Выполнила Первова Любовь ученица 10 А класса МБОУ СОШ 178 г. о. Самара Преподаватель Первова Т. П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Advertisements

Тема урока: Драма А.Н.Островского «Гроза» Образ Катерины. Цель :проанализировать образ главной героини, обсудить и понять её поступок.
ТЕМА СУДА В ДРАМЕ А. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ЦЕЛИ УРОКА Выяснить, как решается тема суда в драме А. Островского «Гроза»; Выяснить, как решается тема суда.
Драма «Гроза» А.Н.Островский. 2 Урок литературы 10 класс «Катерина в борьбе за свои человеческие права» Учитель- Малицкая И.Г. МОУ «Дружбинская СОШ» Оренбургская.
Драма «Гроза» А.Н.Островского Анализ IV и V действий.
ОБРАЗ КАТЕРИНЫ И ДРАМА «ГОРЯЧЕГО СЕРДЦА» Ильина Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОУ Борской СОШ 1 «О Ц»
А.Н.Островский Образ грозы в пьесе «Гроза» СОСТАВИЛА С. И. ТАРАСЕНКО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос.
Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. - Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко.
«Сравнительных психологический анализ героев произведения А.Н. Островского «Гроза». Тихон и Катерина.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (1823–1886) русский драматург.
Трагедия Катерины Кабановой по пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» М.В. Старцева, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Выполнила ученица 10 А класса Фатеева Светлана.
Образ Катерины Кабановой в оценке русской критики. Ключевые понятия: дискуссия, полемика, оппонент, тезис, аргументы, суждение, критический разбор.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
Цель : проанализировать образ героини ; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые.
Образ героини драмы А.Н. Островского «Гроза» Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова в роли Катерины Выполнила : ученица 10 класса « А » Оршанская Кристина.
«ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» ( Н. ДОБРОЛЮБОВ ) ОБРАЗ КАТЕРИНЫ. ЕЕ ДУШЕВНАЯ ТРАГЕДИЯ. ( ПО ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
Транксрипт:

Выполнила Первова Любовь ученица 10 А класса МБОУ СОШ 178 г. о. Самара Преподаватель Первова Т. П.

« Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства ?» спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга « Гроза ». Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее « лучом света в темном царстве »

Честность, непосредственность. Моральная чистота. Решительность, мужество. Страстность натуры, глубина чувств. Стремление к свободе. Поэтичность натуры. Незаурядный ум. Доброта, бескорыстие.

Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Для Тихона вырваться из - под опеки матери на волю - значит удариться в загул, запить. « Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить !» - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, Тихон готов сорвать свою досаду на Катерине.

Жестокое отношение Кабанихи. Постоянный духовный быт. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. Осознание своей обреченности. Замкнутость, разочарование в семейной жизни. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Варвара приспособилась к « тёмному царству », выучила все его неписаные законы и правила ; в своих действиях она руководствуется житейской хитростью, инстинктом самосохранения : « А по - моему делай что хочешь, только бы шито да крыто было ». Варвара несколько груба и развязна, она может позволить себе в речи выражения, типа : « Что за охота сохнуть - то !», чего никогда не услышишь из уст Катерины. Возможно, что, оттеняя именно эти особенности дочери Кабанихи, А. Н. Островский, который придавал большое значение именам героев, назвал её Варварой, что значит по - гречески « грубая »

Борис и её любовь к нему - маленький просвет в « темном царстве » её жизни. Ради него она готова все бросить, уйти от мужа и этой гадкой свекрови Кабанихи : « Возьми меня с собой отсюда !» Она решительна, что нельзя сказать о племяннике Дикого Борисе. Он не может ослушаться его, перечить ему. Потому что зависит от него материально... Не может все бросить ради любви !

Ее мучает совесть, она не может и не хочет хитрить, обманывать, притворяться. Катерина – жертва своей чистоты, религиозности, она не вынесла греховности, ведь полюбила не мужа, женщина жестоко наказала себя за измену.

Гибель такой женщины это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над « темным царством », сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису : « Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда ». А последними ее словами были : « Друг мой ! Радость моя ! Прощай !»

« Гроза » вызвала массу различных мнений со стороны русской критики, многие из которых были прямо противоположны друг другу. Наибольшие споры вызвал образ главной героини пьесы - Катерины. Выдающийся русский критик Добролюбов считал ее « лучом света в темном царстве русской действительности » с характером « по преимуществу созидающим, любящим, идеальным ».

Катерина осуждена на борьбу ; покоряясь или идя на обман, она все равно « дойдет до своего конца ». Добролюбов высоко ценит способность Катерины к протесту против « кабановских » понятий о нравственности. Он видит в ней женщину, « не желающую мириться или пользоваться жалким прозябанием ».

Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление Ни одно светлое явление не может возникнуть в « темном царстве » Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае ? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями Добролюбов отыскал … привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума … Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением Писарев остается глух к духовной трагедии Катерины, он подходит к этому образу с откровенно прагматических позиций.

Катерина отличается от других героев внутренней силой и свободолюбием, так как ее характер сформировался в других условиях. В детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре, поэтому только не сломалась под давлением « темного царства », смогла отстоять чувство собственного достоинства.