Книжно-литературный тип языка эпохи Московского государства (ХIV – середина ХVII в.) Лекция 5.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Духовное краеведение, 8 класс. Параграф ХРИСТИАНСТВО - Одна из мировых религий. Возникла в I веке н.э. «Нашу эру» весь мир исчисляет с момента рождения.
Advertisements

Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
"Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их" (Псалом 33:8). "... из малых сих, верующих в Меня (слабых апостолов - Захария 13:7, сравните.
Православная молитва Православная молитва Проект урока Кравченко С.Ю. МОУ СОШ 89 Проект урока Кравченко С.Ю. МОУ СОШ 89 разработали: Говорухина А.А. МОУ.
Благовещение Празднуется 7 апреля. Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С.
Библейские сказания в искусстве Жизнь коротка, искусство вечно.
Протопоп Аввакум. Список Жития протопопа Аввакума.
Презентация к уроку по теме: «Домострой». «Домострой» - русский литературный памятник сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни.
Словно после видения воздуха-неба-иконы: Покров-Пресвятой-Богородицы: вольным осталось златистосмягченное духом народа сиянье: Покоя. Покров Пресвятой.
ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ И РАЗНЫХ ВИДАХ ПОЧВЫ ОТ ЛУКИ 8:4-15.
Проповедь Христа. Урок 6. МКОУ СОШ 8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Стурза С.М.
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое,
Вопросы для повторения: Почему верующие люди называют природу Божиим творением? Есть ли какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»? Как вы считаете,
Рождественское благословение Патриарха Фрагмент иконы Андрея Рублёва «Рождество Христово»
Давид и Ионафан – пример настоящей дружбы. 11 И сказал Ионафан Давиду: иди, выйдем в поле. И вышли оба в поле. 12 И сказал Ионафан Давиду: жив Господь.
Учитель истории Самохвалова И.В год Презентация по курсу ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Урок 27 МАОУ СОШ 62 г. Челябинска Prezentacii.com.
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
Бог есть любовь. Бог-Отец,Бог-Сын, Бог-Дух Святой.
ПОЗОВИ, Я УСЛЫШУ Бытие 17:1-11 БЛАГОДАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАСЛУЖИТЬ Милость не заслуживается, ее оказывают 3.
Тема: Религиозный и нравственный смысл узловых тем Библии. Цель урока: - Познакомиться с основными разделами Библии, её религиозным и нравственным значением.
Транксрипт:

Книжно-литературный тип языка эпохи Московского государства (ХIV – середина ХVII в.) Лекция 5

Извитие или плетение словес – Резко повышается продуктивность сложений: благопоспешение, великозлобство, бесояростный, неискусоздобнии младенцы. – Отвлеченная лексика: умышление, мудрование, учительство и под. – Нагромождение скинонимичных конструкций: Моляще его, всемилостивого Бога, и пречистаю его матерь, заступницу нашу, и молебницу, и помощницу всему роду нашему християньскому…

Поревнуем и подивимся великому оному нашему граду Смоленьску, его же стояние к Западу, како в нем наша же братия, православные христиане, сидят, и великую скорбь и тесноту терпят, и стоят крепче за православную веру, и за святые Божия церкви, и за свои души, и за всех за нас, а общему нашему супостату и врагу, королю, не покорятся и не сдадутся («Новая повесть о преславном Российском царстве»).

– Тавтологические обороты книжного типа: таковыми обо феллини же и египтоне баснями играющие, играеми от бесов; прельщаемы бывают богомерзкою прелестью; многажды явится нечестивый не точию аггела света и священника, святая носящего, образ подшед… но и самого Спаса (Максим Грек, «Послание о Фортуне»)

– Повторы: А прьмскую грамоту един чрьнець сложил, единъ составилл, един сочинил, един мних, един кинокъ Стефан, глаголю, присно помнимый епископъ, единъ в едкино время, един въ единении уединяется, един уединенный, един едкиного бога на помощь призыва, един едкиному богу молятся… («Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого)

– Усложнение структуры предложения: Многым сущим считаемым от божественаго апостола свойством и действом неложныя и съвръшеныя любви, я же по бозе – еже не радоваться о неправде, срадоваться же ся истине показательное аз мню знамение ея (Максим Грек, «Послание о Фортуне»).

– Сложные изысканные перифразы, цитаты из Священного писания: Обретають бойся сицевии не съ Христом събирающе пшеницу чистую, сиречь веру пречиста и непорочна въ небесных его житницах, я же суть сердца и мысли православные верующих в него (Максим Грек, «Послание о Фортуне»).

«Самодержавная вправду царствия благочестивых имя царство ваша по благодати новому Израилю, велицей России, при нашем роде, преимяя во всех» (Иван Тимофеев, 1610–1617). Перевод: «По достоинству самодержавные царствования благочестивых (царей), которые царствовали над новым Израилем – великой Россией – по милости (божией) при нашем поколении, имяя превосходство над всеми».

«Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого, конец XIV – начало XV вв. – Слова со старославянскими суффиксами: изобретатель, чиститель, проклинатель, потребитель (истребитель), попиратель; умиление, похваление, треволнения; – сложения много мутное (море), горопленным и волкохищным быт и.

Повторы: Аз многогрешный и неразумные, по следуя словесам похвалении твоих, слово плетущий и слово плодящий, и словом почтите мнящий, и от словеса похваление събираа и приобретая, и прилета… Лексический подхват: быком имущие печаль безъ утешения, къто же ли утешить печаль нашу…

Скинонимы: Но что то нареку, о епископе, или что то имяную, или чим то призову, и како то провещаю, или чим то меню, или что то приглашу, како похвалю, како почту, како ублажу, како разложу и како хвалу ти сплету. О льготе и о пользе нашей ходатаиствоваша и промышляша; законодавец и законоположник.

Ритмическая организация, параллелизм синтаксических конструкций: Горе горе нам, братия, како остахом доброго господина и учителя; горе горе како лишении быком доброго пастуха и правителя.

Аллюзии: Яко створил еси дело равно апостолом. Хвалит римская земля обои апостолу Петра и Павла, чтить и блажить асиискаа земля Иоана Богослова, а египетская марка еугелиста греческая Андрея епископа…

Метафоры и сравнения: … яко трение въстерзалъ еси идолослужения от земля прьмскыа, яко плугом проповедью взорвал еси, яко семенем учением словес коняных насеялъ еси въ браздах сердечных, отнюдь ж възрастають классы добродетели, их же сыновей прьмьстии яко серпом веры жнут…

«Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго» «О житии и подвизех блаженного достохвального великого князя и царя русского Димитрия Ивановича». Сий обо великий князь Дмитрий Сий богом препрославленный и достохвальный великий князь Дмитрий «Степенная книга»Ранний список

Сий же оста млад сыи, яко лет девять Сий же богом возлюбленный сын его и наследник, великий князь Дмитрий, тогда млад сыи, оста честна си родителя летом яко десяти, мудростию же возраста яко тысящелетен.

«Заволжские старцы» – Нил Сорский По изшествии же от жития сего что бывает? Положи мысль твердое во глаголемое. Чим пользовал мир держащих его? Аще кои славы и чести и богатьство имяша, не вся ли сия ни во что же была и яко сень мимоидоша, и яко дым исчезоша?

Иосифляне – Иосиф Волоцкий Отрочата верных множицею обо к целомудрию родителей их умирают божественным промыслом, яко да се видевшие, родители их абие устрашаться и сего ради умилившиеся уцеломудрятся «Послание к некоей княгине вдове, давшей по своих детях сорокоуст и пороптавшей».

А что еси писала «по твоих детях не бывали ни одна панафида у нас», кино госпоже у нас на всякое недели по три панафиды да по девяти литье заупокоиныих, да повседневная обедня.

Увы мне, грешному, горе мне окаянному, ох мне скверному! Кто есмь азъ, на таковую высоту дерзати? Бога ради, господин и отцы, молю васъ, престанете от такового начинания! Азъ брать вашъ недостоинъ есми нарещися, но, по евангельскому словеси, сотворите мя яко едкиного от наемникъ своихъ… Иван Грозный «Послание в Кирилов монастырь»

… яко же подобно тебе, бешеной собаке, князь Семен Бельской да Иван Ляцкой оттекоша в Литву и камо ни скакаше бесящиеся, – въ Царьградъ, и в Крымъ, и в Наган, и отовсюду на православие рати воздвигающие. Из послания Ивана Грозного Андрею Курбскому

Божественнаго естества милостию и властию и хотением скиф метро- держателя Росийскаго царствия великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, обладателя высочайшего нашего царьского порога, честные нашия степени величества грозное сие повеленье с великосилною заповедью да есть Послание шведскому королю Юхану ІІІ

И мы чаяли того, что ты на своемъ государьстве государыня и сама владеешь и своей государской чести смотришь и своему государству прибытка, и мы потому такие дела и хотели с тобои детали. Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые, и о наших о государских головах и о честех и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков. А ты пребываешь въ своемъ девическомъ чину, как есть пошлая девица. Послание Елизавете I

«Повесть о мунтьянском воеводе Дракуле»: Некогда же придет купець гость некы от Угорскыя земли въ его град. И по его заповеди оставил воз свои на улице града пред палатою и товар свои на возе, а сам спяше в палате. И пришел некто, укради с воза 160 дукат злата. Купец же иде к Дракуле, победа ему изгубление злата. Дракула же глагола ему: «Поиди, в сю нощь обрящеши злато».

«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма: Посла к ней с единым от слуг своих едкино повесмо льну, рек, яко «Си девица хочет ми супруга быт и мудрости ради. Аще мудра есть, да в сем льну учинит мне срачицу и порты и убрусец в ту годину, в ню же аз в бани пребуду». Слуга же принеси к неи повесмо льну и даст еи и кня же слово сказа.

Она же рече слезу: «Взыди на пещь нашу и, сном з гряд поленце, снеси семо». Он же, послушав ея, сносе поленце. Она же, отмерив пядию, рече: «Отсеки сие от поленца сего». Он же отсечь. Она же глагола: «Возьми сети уткинок поленца сего и шед дождь князю своему от мене и рцы ему: «В кий час се повесмо аз очешу, а князь твои да приготовит ми в сем утиные стан и все строение, ким сотчется полотно его».