Тема : ПОЗНАНИЕ.. Цели занятия : - познакомиться с понятиями « познание », « знание », « общество » и т. д.; - дать представление о различных процессах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок обществознания 10 кл. Учитель Выдра Т.П.. Цель -познание окружающего мира.
Advertisements

Обществознание 10 класс Тема: Введение. Познание окружающего мира 1. Как мы познаем окружающий мир. 1. Как мы познаем окружающий мир. 2. Научное познание.
Лекция 5 Познание. Познание Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Виды человеческих знаний Виды человеческих знаний Учитель истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годына Г.В.
Формирование условий для реализации проектного метода обучения на уроках технологии Асабина Ирина Ивановна, учитель технологии.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Тест 1. Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие и существенные признаки.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Транксрипт:

Тема : ПОЗНАНИЕ.

Цели занятия : - познакомиться с понятиями « познание », « знание », « общество » и т. д.; - дать представление о различных процессах и операциях мышления ; - показать роль познавательной деятельности в жизни человека и общества ; - продолжить формирование целостной картины восприятия мира ; - развитие мышления, памяти, внимания, устной и письменной речи ; - воспитание культуры общения.

Актуальность темы : Познание – это процесс поиска истины. Это отражение и воспроизведение действительности. Каждый человек участвует в этом процессе. В результате люди получают знания о мире.

Тема занятия связана с психологией, биологией, историей, философией. Но почему же мы изучаем ее на обществознании ?

Познание - процесс поиска истины, изучения окружающего мира.

Когда в жизни человека начинается процесс познания ?

Познавательные процессы, мышление, творческие способности, а также другие проявления психической жизни человека, в том числе поведение, связаны с работой мозга.

Головной мозг состоит из 3 частей : Передний мозг, средний мозг, задний мозг, которые делятся на 5 отделов : полушария большие мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок и варолиев мост.

*** Выполните упражнение « наклоны в сторону ». По команде « Замри » остановитесь.

Так, только что сработал рефлекс промежуточного мозга.

*** Закройте глаза, протяните вперед руку с вытянутым указательным пальцем и дотроньтесь кончиком пальца до кончика носа. За это действие отвечает мозжечок.

Головной мозг человека ( фиксированный в формалине )

Однако, существуют некоторые явления, которые способны ввести наш мозг в заблуждение. Что Вы видите на следующих изображениях ?

Причина - ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью процессов коррекции зрительного образа.

Слоны и лебеди, Сальвадор Дали, 1937 год

Подобный эффект можно вызвать намеренно …

Тысячелетия развития человека в обществе привели к интересному явлению. Антропоморфизм - способность мозга видеть человеческие черты у предметов.

У человека может доминировать правое или левое полушарии. Выделяют даже отдельные типы людей : художественный тип ( правополушарный ) и мыслительный тип ( левополушарный ).

Однако такое яркое доминирование одного из полушарий встречается достаточно редко, у большинства людей оба полушария работают синхронно, и специализация проявляется не так явно.

Задание : выявить свою принадлежность к « художникам » или к « мыслителям », проведя несложный экспресс - анализ.

А ) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки ( Л ) или правой ( П )? Запишите результат.

Б ) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой - либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый ( П ) глаз или левый ( Л )? Запишите результат.

В ) Станьте в « позу Наполеона », скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху ? Запишите результат.

Г ) Попробуйте изобразить « бурные » аплодисменты. Какая ладонь сверху ? Запишите результат.

Есл и большинство ответов Л, то Вы - мыслительный тип ( левополушарный ). Вам легко разложить « мысли по полкам », вы способны строить долгосрочные планы со множеством обдуманных деталей. И наоборот, человеку правополушарного типа суждено стать творцом произведений искусства.

Познание Чувственное Рациональное Ощущения ; Восприятия. Выявление закономерностей ; Построение умозаключений.

« Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь …» А. Дистервег Практическое задание.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности.

Виды знаний : 1. житейское – основано на здравом смысле. Ориентировано на повседневное поведение. 2. научное – достоверное обобщение фактов ( в виде формул, графиков, схем и т. д.) 3. практическое – овладение вещами, преобразование мира. 4. рациональное – отражение реальности. Связано с логическими понятиями. 5. иррациональное – предметом являются эмоции, страсти, переживания и т. д. 6. художественное – отображение мира и человека в нем. Строится на образах. 7. личностное – зависит от особенностей человека.

Практическое задание 2

Посмотрите на картинку. Дайте ей характеристику с точки зрения … художника ; биолога ; крестьянина.

От чего зависят восприятие мира человеком ? Влияет ли на него воспитание, окружающие люди, образование ?

Сенсуализм направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия основная и главная форма достоверного познания.

Основной принцип сенсуализма « нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах ». разуме

Рационализм направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Процесс познания человека включает и такие формы познания как … Предвидение Фантазия Гипотеза Воображение Мечта Интуиция Ассоциации

Интуиция - Это вспышка проницательности ( истинной или ложной ). Интуиция не может считаться достоверным источником информации.

Достоверное знание основывается только на данных, полученных в результате проведения исследования.

Ассоциации - Цепочка понятий, складывающихся в разуме человека по принципу схожести.

Фантазия – создание воображаемых образов.

Практическое задание 3

Создайте ассоциативную цепочку, началом которого должно быть слово, выбранное Вами произвольно. Например … кот – мышь – сыр - …

Уровни научных исследований : эмпирический теоретический Нахождение новых фактов, обобщение. Формулирование закономерностей, создание целостной картины мира.

Компоненты теоретического уровня познания : Постановка целей и задач ; Анализ литературы по теме ; Формулировка гипотезы ; Организация и проведение исследования ( опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.); Анализ и обобщение данных ; Проверка гипотез на основе полученных фактов ; Окончательная формулировка новых фактов и законов.

Итог исследования - Получение объективной истины.

Истина всегда наталкивается на упорное противодействие. Рядом с Истинными утверждениями особенно хорошо видны ложные, и это чрезвычайно раздражает многочисленных обманщиков, пытающихся извлечь выгоду из заблуждений других людей.

Истина - единственно верная информация. Что такое абсолютная истина ?

Посмотрите видеоролик и сделайте вывод о том, бывает ли так, что люди принимают относительную истину за абсолютную ?

Приведите примеры относительной и абсолютной истины. Что Вам известно о том, как со временем люди переставали считать абсолютную истину таковой ?

Выяснение истины Практическое задание 4

Один человек знает слово. Остальные задают ему вопросы, стараясь отгадать это слово. Задавать можно вопросы, на которые человек может ответить только « да » или « нет ».

« Единствен - ным критерием истины является опыт »,- Леонардо да Винчи.

Ложь утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. истине В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации с целью создания или удержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине. Источником лжи может быть и неправильное логическое мышление.

Правильную логическую цепочку позволяют построить дедукция и индукция.

Дедукция - размышления от общего к частному ( все стулья синие, значит один из них синий ). Индукция - от частного к общему ( один стул синий, другие – тоже ).

1. Приведите примеры дедукции и индукции, применив эти методы к людям и предметам, окружающим вас.

Выводы

Сегодня я узнал … Я понял … Было непонятно … Я знал раньше … Мне понравилось … Меня смутило …

Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие ? Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое Да, но я уже всё знал раньше Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось

Домашнее задание : выучить лекцию в тетради ; §1 в учебнике.

Благодарю за сотрудничество !