А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется.
Advertisements

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Лектор: к.п.н., декан Руслан Александрович Лахин.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
«Подготовка и составление научного аппарата исследования. Характеристика методов исследования при подготовке курсовых и дипломных работ»
А.М. НОВИКОВ Д.А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
А.М. НОВИКОВ Д.А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Мониторинг как средство управления системой образования Педагогические исследования Гудырева Л.Н. Сыктывкар,2011г..
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-КОМПЛЕКСЕ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Сергей Николаевич Трошков, канд.пед.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Зачем тебе это надо? Можно участвовать в конкурсах. Можно поступить в институт!
Транксрипт:

А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется «Общая характеристика работы». Если же говорить современным языком системного анализа, то это будет «Проектирование научного исследования» (как первая, начальная фаза научно-исследовательского проекта каким, по сути, и является диссертация).

По книгам (см. на сайтах По книгам (см. на сайтах

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАМЫСЕЛ ЗАМЫСЕЛ (как правило письменно не оформляется, но постоянно держится «в голове»: в каком направлении хочет двигаться исследователь, какое новое научное знание он хочет получить)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОСТЬИССЛЕДОВАНИЯ (показывается, какие задачи стоят перед практикой, перед наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально- экономических условиях; что по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ В НАУКЕПРОТИВОРЕЧИЕ (несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями) В ПРАКТИКЕ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ («знание о незнании» - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТИССЛЕДОВАНИЯ (то, что противостоит познающему субъекту (исследователю) в его познавательной деятельности. Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь непосредственно имеет дело) ПРЕДМЕТ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ ( то, что в самом общем виде должен достичь исследователь в итоге работы)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (Научное предположение. Предположительное научное знание. Познавательная модель. В случае подтверждения гипотеза становится новым научным знанием (перерастает в «новизну исследования»). В случае не подтверждения прежняя гипотеза отвергается и строится новая гипотеза)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАДАЧИИССЛЕДОВАНИЯ Наиболее употребительный вариант: 1. ИЗУЧИТЬ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОСНОВАТЬ МОДЕЛЬ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОВЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОЙ МОДЕЛИ РАЗРАБОТАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАДАЧИИССЛЕДОВАНИЯОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ Наиболее употребительный вариант: ВВЕДЕНИЕ Гл.1. Проблема...в теории и практике 1.1 Состояние проблемы Состояние проблемы Обоснование модели....* 1.2 Обоснование модели....* Гл.2. Как тема исследования 2.1 Детальное описание модели 2.1 Детальное описание модели 2.2 Опытно-экспериментальная проверка модели Опытно-экспериментальная проверка модели Рекомендации по использованию модели Рекомендации по использованию модели...ЗАКЛЮЧЕНИЕ * Самое общее определение модели: «модель – образ некоторой системы»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ На защиту выносятся (ответ на вопрос: «что защищается?») конструкции: принципы (совокупность принципов); требования (система требований к чему-либо); обоснование чего-либо; условия (педагогические, дидактические условия, группы условий) осуществления чего-то; содержание (основное содержание) обучения чему-то; модель; схема; методы (приемы, совокупность приемов) чего-то; средства (комплекс средств) осуществления чего-то; механизм чего-то; процедура осуществления чего-то; критерии (совокупность критериев) эффективности чего-то и т.д. Новизна исследования Новизна исследования строится в формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо) обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (педагогические условия чего-то); выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии...) и т.д. строится в формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо) обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (педагогические условия чего-то); выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии...) и т.д.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ НОВИЗНЫ алгоритм, аппарат (дидактические, методические аппараты и т.д.); классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели (дидактические, прогностические, графовые, динамические, комплексы моделей и т.д.); направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия (системы понятий и т.д.); приемы; принципы; программы (не учебные программы); процедуры; решения; системы (иерархические системы, генерализованные системы и т.д.); содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы (системообразующие факторы и т.д.); формы (совокупности форм и т.д.); функции; характеристики (сущностные характеристики и т.д.); цели; этапы и т.д.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретическая значимость исследования (образно можно сказать так. Если «новизна» и «на защиту выносятся» отражают – какой научный «кирпичик» был получен в результате исследования, то раздел «теоретическая значимость» отражает – в какое место здания теории этот «кирпичик» следует положить. Обычно этот раздел строится в формулировках: «Результаты исследования дополняют теорию..... в структуре.... Практическая значимость (показывается, что могут дать для практики результаты исследования и что уже дали)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - ДИАЛЕКИКА КАК ВСЕОБЩИЙ МЕТОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ (КОНЦЕПЦИИ) В ФУНКЦИИ МЕТОДА* * Как известно, теории выступают в двух ипостасях: как высшая форма обобщения научного знания и в функции метода: последующие исследования строятся на базе предшествующих теорий.

Методы научного исследования (полный спектр) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ методы-операции методы-действия методы-операции методы-действия анализ синтез сравнение абстрагирование конкретизация обобщение формализация индукция дедукция идеализация аналогия моделирован ие мысленный эксперимент воображение диалектика научные теории, доказательство; анализ систем знаний; дедуктивный (аксиоматический) метод; индуктивно- дедуктивный метод; выявление и разрешение противоречий; постановка проблем; построение гипотез изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; измерение; опрос (устный и письменный); экспертные оценки; тестирование методы отслеживания объекта: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта. методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент. методы исследования объекта во времени: ретроспектива, прогнозирование

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследовательские подходы 2 значения В первом значении исследовательский подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение: целостный подход, комплексный подход, функциональный подход, системный подход, комплексный подход, личностный подход, деятельностный подход (личностно- деятельный подход) и т.д.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования и классифицируются по пяти парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны, направления процесса исследования: содержательный и формальный подходы; содержательный и формальный подходы; логический и исторический подходы ( логико- исторический и историко-логический подходы ); логический и исторический подходы ( логико- исторический и историко-логический подходы ); качественный и количественный подходы; качественный и количественный подходы; феноменологический и сущностный подходы; феноменологический и сущностный подходы; единичный и общий (обобщенный) подходы. единичный и общий (обобщенный) подходы. 2 в 5 ой степени = 32 варианта ! 2 в 5 ой степени = 32 варианта !

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАМЫСЕЛ > ПРОТИВОРЕЧИЕ> ПРОБЛЕМА> ОБЪЕКТ > ПРОБЛЕМА> ОБЪЕКТ > ПРЕДМЕТ > ЦЕЛЬ > ГИПОТЕЗА > >ЗАДАЧИ> НОВИЗНА >ЗАДАЧИ> НОВИЗНА Методологические основы методы