Развитие эмоционально- чувственной сферы обучающихся посредством искусства слова О.А.Деева – методист ГМЦ ДОгМ МОСКВА 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сергей Есенин! В этом имени свет России голубые ее глаза,.. В этом имени песня России соловьев ее голоса... В. Кузнецов.
Advertisements

Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Собственно эстетическое воспитание- процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
СЕМИНАР «Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе» Лотова Т.П. Зав. кафедрой НШ МОУ гимназии 23.
Литература – это уроки волшебства... Послушаем поэта. Красиво и тепло, правда? Край любимый, сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
«Господин из Сан-Франциско» Характеристика господина из Сан-Франциско. Выполнил Гусев Владислав.
Учитель музыки МОУ СОШ 1 Ерина Анастасия Сергеевна.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Какое счастье – быть полезным людям, учить Его Величество – Народ! УЧИТЕЛЬ ОБЖ МБОУ СОШ 32.
Литературоведческий анализ текста как средство литературного развития учащихся начальных классов Подготовил: учитель начальных классов МОУ «Гимназия 1»
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Ионова Галина Викторовна МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа 1» пос. Лотошино Московской области.
Транксрипт:

Развитие эмоционально- чувственной сферы обучающихся посредством искусства слова О.А.Деева – методист ГМЦ ДОгМ МОСКВА 2014

Художественный текст: совокупность условных знаков Содержание: сюжет, персонажи Смысл: идея, авторская позиция, пафос

- искусство ассоциируется у студентов, в первую очередь, с кино (89% опрошенных), из них более половины отдают предпочтение короткометражному жанру (клип, ролик, короткометражный фильм); - 59 % процентов опрошенных заявили, что в настоящее время они либо вообще не читают художественной литературы, либо по принуждению и фрагментарно читают программные произведения;

Художественный текст креативно выражает категории истории, философии, психологии, педагогики, эстетики, этики, культурологии, религии. Полноценное его использование – это эффективное средство против любой разновидности безнравственности и бездуховности, вырабатывает у него иммунитет против любого негатива, текст формирует способность к интеллектуально-нравственной фильтрации любой поступающей информации и морально- нравственную устойчивость.

В середине ХХ века М.М. Бахтин сделал вывод о коммуникативной природе текста. Коротко и упрощенно суть теории Бахтина можно передать одной фразой: чтение это процесс общения читателя и писателя.

«Одна из самых значимых направленностей текста – коммуникативная, представляющая собой двуединство Говорящий – Слушающий. При каждом новом прочтении художественный текст обретает новую жизнь, потому что каждый читатель находит в тексте свои смыслы и обертоны, с каждым читателем писателем говорит по-своему и своем».

Понимание – процесс «перевода» знания с общепринятого научного «внешнего» языка – языка учебной дисциплины – на язык «внутренний», в план внутренней речи учащегося. Такая переработка информации преобразует личный опыт субъекта, стимулирует рождение новых смыслов. Пониманию нельзя научить на уроке, но ему можно научиться в процессе взаимодействия с преподавателем и другими студентами.

понимания личности собеседника, его культуры, взглядов, психологии восприятие овладения языком коммуникации анализ участие в процессе коммуникации интерпретация В с е р е д и н е Х Х в е к а М. М. Б а х т и н с д е л а л в ы в о д о коммуникативной п р и р о д е т е к с т а. К о р о т к о и у п р о щ е н н о суть т е о р и и Б а х т и н а м о ж н о передать одной фразой : ч т е н и е э т о п р о ц е с с о б щ е н и я ч и т а т е л я и п и с а т е л я.

1. Бурное развитие промышленности; 2. Борьба за рынки сбыта и сферы влияния; 3Борьба за колонии. Причины Первой мировой войны:

Личность автора Личность героя рассказа Бунин – русский аристократ. Детство писателя прошло в родовом имении, уже разоренном, но овеянном поэзией, окруженном прекрасными лесами, полями. Неслучайно он начал творческий путь как поэт. Его лирический герой очень эмоционален, скорее созерцатель, чем преобразователь, он тонко чувствует природу, ценит свободу и естественные бескорыстные человеческие отношения, любит жизнь в первозданном смысле этого слова. - его имени никто не помнит; - главной целью его жизни с самого начала были деньги, он уверен, что за деньги можно купить все блага этого мира; - едет путешествовать, потому что люди, которых он брал за образец, путешествовали (нет ничего своего); - четко расписывает путешествие по дням; - держится надменно, у него фактически нет близких; - равнодушен к природе, окружающим людям, даже – к знакам судьбы.

«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, расчищенный до глянца и в меру оживленный... Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова».

Предметная среда также емко характеризует персонаж. Чтобы лучше представить интерьеры океанского лайнера, студентам предлагается посетить музей Горького, расположенный в особняке Рябушинского, – памятнике архитектуры модерна. Подготовленным читателям очевидно, что вычурность, формотворчество модерна не может нравиться Бунину. Здесь нет места настоящему чувству. Неслучайно хозяин нанимает пару за деньги играть в любовь.

Эстетический идеал автора – это простые люди, населяющие остров. Их жизнь и ценности легко соотносимы с теми ценностями, которые исповедовали в семье Бунина: свобода, способность видеть красоту и гармонию этого мира, глубокая, искренняя религиозность.

1. Для постижения смысла текста необходимо понимать значение каждого слова, поэтому проведение предварительной работы по снятию лексических трудностей – важный этап. 2. Текст представляет собой единство формы и содержания: каждое слово, грамматическая конструкция, троп или фигура речи льют воду на мельницу идеи автора. Ничего случайного в тексте нет. «Художественное произведение всегда выступает как определенное эстетическое единство формы и содержания, воспитательной информации и образной системы как информативное и образное целое, доставляющее эстетическое удовольствие, воспитывающее чувства и развивающее мышление, трогающее ум и сердце...» Средством развития навыка целостного восприятия текста является его комплексный анализ.

Дай, Джим, на счастье лапу мне. Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятней. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и не всяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила? Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.

1. Приоритет понимания над знанием. 2. Приоритет диалога над монологом, субъект-субъектная парадигма взаимоотношений преподаватель – обучающийся. 3. Органичное сосуществование различных точек зрения и позиций.