г. Салехард 2013 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 «Сказка» присмотра и оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией»
3 Тип проекта: познавательный – игровой.. По содержанию: ребенок и здоровье. По характеру контактов: внутри одной группы (1 младшей разновозрастной группы) По продолжительности: краткосрочный ( )
Актуальность проекта Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед коллективом нашего сада. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Детям нашей группы это особенно актуально, так как дети с туберкулезной интоксикацией имеют те или иные проблемы в здоровье. Конечно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своём здоровье. Только взаимодействие педагогов и родителей будут способствовать эффективному овладению культурно- гигиеническими навыками, воспитанию у детей привычки к аккуратности, чистоте, порядку. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Проект включает в себя четыре основных направления: Создание благоприятного эмоционально- положительного климата; Сохранение и укрепление физического здоровья детей; Воспитание культурно-гигиенических навыков; Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости: система закаливания; рациональная организация двигательной активности; система работы с родителями.
Поставленная цель осуществляются через решение следующих задач: продолжить работу по улучшению условий физического развития детей с туберкулезной интоксикацией; осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам оздоровления детей, профилактики заболевания туберкулезом; формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности; воспитание у физически слабых и малоактивных детей уверенности в своих силах и повышение их двигательной активности; осуществление единого понимания и подхода к оздоровительно – закаливающей системе воспитания детей и единства действий родителей и всего персонала группы ДОУ (физкультура и закаливающие мероприятия каждый день, облегченная одежда, режим дня). Цель проекта – Цель проекта – : Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование физкультурно- оздоровительной работы с детьми групп присмотра и оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией, приобщение к здоровому образу жизни.
7 Участники проекта ПЕДАГОГИ ДЕТИ РОДИТЕЛИ Сроки реализации проекта: 25 марта 2013 – 29 марта 2013 гг.
Ожидаемые результаты: создание и поддержание положительного микроклимата в группе; осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни, овладение разнообразными видами двигательной активности и закаливания; пополнение предметно-развивающей среды по направлению «Физическая культура» и «Здоровье»; осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на физическое состояние человека; расширить запас знаний родителей по направлению «Физическая культура» и «Здоровье».
Обеспечение здорового образа жизни: - Организация положительного микроклимата жизни детей в группе; - щадящий режим. Активный отдых: - игры-забавы; - день здоровья. Физические упражнения: - утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные и динамичные игры; - профилактическая гимнастика (дыхательная) -спортивные игры. Гигиенические и водные процедуры: - умывание; - мытье рук. Свето-воздушные ванны: - проветривание помещений (в том числе сквозное); - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. Музтерапия: -музыкальное сопровождение режимных моментов; -муз оформление фона занятий; -музыкальные занятия. Спецзакаливание - босоножье; - игровой массаж; - дыхательная гимнастика (игры и упражнения). Формы и методы оздоровления детей:
Пропаганда ЗОЖ: беседы; консультации; досуги, развлечения. Строгое соблюдение санитарно- эпидемиологического режима: влажная уборка помещений; кварцевание; проветривание; витаминизация. Виды оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика; гимнастика после сна; дыхательная гимнастика; проветривание группы; витаминизация: соки, фрукты; подвижные игры; Условия: мини спортивные уголки в группе оснащенные спортивным инвентарем. Формы и методы оздоровления детей:
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками; Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического уровня детей; Принцип сознательности и активности – участие родителей и педагогов в поиске эффективных методов по оздоровлению детей; Принцип интегративности и комплексности – решение физкультурно-оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности; систематичность использования физкультурно- оздоровительных, закаливающих и профилактических технологий; учет индивидуальных, возрастных особенностей детей и запросов семьи; положительный эмоциональный настрой ребенка; доступность используемых технологий. Основные принципы работы:
12 Здоровьесберегающие технологии «Физическая культура» «Здоровье» «Музыка» «Чтение художественной литературы» «Социализация» «Безопасность» «Художественное творчество» «Труд» «Коммуникация» Сенсорика Конструктивная деятельность Ознакомление с окружающим «Познание»
Организация режима детей по сохранению и укреплению их здоровья: подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями; оборудование физкультурного уголка; организация самостоятельной двигательной активности детей в группе; оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности, оздоровлению, закаливанию детей.
Работа с детьми Беседы «Кто нас лечит?», «Чтобы быть здоровым», «Здоровая полноценная пища». Познавательные занятия «Путешествие в страну Витаминию», «Почему так?». Чтение художественной литературы, сказки с последующим обсуждением. Просмотр презентаций, мультфильмов по теме «ЗОЖ» Спортивное развлечение «Неделя здоровья». Настольный театр «Сказка про Зубики и их друзей»
Работа с родителями Анкетирование «Здоровый образ жизни ребенка». Консультации, памятки, рекомендации.( «Витамины здоровья», «КГН,приобретенные в детстве сохраняются на всю жизнь», «Закаливающие процедуры для детей 1-3 лет», «Чистота и здоровье», «Пальчиковые игры.Что такое «игры с пальчиками»; «Растим детей здоровыми») Выпуск газеты родителями «Аква-зарядка!». Сбор иллюстративного материала о здоровом образе жизни (оформление альбома). Фотовыставка «Я учусь быть здоровым». Индивидуальные презентации «Как я забочусь о здоровье своего ребенка». Презентация проекта «ЗДОРОВИЧОК». Нестандартное оборудование для спортивного уголка.
Результаты: физкультурно- театрализованное развлечение; нестандартное оборудование для развития дыхания; изготовление иллюстративного материала по данной теме; нестандартное оборудование для спортивного уголка дорожки для профилактики плоскостопия. выставки;