СОЧИНЕНИЕ ПОДГОТОВКА. Формулировка темы уже содержит проблему - проблемный вопрос «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский), «У любви.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек и природа в прозе русских писателей XIX-XX веков Мартынова Елена, 11 «А» класс, школа 369 Москва, 2008 год.
Advertisements

Щербакова Е. В., МАОУ СОШ 2 г. Реж. Подготовка обучающихся к выпускному сочинению.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
Воспитание словом Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Гребенькова Н. И. МАОУ «Куровская.
А РГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ. В АША ПОЗИЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА В ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Таким образом, автор стремится донести до читателя.
Есть несколько гипотез объясняющих происхождение человека: «Божественная» -человека сотворил Бог-сначала Адама, после Еву(из ребра Адама). Биологическая-эту.
Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Люби и охраняй природу Выполнила работу учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 г. Десногорска Луценко Л. Н.
Merelenko-su.uCoz.ru. Е. Богат «Высокая нота» Текст: Е. Богат «Высокая нота»
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
«Потерянное поколение» в романе Э.М.Ремарка « Три товарища» Бунина Т.А. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 18 города Белгорода.
Как жить в мире людей? Выполняла ученица 4 «А» Класса Алиева Ламан.
Учимся понимать исходный текст 1 Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. Менандр.
«Второй день» «Здравствуйте» «О главном…». Григорий Харин.
ПИСЬМО ВЕТЕРАНУ. ПИСЬМО ВЕТЕРАНУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ОТ ПУГАЧЁВА СЕМЁНА 4 А КЛАСС. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГОЙ МНЕ ЧЕЛОВЕК! ПУСТЬ Я ВАС НЕ ЗНАЮ, НО.
Как написать сжатое изложение. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. (первое предложение записываем.
Сквозь "зеркало жизни" Я вижу судьбу. Я вижу жизнь всех, Но не вижу свою. Что значит все это? Где жизнь здесь моя? У "зеркала жизни" Спросил тотчас я.
Транксрипт:

СОЧИНЕНИЕ ПОДГОТОВКА

Формулировка темы уже содержит проблему - проблемный вопрос «Жизнь скучна без нравствненой цели…» (Ф. М. Достоевский), «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский), «Страданиями и горем определнео нам добывать крупицы мудрости…» (Н. В. Гоголь), «Тот самый пустой человек, кто наполнне собою» (М. Ю. Лермонтов). «Настоящее зло… всегда на костылях добродетели» (М. М. Пришвин) «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Основная мысль (идея) сочиннеия Что нужно писать в сочиннеии? Основная мысль сочиннеия (тезис) - это та главная мысль, которой подчиннеы все остальные положнеия, составляющие объём темы и которую будем раскрывать, доказывать, аргумнетировать в своём сочиннеии. Тема-предмет: кто (что) является кем (чем) и почему? Пример: В теме «Лирический герой стихотворнеий М.Ю. Лермонтова» герой лирики поэта склонне к самоанализу, ощущает свою исключительность и одиночество. Тема-признак: кто (что) имеет такие признаки и почему? Пример: «Отцы и дети в жизни и в литературе»: проблема отцов и детей, которая заключается в противоречии между потребностью молодых быть независимыми и желанием взрослых предостеречь их от ошибок, - это вечный вопрос. Дети должны уважительно относиться к жизнненому опыту старших, а отцы - цнеить попытки детей стать самостоятельными. В этом единствненый путь разрешнеия проблемы. Тема-сужднеие: Пример: «Быть человеком - это чувствовать свою ответствненость» (А.де Снет-Экзюпери): чувство ответствнености отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответствненость за свои дела, человек может преобразовывать себя и мир.

Алгоритм работы с темой

1. Читаю формулировку темы. Нахожу в ней общее понятие. Пробую сформулировать определнеие этого понятия. (это и есть проблемный пункт) 1. Что мешает гармоничным отношнеиям между человеком и природой? ( Что такое гармоничные отношнеия? Что есть гармония? ) 2. Всегда ли человек и природа живут по единым, общим законам? (Что значит единые общие законы?) 3.«Уединнеие нужно искать в больших городах» (Р. Декарт) (Что такое уединнеие?)

2. Пробую сформулировать вопрос к каждому слову в теме, соотнося с предыдущим рассужднеием над термином, понятием, явлнеием (проблемным пунктом). 1. Что мешает гармоничным отношнеиям между человеком и природой? 2. Всегда ли человек и природа живут по единым, общим законам? 3.«Уединнеие нужно искать в больших городах» (Р. Декарт) См. следующий слайд: Технология разбора темы (на примере 3 темы)

Технология разбора темы «Уединнеие нужно искать в больших городах» (Р. Декарт) Задаём вопросы к каждому слову темы: Что такое уединнеие? Уединнеие –это сознательно выбранное одиночество, отшельничество, затворничество. Почему уединнеие необходимо человеку? Оно необходимо ему для того, чтобы осмыслить свою жизнь и отношнеия с окружающими. Почему его надо искать? Уединнеие помогает отдохнуть от постоянного общнеия и взаимодействия с другими людьми. Почему уединнеие (одиночество) можно найти в больших городах? Жизнь в малнеьких селнеиях заставляет людей объединяться, она не даёт человеку испытать одиночество. Большие же города разобщают людей, делают их одинокими.

3. Формулирую исходный тезис – это основная мысль, замысел моего сочиннеия !!! Темы Исходные тезисы «Уединнеие нужно искать в больших городах» (Р. Декарт) Уединнеие, одиночество иногда бывает просто необходимо человеку, и, как это ни парадоксально, имнено большие города с присущей им разобщненостью людей дают эту возможность. Что мешает гармоничным отношнеиям между человеком и природой? Чаще всего имнено человек становится «разрушителем» гармонии отношнеий с природой. Он пользуется её благами, без них он жить не может (воздух, вода, ресурсы). Но человек – потребитель, который часто забывает о нормах и разрушает гармонию. Человек должне любить природу, помогать ей, иначе неизбежны серьёзные экологические проблемы.

4. Пишу ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ – развёрнутое изложнеие логически выстроненой цепочки рассужднеий на поставлненую тему, основанных на системе аргумнетов, доказательств главной мысли, подкреплённых фактическим материалом. Выстраиваю цепочку своих рассужднеий в развёрнутом ПЛАНЕ (составляю план «для себя»): 1)Что значит гармоничные отношнеия? Когда гармония нарушается? 2)Природа «нужна» человеку как источник хорошей жизни (мы используем её для благ, для создания материальных цненостей, без которых жить не можем…) 3)Всегда ли человек соблюдает разумные пределы в использовании природы? 4)Может ли природа ответить человеку? Как? Когда? (Природа – живое существо, которое может отомстить за причинённую боль…) 5)Как сохранить гармоничные отношнеия (Человек должне понимать зависимость от природы, сохранять её, разумно использовать её богатства…) Что мешает гармоничным отношнеиям между человеком и природой? 5. Только теперь пишу ВСТУПЛЕНИЕ. Помню, что оно должно «подводить к моей теме». Использую исходный тезис. Самое главное вступлнеие не должно быть шаблонным! Пишу САМ на основе прочитанных «клише».

6. Какие литературные произведнеия буду использовать для подтвержднеия своих мыслей? Вставляю их в развёрнутый ПЛАН: 1)Что значит гармоничные отношнеия? Когда гармония нарушается? 2)Природа «нужна» человеку как источник хорошей жизни (мы используем её для благ, для создания материальных цненостей, без которых жить не можем…) – В. Распутин «Прощание с Матёрой» ( ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплнеы… ) 3)Всегда ли человек соблюдает разумные пределы в использовании природы? Продолжаю анализировать «Прощание с Матёрой» 4)Может ли природа ответить человеку? Как? Когда? (Природа – живое существо, которое может отомстить за причинённую боль…) Чингиз Айтматова "Плаха« (конфликт человека и волков, Акбара выше человека; животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования) 5)Как сохранить гармоничные отношнеия (Человек должне понимать зависимость от природы, сохранять её, разумно использовать её богатства…)

7. Пишу заключнеие ЗАКЛЮЧЕНИЕ – необходимо подвести итог основной части, сделать выводы, связав круг рассмотрненых вами вопросов. 1)Читаю написанную работу. Записываю свои главные мысли на отдельном черновике (на полях карандашом напротив соответствующего абзаца). Пробую их переформулировать, используя другие слова и придерживаясь логической последовательности. Речевые клише для заключнеия: Таким образом, на основании вышеизложненого можно сделать вывод… Подводя итог, хочется сказать… Обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключнеие я должна(не) сказать, что … В качестве вывода к своему рассужднеию мне хочется привести цитату …, которая, на мой взгляд, очнеь точно и ёмко характеризует рассматриваемую проблему: …

8. Подбираю эпиграф к моему сочиннеию (необязательно!) Эпиграф – цитата, помещаемая во главе сочиннеия или его части с целью указать его дух, его смысл, отношнеие к нему автора и т.п. Примеры тем и эпиграфов см. в след. слайдах. 9. Пишу черновик сочиннеия, соблюдая МОЙ ПЛАН.

Вопросы, заданные человечеству войной (темы) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни...» (Л.Н. Толстой) Значнеие войны для государства и человека… Художествненое произведнеие о войне: есть ли место вымыслу? Почему война является страшнейшим преступлнеием против человечности? Что влияет на нравствненый выбор человека в условиях войны? Есть ли на войне место любви? Что позволяет человеку остаться человеком в страшных условиях войны? Совместимы ли понятия «жнещина» и «война»? Почему мы победили? Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма? Почему нельзя забывать о прошедшей войне? 13

Вопросы, заданные человечеству войной (эпиграф)...Последствиями войны всегда будут всеобщее бедствие и всеобщее развращнеие... (Л.Н. Толстой) Война варварство, когда нападают на мирного соседа, но это освящненый долг, когда защищают родину. (Г. Мопассан) Я знаю, что война сплошное зверство и что на войне люди, ни в чем не повинные друг перед другом, истребляют друг друга, будучи насильно поставлнеы в состояние самообороны. (М. Горький) Выиграна война, но не мир. (А. Эйнштейн) Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни. Один красноармеец сказал: бой есть жизнь на большой скорости. Это верно. Жизнь на большой скорости означает, что формируется великое множество людей, причем складываются и такие характеры, которые не могли сложиться прежде и которые, возможно, никогда более не повторятся в качестве подобия в другом человеке. Служба литературы, как служба вечной славы и вечной памяти всех мертвых и всех живых, увеличивается этим обстоятельством в своем значнеии и делается еще более незамнеимой ничем. (А. Платонов) К войне как к крайнему средству прибегают лишь государства-банкроты. Война последний козырь проигравшегося и отчаявшегося игрока, отвратительная спекуляция мошнеников и аферистов... (Р. Ролан) Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством. (Дж. Кненеди)

Человек и природа (темы) Может ли природа быть источник вдохновнеия и переживаний человека? Может ли природа преобразить душу и сознание человека? Радость, которую дарит природа. Что мешает гармоничным отношнеиям между человеком и природой? Всегда ли человек и природа живут по единым, общим законам? Почему природа способна спасти человеческую душу от зла? Чем вы объясните то, что при характеристике отношнеия человека к животным иногда используют такие эпитеты, как «гуманный», «антигуманный»? Какими смыслами вы бы наполнили словосочетание «любовь к природе»? 15

Человек и природа (эпиграф) Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собствненое уничтожнеие те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. (Ф. Жолио-Кюри) Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать ее с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы. (В.И. Вернадский) Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. (В. Бианки) Весь огромный мир кругом мнея, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире (В. Бианки) Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. (Д.С. Лихачев)

Спор поколнеий (темы) Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса… «Неуважнеие к предкам есть первый признак безнравствнености» (А.С. Пушкин). «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий). «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровненость между родителями и детьми»(Р. Роллан). Что такое настоящая благодарность? Семья - это мой дом 17

Спор поколнеий (эпиграф) Новое поколнеие… Оно ведь каждый раз новое в двадцатых свое, в шестидесятых свое, и сейчас, в девяностых тоже свое. Но неужели в шестидесятых или тридцатых люди думали иначе, чем сейчас? Неужели тогда они ратовали за иное? Все течет, ничто не мнеяется! Все мы всегда боролись за одно, искали одного, мечтали о том же. Молодежь снова и снова ищет свободы, каждый раз думая, что делает это в первый раз. И мы не можем сказать, почему бороться стоит, почему мы решаем тратить себя без остатка, сгореть, любить, бунтовать и возрождаться из пепла. Мы, новое поколнеие, понявшие, что все боги умерли, все войны отгремели, всякая вера подорвана. (Ф.С.К. Фицджеральд ) Каждое поколнеие посмеивается над своими отцами, смеется, смеется над дедушками и восхищается прадедами. (У.С. Моэм) Наши родители, с трудом сдерживая слезы, смотрят, как мы разносим по кирпичикам всё то, что было им так дорого. С ужасом и благоговнеием они замирают у окон комнат, в которых мы появились на свет, смотря на то, что мы вытворяем на улице. «Как же жаль, – думают они, как жаль, что из всех возможных путей они выбрали путь разрушнеия». (С. Минаев)

Чем люди живы (темы) Виртуальный мир интернета - прогресс или совремненая "обломовщина«? Мыслю – следовательно, существую? Быть или казаться? Есть ли место творчеству и фантазии в науке? Добро должно быть с кулаками? У каждого своя правда: относительность критериев справедливости… Возможна ли абсолютная свобода в обществе? 19

Чем люди живы (темы + эпиграф) 1. «Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу…» (А.С. Пушкин). Л. Толстой. «Война и мир»; И.С. Шмелев. «Лето Господне»; В. Распутин. «Прощание с Матерой», Б. Васильев. "А зори здесь тихие..." 2. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой). Л.Н. Толстой. «Война и мир», «Анна Карнеина»; А.Н. Гончаров. «Обломов»; В.П. Астафьев «Последний поклон»… 3. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…»(Ф.М. Достоевский). Ф.М. Достоевский. «Преступлнеие и наказание»; А.Н. Гончаров. «Обломов»; Л. Толстой «Война и мир»; И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи», А. Куприн «Гранатовый браслет»… 4. «Настоящие друзья как звёзды на небе. Даже когда их не видно, ты точно знаешь, что они где-то здесь». (А.де С.Экзюпери). А.Н. Гончаров. «Обломов»; Л. Толстой. «Война и мир»; А.деС.Экзюпери «Малнеький принц». 5. «Кто умеет в будни быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек» (Э. Асадов). Л.Н. Толстой «Война и мир»; А. Солжнеицын. «Матрнеин двор», «Один днеь Ивана Днеисовича»… 6. «Совесть – самая мягкая подушка». Ф.М. Достоевский. «Преступлнеие и наказание»; М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»; В. Шукшин «Калина красная»; К.Г. Паустовский «Телеграмма». 7. «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий). Л.Н. Толстой. «Война и мир»; Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»; Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка».

Чем люди живы (темы + эпиграф) 8. «Просто нужно очнеь верить этим синим маякам…» (Б. Окуджава). А. Грин «Алые паруса», В.Г. Королнеко. «Огоньки»…) 9. «Пойми язык живой природы - и скажешь ты: прекрасне мир…» (И.С. Никитин). Ю. Яковлев «Разбужненый соловьями»; Б. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей»; О.Гнери «Последний лист»… 10. «Кто под добрым станет древом, доброй оснеится снеью…» (М. Сервантес де Сааведра). А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»; Л.Н. Толстой. «Война и мир»; Ф.М. Достоевский. «Преступлнеие и наказание»; А.И. Солжнеицын «Матрнеин двор». 11. «Пахнет время памятью моей…» (В. Кузнецов). А. Ахматова. «Реквием», А.Т. Твардовский «По праву памяти»; В. Распутин. «Прощание с Матерой»; Ч. Айтматов» «Буранный полустанок», «И дольше века длится днеь»)… 12. «Ради чего стоить жить, или Герои отечествненой и мировой литературы в поисках смысла жизни». А.С. Пушкин «Евгнеий Онегин»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времнеи», М. Горький «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Р. Бах «Чайка по имнеи Джонатан Ливингстон»…

Чем люди живы? (эпиграф) Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это, бесконечное совершнествование себя и мира - и дано ей. (Л.Н. Толстой) Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. (К.Г. Паустовский) Нужно постоянно быть в состоянии влюблнености во что-нибудь. В моем случае в книги, в писательство. (Р. Брэдбери) Мы обнаружили, что приобретнеие вещей и их потреблнеие не удовлетворяет нашей потребности в смысле... Накоплнеие материальных вещей не может заполнить пустоту жизни тех, у кого нет увернености и цели. (Д. Картер) Один человек пишет роман. Один человек пишет симфонию. Крайне важно, что один человек сделает фильм. (С. Кубрик) Если я и хочу куда-то отправиться, то это место точно находится не на Земле, а в космосе. Если бы я был кем-то вроде Билла Гейтса, я бы арнедовал космический корабль. Это обошлось бы в каких-то пару сотне миллионов долларов. (С. Хокинг)

Спасибо за внимание!