Материалы для дистанционной программы повышения квалификации учителей-предметников системы общего образования по вопросам функционирования русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Библиотечный урок. Познакомить учащихся с различными видами словарей русского языка и их структурой.
Advertisements

Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 6 классе «Имя прилагательное» Выполнила учитель русского языка и литературы.
Презентация на тему: Студентки 23 группы Бельковой Светланы.
LOGO Межпредметные связи на уроках английского языка Выполнила Захарова А.Ю., Учитель английского языка Лицей :6 Г. Химки учебный год.
Районное методическое объединение учителей географии.
Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся Воронина Валентина Михайловна, учитель географии МОУ.
Выполнили: ученики 7 класса Руководитель: Волкова Н.Г.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Особенности формирования учебного плана ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Основы информационной культуры. Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации». ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ.
Методическая разработка раздела «Тепловые явления» 8 класс Выполнил: учитель физики МОУ СОШ 185 Симонова Т. А.
Методика преподавания словообразования. ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Учителя МБОУ СОШ 8: Чурина В.И., Рыкова О.М.. В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько.
Урок – защита проектов 1 часть –подготовительная (выбор темы, организация групповой работы, составление плана) 2 часть – технологическая (сбор материала.
Тема проекта: Авторы: обучающиеся начальной школы Сургут 2011.
Особенности различных типов и видов информационных ресурсов. Справочная литература Урок информационной грамотности. 8класс.
Транксрипт:

Материалы для дистанционной программы повышения квалификации учителей-предметников системы общего образования по вопросам функционирования русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды на основе информационных технологий natalia©getmanenko Научный отдел РОСНОУ 1 Лекция Русский язык в системе межпредметных связей. Работа с терминологией учителей- предметников.

Роль русского языка в системе межпредметных связей школьных дисциплин при обучении детей-билингвов. Способы работы с научной терминологией на уроках физико- математического и естественно-научного циклов: алгоритм введения новых научных понятий-терминов. Работа с разными типами словарей на уроках физико- математического, естественно-научного и общественно- политического циклов. natalia©getmanenko Научный отдел РОСНОУ

Межпредметные связи - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Дидактические принципы научности и систематичности знаний требуют расположения в учебном плане отдельных предметов таким образом, чтобы изучение одной дисциплины могло опираться на знания, излагаемые в других дисциплинах. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

В широком смысле слова: межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов. В узком (предметном) смысле слова: межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

русский язык – родной язык и культура, иностранные языки, история, культурология, обществоведение. русский язык – литература, родная литература (эпос); русский язык – цикл естественных наук (география, зоология, ботаника, биология и др.), цикл точных наук (математика (алгебра, геометрия и др.), физика, астрономия, химиия. русский язык - музыка, рисование, физкультура, труд. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

Создание учения о терминологии в русской лингвистической науке связано с именем выдающегося лингвиста В.В.Виноградова, когда в 1947 году в работе «Русский язык» им была сформулирована суть термина: «Если слово становится средством логического определения, тогда оно научный термин». [Виноградов, 1947]. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

Словесный комплекс; Специальный объект; Специальное понятие; Языковой знак; Слово; Специальное слово; Словесный комплексный мотивированный знак; Лексикализованное сочетание; Сокращение; Функция; Член терминологической системы; Единство знака и понятия; Лексическая единица. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

Точность; Однозначность в пределах одной терминологической системы; Отсутствие идеографических синонимов; Отсутствие эмоционности (что отличает его от профессионализма); Мотивированность, которая определяется тем, что термины – это вторичные наименования; Номинативность – функция обозначения специального понятия, которая реализуется независимо от контекста; Дефинитивность – значение термина формулируется в виде логического определения; Системность – свойство занимать определенное место в системе терминов, которое, в свою очередь, обусловлено определенным местом специального понятия, обозначаемого термином в системе специальных понятий; Систематичность – свойство отражения системности на морфологическом, словообразовательном и категориальном уровнях. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

Эффективная работа с научной терминологией на уроках физики и математики, зоологии и химии, обществоведения и истории является фундаментом усвоения прочных знаний и хорошо сформированных умений. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

А) Методы работы при введения понятия, термин которого уже включен в словарный запас учащихся – корректировочная методика. Б) Методика работы над понятиями, при толковании которых достаточно использовать правила словообразования: В) Методы введения специальных понятий. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

Выяснение значения слова. Введение научного понятия, формирование нового семантического поля (корректировка сформированного ранее понятия). Сравнение между существующим и предложенным понятиями. Вывод о новом понятии и закрепление за ним термина и словесного определения. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

в новом слове - термине учитель предлагает найти корень слова или корни слова; просит учащихся вспомнить лексические значения однокоренных слов; учащиеся по предложению учителя формулируют обобщенное значение нового слова; формулируются определения понятия. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

анализ речевого материала учащихся; актуализация известных понятий, обладающих определенным набором свойств, воссоздание умственных образов, имеющихся у учащихся; объяснение нового понятия в сравнение признаков нового понятия с признаками известных; создается аналогия со схожими признаками имеющейся ассоциации; сравнение признаков нового понятия с известным; дается характеристика особенностей и формулируются свойства новой аналогии. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

Типы словарей Толковые ПравописныеДвуязычные Специальные Функцииобъяснение слов определяют нормы написания и произношения русского языка словари для переводов с одного языка на другой словари терминов Примеры Толковые словари русского языка словари типа: «Слитно- раздельно» «Строчная- прописная»: орфоэпические словари и др. русско- ненецкий словарь и ненецко- русский и др. словарь физических терминов; словарь медицинских терминов и др. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

Вселенная в алфавите Антропонимические словари Диалектные (областные) словари Грамматические словари Словари сочетаемости слов Идеографические, семантические и ассоциативные словари Лингвострановедческие и культурологические словари Морфемные и словообразовательные словари Обратные словари Орфографические словари Орфоэпические словари Синонимические словари Словари антонимов Словари лингвистических терминов Словари названий жителей и многие другие Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

Словарная статья состоит из заголовочного слова, его грамматической характеристики, рекомендаций по пунктуационному оформлению и иллюстративной зоны. При необходимости статью дополняют зона «Не смешивать!», зона дополнительного комментария, отсылочная зона. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

Учителю-предметнику жизненно необходимо сформировать умения и навыки для самостоятельной работы школьников со справочной литературой, т.к. обладать всеми знаниями невозможно, но важно знать, как устроены источники и где эти знания можно добыть. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko

Спасибо! Вопросы? Комментарии? Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko