Особенности дистанционного обучения Семинар 27.03.2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование программы внедрения ДОТ и электронного обучения в командах «базовая школа- малокомплектные школы» А.Ю. Муратов, зав. кафедрой информатики.
Advertisements

Организационная модель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему общего образования Новокузнецкого муниципального района.
Заринск 2014 Пяткова Екатерина Ильинична, тьютор стажерской практики Т.8-(385-95) ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чапразова Наталья Викторовна, методист ЦДО МОУ «Средняя.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Дистанционное обучение ПОНЯТИЕ;ТЕХНОЛОГИИ …. - это технология обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в разных.
1 Круглый стол «Дистанционное образование » Обучение детей-инвалидов с применением дистанционных технологий Татьяна Дмитриевна Васман, заведующая центром.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чудаева Елена Владимировна, заместитель директора по УВР,
Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс А.Н.Юраш Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чудаева Елена Владимировна, заместитель директора по УВР,
Презентация на тему: «Система образования. Уровни образования» Московский Педагогический Государственный Университет Институт социально-гуманитарного образования.
Дистанционное обучение. Что такое дистанционное обучение? Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения.
Заринск 2014 Пяткова Екатерина Ильинична, тьютор стажерской практики Т.8-(385-95) ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
МБОУ « Первомайская СОШ2» Использование системы дистанционного обучения Moodle при подготовке к ЕГЭ и ГИА по английскому языку. Грачёва В.Г.-учитель английского.
Дистанционное обучение Интернет-технологии в образовании.
О.Н. Пусева, заместитель директора по учебно- воспитательной работе МАОУ лицей 1 «Классический».
Дистанционное обучение как новая эффективная форма организации образовательного процесса в дополнительном образовании.
Методические аспекты организации дистанционного обучения детей – инвалидов. Бубнова А.В., учитель математики МОУ школа 5 им. Ю.А. Гарнаева ШМО
Информационно - ресурсное обеспечение модернизации образования в РФ Презентацию подготовил : зам. по информатизации МБОУ Горковская сош, Сорокина Ю. И.
Транксрипт:

Особенности дистанционного обучения Семинар

Основополагающие документы Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ 1662-р от 17 ноября 2008 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 г. Пр 271 Федеральная целевая программа развития образования на годы: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. 61 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. 1034) Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий " Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 792-р. 2

Направления реализации образовательных программ с применением ДОТ В качестве дополнения очной формы реализации обучения; обучение детей из удалённых школ предметам учебного плана, по которым школа испытывает трудности кадрового характера; реализация дополнительных образовательных программ в форме проектов, кружков, олимпиад и т.п.; реализация предпрофильного и профильного обучения; обучение детей, которые в силу разных причин, например, находятся на надомном обучении, не могут посещать образовательное учреждение.

Особенности ДО учитель и ученик не могут в постоянном режиме осуществлять обратную связь (в отличие от очной формы обучения); основными средствами общения и обучения являются информационные и коммуникационные технологии; эффективность обучения во многом будет зависеть от наличия и качества используемых технологий и уровня владения педагогами и обучающимися средствами ИКТ; для осуществления электронного обучения необходимы различные базы данных, в том числе учебных, методических и информационных материалов, а также обучающихся и педагогов и др.

Эффективность ДО зависит от четырех факторов: эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием; используемых при этом педагогических технологий; эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки; эффективности обратной связи. Эффективность дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Характеристики присущие эффективному ДО дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию; четкую постановку задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов; ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения – интерактивность. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а так же давать возможность группового обучения; обратная связь должна быть оперативной, пооперационной, так и отсроченной в виде внешней оценки; важнейший элемент любого курса – мотивация, которую необходимо поддерживать; структура курса дистанционного обучения должна быть модульной, чтобы обучаемый имел возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, мог бы выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению руководящего педагога, в зависимости от уровня обученности.

В мировой практике ДО для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии: предоставление учебников и другого печатного материала; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации; видеопленки; трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям; кабельное телевидение; голосовая почта; двусторонние видеоконференции; односторонняя видео трансляция с обратной связью по телефону.

Виды дистанционных технологий 1.Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов. 2.ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащихся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов. 3. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно- методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся. Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные.

активизирующие коммуникативную и познавательную деятельность обучающихся, направленные на самостоятельное и совместное групповое решение учебных задач. Тщательно следует продумать траекторию изучения учебного материала учениками при обязательном общении между учителем и учениками в форме консультаций, обсуждений и т.п., как минимум, в режиме отложенного времени. При выборе методики преподавания с применением ДОТ и ЭО следует обратить внимание на методы:

Методики обучения Методика синхронного обучения Методика асинхронного обучения Методика смешанного обучения общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения активное взаимодействие преподавателя и учащегося; большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя (тьютора). больше ответственности за про- хождение обучения возлагается на учащегося: самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование темпа обучения Преподаватель (тьютор) - консультант он-лайн уроки (в режиме реального времени) оффлайн уроки (в режиме отложенного времени) элементы и он- лайн, и офф-лайн уроков

Он-лайн урок Эффективен если Возможности учеников Возможности учителя сопровождение учащихся во время урока педагогом из числа сотрудников малокомплектной школы; наличие необходимого компьютерного оборудования у учеников и учителя базовой школы; наличие доступа в Интернет со скоростью, обеспечивающую качественную устойчивую связь между учителем и учениками; наличие и достаточно высокое качество учебных и информационных материалов, используемых учителем; психологическая готовность и мотивированность обучающихся и педагогов. видят педагога на экране во время всего урока, при этом качество изображения достаточно для адекватного учебным задачам восприятия и понимания информации; имеют доступ к учебным материалам, который использует учитель непосредственно на уроке; могут выполнять задание учителя в режиме реального времени с предоставлением учителю результатов выполнения заданий; могут выполнять задания учителя в режиме надписей или пометок на доске (либо на интерактивной доске, либо на графическом планшете). видит учеников на экране, при этом качество изображения достаточно для педагогического взаимодействия (понимания состояния учеников, их реакции на материал и т.п.);

Офф-лайн урок Эффективен если наличие учебных, методических и информационных материалов в рамках учебного дистанционного курса, разработанного педагогом и доступного учащимся; наличие в учебном курсе необходимого содержания и средств контроля уровня компетентности учащихся в освоении этого содержания; сопровождение учащихся педагогом с помощью средств коммуникации в реальном или отложенном времени (сообщения электронной почты, форума, чата и т.п.), включая вопросы-ответы, рассылка материалов, сетевые консультации; наличие доступа у учеников и учителя к необходимому компьютерному оборудованию и электронным образовательным ресурсам, в том числе для самостоятельной работы в школе или дома; наличие доступа в Интернет со скоростью, достаточной для обмена сообщениями, возможности просмотреть или скачать учебные материалы; психологическая готовность и мотивированность обучающихся и педагогов, особенно в режиме отложенного времени, когда ученик вынужден работать самостоятельно.

Смешанный тип урока Смешанный тип 1 (он- и офф-лайн уроки) Смешанный тип 2 (офф-лайн и очный урок) Смешанный тип урока в дистанционном обучении предполагает использование средств коммуникации в режиме как реального, так и отложенного времени. Например, ученики выполняют домашнее задание или тест в дистанционном учебном курсе в режиме офф-лайн, а опрос по домашнему заданию или изучение нового материала происходит в режиме реального времени. Такой тип урока может применяться, например, при проведении промежуточного контроля: ученики выполняют тест, который учитель разработал и разместил в дистанционном учебном курсе. Непосредственно на уроке можно провести разбор типичных ошибок, допущенных учащимися. Например, при введении нового материала педагог на уроке представляет обучающимся материал, в дистанционном курсе размещает презентацию, ссылки на дополнительные источники информации, а также задания для учащихся, которые дети выполняют в ходе самостоятельной работы вне урока.

Средства обучения Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.); Сетевые учебно-методические пособия; Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; Аудио учебно-информационные материалы; Видео учебно-информационные материалы; Лабораторные дистанционные практикумы; Тренажеры с удаленным доступом; Базы данных и знаний с удаленным доступом; Электронные библиотеки с удаленным доступом; Средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС); Средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС); Средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);

Программные и технические средства дистанционного обучения Деятельность участников образовательного процесса Оборудование и программное обеспечение Создание и обработка информации, работа с электронными информационными и образовательными ресурсами Персональные компьютеры, интерактивные доски или приставки, графические планшеты, документ-камеры, фото- и видео- камеры Передача информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников Подключение к сети Интернет по выделенному высокоскоростному каналу (оптимальная скорость зависит от количества одновременных подключений и выполняемых операций на удалённом сервере) Осуществление коммуникации и учебной деятельности в режиме реального времени Веб-камеры, проводные и беспроводные гарнитуры, спикерфоны, акустические системы, дисплеи с высоким разрешением, Программное обеспечение для видеоконференцсвязи

Программные и технические средства дистанционного обучения Деятельность участников образовательного процесса Оборудование и программное обеспечение Осуществление коммуникации в режиме отложенного времени Программное обеспечение, в том числе веб-сервисы (электронная почта, форум и т.п.) Создание, хранение, а также обеспечение удалённого доступа к учебным и дидактическим материалам Системы управления обучением для создания учебных материалов, проведения занятий и контроля, фиксации результатов обучения (например, система Moodle) Фиксация успеваемости и посещаемости обучающихся, содержания обучения и домашнего задания Электронный журнал, например, dnevnik.ru

Среды организации обучения система управления обучением, Например, Мооdle включает – авторизированный доступ пользователей в систему; – средства коммуникации, в том числе личные сообщения и форумы; – базы данных преподавателей, обучающихся, информационных и учебных материалов; – средства размещения информационных и учебных материалов; – электронные журналы успеваемости обучающихся; – средства совместной проектной деятельности обучающихся, например, сервис Wiki (вики), портфолио проектов; – средства контроля выполнения заданий обучающимися, в том числе тестирование. Dnevnik.ru видеоконференцсвязь, например, систему TrueConf, Conferendo, Skype и т.п; сервисы социальных сетей, Сайт (блог) школы или учителя