Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах. § 37 с. 228 – 233./Чудинов А.В., ГладышеваА.В. История 11 класс. § 16 с. 160 – 169./Загладин Н.В. и др. История Отечества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Духовная жизнь 20-х годов XX века». План урока 1.Борьба с неграмотностью. 2. Положение научной интеллигенции в СССР. 3.Партийная линия в области художественной.
Advertisements

Духовная жизнь советского общества в 20-е годы 1. Образование в первые годы советской власти 2. Отношение интеллигенции к новой власти 3.«Сменовеховство»
1.Борьба с неграмотностью. 2.Власть и интеллигенция. 3.Партия и духовная жизнь. 4.Государство и церковь. 5.«Новое искусство». План урока.
Скульптура и Архитектура в СССР в 30 -е годы. В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом.
Советская культура 20-е годы: достижения и потери 9 класс Учитель истории: МБОУ СОШ 37 Световая К. А.
Духовная жизнь страны в 1920-е гг. Тест 9 класс. история.
Выполнила: ученица 9 класса Коробицына Татьяна Проверил: учитель истории Макерова М.А.
Тема урока? Вопрос 1: Действие одного из сюжетов юмористической телепередачи "Шесть кадров" происходит вскоре после Октябрьской революции. Ленин приглашает.
Развитие советской культуры в е годы 11 класс. История.
«Искусство должно служить народу и революции…» А. В. Луначарский, нарком просвещения.
Духовная жизнь СССР в 20-е гг. Бочкарёва Т.Н., учитель истории МАОУ «Лицей 62»
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20- Е ГОДЫ. 1. Борьба с неграмотностью. 2. Власть и интеллигенция. 3. Партийный контроль. 4.» Сменовеховство ». 5. Большевики и церковь.
Выполнила: учитель истории МОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Искусство начала 19 века Россия на протяжении XIX и начала XX века – переживала значительные исторические события, вносившие перемены в социальную структуру.
Церковь в Советской России. Церковь в е гг. Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (1918г.) Обострение отношений церкви.
Взгляды большевиков на национально- государственное устройство С одной сторонысчитали, что Россия должна быть единой и нераздельной республикой с твердой.
Советская культура 20-е годы: достижения и потери 9 класс Учитель истории: МБОУ СОШ 37 Световая К. А.
Лушина В.Д., учитель истории Гимназии 14 г. Улан-Удэ.
Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Тема: Духовная жизнь в 20-е годы. Автор: учитель истории и обществознания МКОУ «Романовская СОШ» Шмаков В.В.
Транксрипт:

Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах. § 37 с. 228 – 233./Чудинов А.В., ГладышеваА.В. История 11 класс. § 16 с. 160 – 169./Загладин Н.В. и др. История Отечества 11 класс.

Курсы Ликбеза. Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью. 1. Борьба с неграмотностью

В 1918 г. было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – – М., Борьба с неграмотностью

Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки и т.д. Радаков А. Плакат Борьба с неграмотностью

Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – – М., 1974 При поступлении в ВУЗы преимуществом пользовалась беднота. 1. Борьба с неграмотностью

Б.Иогансон. Рабфак идет! Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в ВУЗах при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. 1. Борьба с неграмотностью

Рабфаковцы К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ). 1. Борьба с неграмотностью

В 1919 г. совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном, или русском языке, для этого по всей стране были созданы специальные школы. Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – – М., Борьба с неграмотностью

Плакат А. Радакова 1920 В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. 1. Борьба с неграмотностью

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий. Бубнов Андрей Сергеевич 1. Борьба с неграмотностью

Академик И.Павлов В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей. 2. Власть и интеллигенция

И.Д. Шадр. А.М. Горький г. М Горький уехал в Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и др. - во Францию. Часть деятелей культуры осталась в стране но ушла в глухую оппозицию (А.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин и др.). В тоже время В.Маяковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров- Водкин и др. восприняли идеи революции.

2. Власть и интеллигенция Александр Блок

К. Циолковский Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что работать надо на благо Родины и поэтому не разделяли идеологию большевиков. 2. Власть и интеллигенция

Зелинский Николай Дмитриевич В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др. Мичурин Иван Владимирович Вернадский Владимир Иванович 3. Партия и духовная жизнь

Сообщение о разоблачении петроградской организации После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гумилев, М.Тихвинский и др. деятели науки и культуры. 3. Партия и духовная жизнь

Николай Бердяев В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых - Н. Бердяева, С. Булгакова, А. Кизеветтера, П.Сорокина и др. 3. Партия и духовная жизнь

Сорокин Питирим 3. Партия и духовная жизнь

Нестеров М. Мыслитель (Иван Ильин) Иван Ильин

Сергей Николаевич Булгаков ( ) Сергей Николаевич Булгаков ( ) один из отцов русского религиозно- культурного ренессанса начала XX века. Он отличался ярко выраженной ортодоксальной религиозностью. В 1918 году он принял сан и стал вторым крупным русским философом-священником; первым был отец Павел Флоренский, под большим влиянием которого он находился. 3. Партия и духовная жизнь

Они вместе изображены на картине Михаила Нестерова «Философы». Сергей Николаевич Булгаков ( )

Сикорский И.И. В эмиграции работали ученые с мировыми именами: микробиолог С.Н. Виноградский, геолог Н.И. Андрусов, почвовед В.К. Агафонов, химики В.Н. Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И. Сикорский, один из создателей телевидения В.К. Зворыкин, историк Н.П. Кондаков и др. 3. Партия и духовная жизнь

Партийная цензура. В 1922 г. был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 г. создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 г. в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась -началась идеологизация художественного творчества. 3. Партия и духовная жизнь

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах Борьба с религией была вызвана атеистическими воззрениями партийных лидеров и стремлением убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 г. школа была отделена от церкви, а церковь - от государства. 4. Государство и церковь

Карикатура М. Черемных Промысел божий 4. Государство и церковь

Патриарх Тихон Началось закрытие храмов и монастырей и конфискация их имущества. В к г. Ленин восстановил патриаршество, но патриарх Тихон занял антисоветскую позицию, что обострило отношения церкви и государства. 4. Государство и церковь

Взрыв Храма Христа Спасителя В 1922 г. - имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 г. в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон посажен в тюрьму. В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Петр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки. 4. Государство и церковь

С.Эйзенштейн, И. Пырьев, М. Штраух, Э. Гарин. В 20 - е г. в начала складываться «пролетарская культура». Пролеткульт охватил ок человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г. возникает Театр рабочей молодежи (С.Эйзенштейн, И. Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин). В 1925 г. - создается Российская ассоциация пролетарских писателей. Ей передали ряд цензорских функций. 5. «Новое искусство»

В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная новь». Редактором с 1921 – 1927 гг. был Александр Константинович Воронский. Александр Константинович Воронский 5. «Новое искусство»

Шолохов М. Тихий Дон. Роман- газета 7, 1929 г. Михаил Шолохов Появилась плеяда талантливых писателей: М.Шолохов, 5. «Новое искусство»

Сцена из спектакля «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Малый театр К.Тренев, В. Иванов, Н. Тихонов, М. Шагинян, В.А. Каверин, Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов, А.А. Фадеев, И.Бабель и др. 5. «Новое искусство»

И. Бабель, 1921 год. И. Бабель 5. «Новое искусство»

В. Катаев и Ю. Олеша е годы. Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в манифесте объединения Серапионовы братья провозглашалась независимость художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако творчество Серапионов, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации. 5. «Новое искусство»

Да Здравствует Первое Мая Дени Виктор Николаевич В живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени, Д. Моор)

Тов. Ленин ОЧИЩАЕТ землю от нечисти Дени, Черемных МООР Д.С. Плакат «Новое искусство»

В обстановке послевоенной разрухи голод, поразивший 35 губерний, самые хлебные районы страны, создал новую угрозу завоеваниям революции. Советская власть использует все средства, чтобы помочь пострадавшим районам: правительство мобилизует трудящихся, идет на такие меры, как изъятие церковных ценностей с целью приобретения необходимых продуктов и т. д. Плакат Моора был настоящим оружием в этой огромной кампании по спасению людей.

Ты записался добровольцем? Плакат Один из самых популярных плакатов художника, властно призывавший встать на защиту завоеваний Республики. Создан в конце июня 1920 г., за одну ночь. В это время контрреволюция сжимала Советскую Россию с двух сторон: Врангель, занявший почти всю Северную Таврию, шел на Донбасс, а с запада наступали войска панской Польши.

В течение всего периода гражданской войны неоднократно объявлялись военные мобилизации с целью укрепления действующих фронтов. Агитационно-призывные плакаты советских художников были не дополнением к мобилизационно- вербовочной кампании, а ее действенным звеном. Ты записался добровольцем? Плакат. 1920

Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работает над военной тематикой, А.Герасимов, И. Бродский - уделяли внимание «будням великих строек». И. Д. Шостакович, В. Маяковский, В. Мейерхольд работают над пьесой «Клоп». 5. «Новое искусство»

И. Д. Шадр. «Булыжник оружие пролетариата» И. Шадр, А.Матвеев творили в жанре революционной романтики.

М. Греков. Конармейская тачанка Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работает над военной тематикой, 5. «Новое искусство»

М. Греков. Отбитый у деникинцев английский танк. 1924

А.М. Герасимов зачастую писал «вождя Октябрьской революции и мирового пролетариата» с открытым ртом. Художник полагал, что портрет станет более эффектным, если его модель будет что-то провозглашать. Известно, что на историческом Пленуме Моссовета в 1922 г. было заявлено: «Из России нэповской будет Россия социалистическая». Выступление В.И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года

И. Бродский. Расстрел 26 бакинских комиссаров Действие происходит в Закавказье. Из 27 пойманных бакинских "коммисаров" по приговору военно-полевого суда под председательством казачьего генерала Мартынова, 26 были расстреляны, а один за помощь контрразведке был отпущен.

Владимир Татлин В 1920 г. Владимир Татлин создал свой знаменитый проект «Памятник III Интернационалу», в котором воплотились новые идеи синтеза символических и утилитарных форм. 5. «Новое искусство»

На спираль высотой 400 метров нанизывались помещения в виде простейших геометрических форм из стекла куб, пирамида и цилиндр, которые вращались с различной скоростью. Куб (для проведения интернациональных съездов) должен был оборачиваться вокруг своей оси раз в год, пирамида (для исполнительных целей) раз в месяц, и цилиндр (информационный центр) раз в день.

5. «Новое искусство» Сегодня мы назвали бы это нереализованное целиком произведение кинетической пространственной инсталляцией, в которой большая роль отводилась светодизайну. Дело в том, что по замыслу Татлина, на сооружении должны были располагаться прожектора, которые проецировали бы на облака световые тексты лозунгов.

В первые годы советской власти В.И. Мухина пыталась принять участие в коммунистической монументальной пропаганде: она создавала проекты памятников, наполненных символикой, романтически приподнятых и пронизанных бурным движением. Ни один из них не был реализован. Лучшим ее творением этого времени стало «Пламя революции». Мухина, Вера Игнатьевна Пламя революции

Исполинская скульптура создавалась для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Замысел двух устремленных вверх фигур, призванных олицетворять победу социализма в СССР, принадлежал архитектору Борису Иофану, автору парижского павильона. Монумент должен был увенчать поднимающееся ступенями здание и логически завершить его общую композицию. Мухина, Вера Игнатьевна Рабочий и колхозница гг..

В.И. Мухина создавала символ страны, олицетворение тех социалистических идеалов, в которые она, человек искренний и цельный, свято верила. Мухина, Вера Игнатьевна Рабочий и колхозница гг..