Практическое занятие 2 Экологические факторы Популяции Шеховцова Наталья Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практическое занятие 2 Популяции. Темы для самостоятельного изучения Эволюция биосферы [5] Учение о ноосфере [3]
Advertisements

Практическое занятие 3 Экосистемы. Популяции.. Вопрос 1 Что такое трофические цепи? Что такое трофический уровень? Что такое трофические сети?
2. Общая экология 2.1. Организм и среда. Цель лекции Изучить особенности воздействия факторов среды на организм.
Основы экологии Презентация выполнена учителем биологии МАОУ СОШ 1 Ждановой И.Г. учителем биологии МАОУ СОШ 1 Ждановой И.Г.
ПРАКТИКА 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ Ларионова Екатерина Владимировна, доцент каф. ЭБЖ.
Структура и динамика популяций. Понятие о популяции Термин «популяция» был впервые введен в 1903 г. датским ученым Иогансеном. Популяция – это совокупность.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды Экология 9 класс 4 урок.
Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций.
Термин «популяция» происходит от латинского слова populus (народ) и в дословном переводе означает «население». Впервые этот термин использовал В. Иогансен.
Вид - совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, способных к скрещиванию.
Тема: Экология. Экологические факторы Задачи: Дать определение и сформировать знания об основных задачах, стоящих перед экологией. Сформировать понятие.
Популяция План Функция популяции как системы Функция популяции как системы Структура популяции Структура популяции Популяционные характеристики Популяционные.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОПУЛЯЦИИ - [от гр. demos - народ и grapho - пишу] – описание полового и возрастного состава популяций.
Основные экологические характеристики популяции Демографические показателиДемографические показатели Демографические характеристики Обилие Плотность популяции.
Урок 3 Учитель высшей категории МОУ лицей имени В.Г. Сизова Г. Мончегорска Мурманской области Скрутелева И.А.
Классификация жизненных форм растений Деревья Кустарники Кустарнички Полукустарнички Лианы Суккуленты Травяные растения Фанерофиты Хамефиты Гемикриптофиты.
1. Определите, к каким факторам среды (абиотическим (А), биотическим (Б) или антропогенным (АН)) можно отнести: А. Хищничество Б. Вырубка лесов В. Влажность.
Экология Вторушина Анна Николаевна Практическое занятие1 Экология. Организм и среда.
Критерии оценок : 10 – «5», 9-8 – «4», 7-6 – «3»
Основы экологии Тема: Введение в экологию. Экологические факторы. Сообщества. Экосистемы.
Транксрипт:

Практическое занятие 2 Экологические факторы Популяции Шеховцова Наталья Сергеевна

Задание 1. Классифицировать экологические факторы Температура Отношения доминирования в стаде Влажность Строительство коммуникаций Химический состав воды Радиация Волны Контакты между членами семьи Отношения полов Давление Паразитизм Вырубка лесов Ветер Осушение болот Хищничество Магнитное поле Промысел рыб Сооружение свалок Загрязнение химическими отходами почвы Свет Размножение

Задание 2. Найти правильное соответствие ситуации и биотического фактора Ситуация Биотический фактор Заяц и лиса На ели поселился гриб- трутовик Ели затемняют в лесу светолюбивые травянистые растения Белка и лось Ели в одном лесу борются за свет Под елью растут грибы маслята Репейник на теле собаки

Задание 3. Температурный фактор является одним из наиболее значимых в природе. На рисунке 1 изображен график зависимости численности колорадского жука от температуры окружающей среды. Укажите: А) температуру, оптимальную для данного вида; Б) пределы устойчивости, толерантности вида; В) температуру, ограничивающую жизнедеятельность вида; Г) диапазон температур для зон угнетения.

Изменение функции отклика (выживаемости) вида в зависимости от изменения фактора (по В.М. Басову, М., 2009) Проанализируйте графики, представленные на рис Какой из видов (1) или (2) находится в оптимальных условиях обитания в каж-дом случае (А и Б)?

Функция отклика (выживаемости) двух разных организмов в зависимости от температуры (по В.М. Басову, М., 2009) Изучите варианты влияния температурного фактора на разные виды организмов. Определите, у какого из организмов толерантность к данному фактору больше?

Вопрос 1. Приведите примеры стенобионтных и эврибионтных организмов. Вопрос 2. В каких экосистемах будет больше стенобионтов, в тех, которых уровень сменности климатических условий высокий или в тех, в которых климат меняется незначительно? Ответ обоснуйте. Вопрос 3. Как выдумаете какие организмы могут служить биоиндикаторами загрязнения окружающей среды и почему?

Возрастная структура популяции Быстрорастущая, развивающаяся популяция Стабильная популяция Деградирующая, сокращающаяся популяция Предрепродуктивная (молодые особи) Репродуктивная (взрослые особи) Пострепродуктивная (старые особи)

На рисунке приведены результаты эксперимента по изучению выживаемости личиночной стадии (головастиков) остромордой лягушки по одиночке и в группах с разным уровнем популяции до момента метаморфоза – превращения в молодых лягушат. Определите оптимальную плотность головастиков. Задание 5. Тема: «Эффект группы» Выживаемость головастиков остромордой лягушки при различных уровнях плотности населения (по Северцову, 1999): 1 – «одиночки» с плотностью 1 ос./0,6 л.; 2 – группа с плотностью 3 ос./0,6 л.; 3 – группа с плотностью 1 ос./0,13 л.

Задание 6. Тема: Возрастная структура популяции» В одном из степных заповедников на площади 250 га насчитывалось 370 особей сурков, распределенных по возрасту следующим образом: новорожденных – 118, годовалых – 49, двухлетних – 50, трехлетних- 54, четырехлетних – 52, пятилетних – 25, остальные старше. Спустя два года на участке было 488 особей и среди них новорожденных – 82, годовалых – 40, двухгодовалых – 58, трехлетних – 42, четырехлетних – 55, пятилетних – 49, остальные – старше. Половая зрелость у сурков наступает в 3-х летнем возрасте, размножаются сурки до 6 лет. Начертите возрастную пирамиду популяции, определите ее структуру. Изменилась ли возрастная структура популяции? Какова смертность молодых особей за этот период?

Задание 8. Тема: «Выживаемость особей в популяции» В табл. 1 приведены данные о выживании усоногого ракообразного Balanus glandula. На основании этих данных постройте кривую выживания этого вида. Таблица 1. Выживаемость Balanus glandula в зависимости от возраста (по: Грин, Стаут, Тейлор, 1990) Возраст, годы Число живых особей Какой тип кривой? В каком возрасте выживаемость данного вида максимальна ?

Плотность популяции синицы составляет 280 особей. За период размножения (у синицы 1 раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,7 детеныша. В популяции равное число самок и самцов. Смертность синицы постоянна, в среднем за год погибает 24% особей. Определите, как будет меняться плотность популяции синицы в течение 5 лет. Данные представить в виде таблицы. Годы жизни Плотность (численность) Рождаемость Смертность

Задание 7. Тема: «Прирост популяции» Емкость среды (К) для популяции обыкновенной белки составляет 5000 особей. Принять, что численность выводков – 3 детеныша, при этом размножаются 50 % особей, соотношение самок и самцов 1:1. Смертность популяции за год (d) составляет при N < 1250 d = 5 %, при 1250 N < 2500 d = 25 %, при 2500 N < 3750 d = 50 %, при 3750 N < 5000 d = 75 %. при N =5000 d = 85 %. Определить абсолютный и удельный (на 1 особь) прирост популяции при ее численности (N): а) 1000 особей; б) 2000 особей; в) 3000 особей; г) 4000 особей; д)5000 особей. При достижении какой численности популяции прирост «перекрывается» смертностью

Экспоненциальная кривая роста численности Кривые роста численности популяции Экспоненциальный рост численности N t – численность популяции в момент времени t, N 0 – численность популяции в начальный момент времени t 0, е – основание натурального логарифма, r – показатель, характеризующий темп размножения особей в данной популяции

Кривые роста численности популяции Крах популяции N время К

Логистическая кривая роста численности Кривые роста численности популяции Логистический рост численности K- биологическая емкость среды

Время, ч Фактическая биомасса дрожжей 234, Задание 8. В таблице приведены данные об изменении численности дрожжей Постройте график зависимости численности популяции от времени, определите тип кривой роста. Найдите уравнение, описывающее экспериментальную зависимость.

варианта Наименовани е растения Годы Ель Пихта Осина Сосна В соответствии с данными построить график зависимости численности популяции от времени, построить график в логарифмических координатах, определить r. Для каких популяций константа скорости больше и что это означает? Задание 9