности компетенции выпускника при итоговой аттестации с соответствующими рекомендациями членам ГАК.

Матрица ответственности за разработку фонда оценочных средств Составляющие фонда Фонд ОС по дисциплине Фонд ОС при итоговой аттестации Этапы 1 занятия 2 ДЗ 3 практики 4 НИР 5 ВКР 1 Паспорт компетенции Декан факультета совместно с руководителем направления 2 Этапы формирования компетенций Преподаватель дисциплины Руковод практики Руков дисс. магис Научный руководитель ООП 3 Критерии и шкалы оценивания Преподаватель дисциплины Руковод практики Руков дисс. магис Научный руководитель ООП направления 4 Контрольные задания Преподаватель дисциплины Руков дисс. магис Научный руководитель ООП направления 5 МУ по процедуре оценивания Научный руководитель ООП направления

Проблемы 1. Некоторые компетенции в отдельных ФГОС сформулированы недостаточно четко, корректно. 2. В приложениях к диплому указывается оценка по дисциплине, а не уровень сформированности каждой указанной в ФГОС компетенции. 3. Трудно оценить и неизвестно в каком документе представить уровень сформированности общекультурных компетенций. Если как оценку по гуманитарной дисциплине, то это не вполне правильно. 4. Сложность в составлении комплексных заданий, необходима организационная работа. В вузе должен быть назначен человек, ответственный за направление, наделенный соответствующими полномочиями, подкрепленными часами в нагрузке кафедре (возможно, заведующий выпускающей кафедрой).

Научный руководитель ООП по направлению магистратуры определяет профили магистерской программы; участвует в разработке учебных планов (содержание блока специальных дисциплин) и учебно-методической документации подготовки студентов-магистрантов (программы научно- методического семинара, практик, итоговой аттестации); ведет разработку программ вступительных испытаний по соответствующей магистерской программе; проводит предварительное собеседование с поступающими в магистратуру; в трехмесячный срок после зачисления студентов в магистратуру выносит для обсуждения на совете факультета индивидуальные планы подготовки студентов-магистрантов;

Научный руководитель ООП по направлению магистратуры формирует тематику магистерских диссертаций и выносит их для обсуждения на ученом совете факультета в течение первого года обучения магистрантов; готовит предложения о назначении научных руководителей магистерских диссертаций; руководит научно-методическим семинаром ; формирует фонд оценочных средств для итоговой аттестации.