Максимова Татьяна, ученица 9б класса МБОУ «Ишлейская СОШ» Научный руководитель: Степанова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа ученицы 10 класса Коноваловой Анны Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г.
Advertisements

ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЗЫ А.С. ПУШКИНА ) Автор: Миронова Ольга, ученица 9 «А» класса ГБОУ СОШ 3 г. Новокуйбышевска.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Работа над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему ГИА-2013 Мастер-класс Подготовила учитель русского языка высшей категории Голомидова Маргарита.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Односоставные предложения в лирических повестях В.А.Солоухина «Капля росы» и «Владимирские просёлки» Автор: Кремнёв Михаил Научный руководитель: Будникова.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Слова-паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа Выполнила Чернова Екатерина ученица 9 класса Лебяженской СОШ. Лебяженской СОШ. Руководитель.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
I. Тезис: содержит ответ на вопрос: «Как я понимаю высказывание Степанова?» II. Доказательство: нужно построить на анализе одного лексического и одного.
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ СИНТАКСИС. СОДЕРЖАНИЕ Водные слова 1 Вставные конструкции 2.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Лексико – грамматические разряды фразеологизмов Авторы: Мартынова Татьяна, Киреева Ксения, учащиеся 9 класса МОУ СОШ МОУ СОШ с. Кипцы с. Кипцы.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Транксрипт:

Максимова Татьяна, ученица 9 б класса МБОУ «Ишлейская СОШ» Научный руководитель: Степанова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Ишлейская СОШ»

рассмотреть подходы к вопросу о модальных словах в работах русских лингвистов и выявить в повести Н.В.Гоголя «Шинель» лексико-семантические особенности и функционально- стилистический потенциал модальных слов.

изучить подходы к вопросу о модальных словах в работах языковедов; методом выборки определить состав модальных слов в повести Гоголя «Шинель»; произвести анализ выбранных модальных слов и классифицировать их по семантическому признаку; выявить закономерности употребления и частотность модальных слов в повести Гоголя «Шинель».

теоретический анализ и синтез; индукция; количественная и качественная обработки данных; сравнение; классификация; обобщение.

Особое положение модальных слов среди других лексико- грамматических разрядов слов было давно замечено русскими лингвистами. Ещё М.В. Ломоносов (1753) выделил особую группу наречий со значением "уверения". И.И. Давыдов (1854) отметил наречия с модальным значением. Коснулись этой темы Н.Н. Греч (1827), А.Х. Востоков (1831), Ф.И. Буслаев (1881), хотя они и не выделяли эти слова в отдельную часть речи, а рассматривали их чаще всего в составе наречий или частиц.

В.В.Виноградов в своём грамматическом учении о слове и частях речи как основных лексико- грамматических разрядах слов устанавливает четыре основных типа: 1) слова-названия или части речи; 2) частицы речи или служебные слова; 3) модальные слова; 4) междометия. «Модальные слова несомненно заслуживают внимания исследователя…как лексический эквивалент грамматических выражений модальности (наклонений, полувспомогательных модальных глаголов)» (В.М. Жирмунский) «Модальные слова – это особая лексико- грамматическая категория, выражающая точку зрения говорящего на отношение речи к действительности» (Г.Я.Солганик)

«Модальные слова – лексико- грамматический разряд слов, при помощи которых говорящий оценивает своё высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения их отношения к объективной действительности». [Розенталь Д.Э. и др. Словарь лингвистических терминов ] Большой вклад в изучение модальных слов внёс известный учёный А.Я. Баудер. Части речи он называет структурно- семантическими классами и к субъективно- релятивному классу относит модальные слова.

1 группа 2 группа 3 группа Модальные слова категорической достоверности: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Модальные слова проблемной достоверности: вероятно, возможно, видимо, видно, по-видимому, кажется, наверное, должно быть, может быть, по всей вероятности и др. Модально - логические акцента ты: впрочем, словом, в самом деле, по крайней мере, в сущности, по существу, значит, пожалуй, предположим, допустим и т.д.

Модальные слова 1 группы: достоверности, уверенности, убеждённости. Всего предложений 17. Точно - в 6 предложениях; конечно и как известно -в 4 предложениях; разумеется – 2 раза, правда – 1 раз. Например: «Петрович, точно, после субботы сильно косил глазом». «Разумеется, когда бывал в трезвом состоянии». «Об этом портном, конечно, не следовало бы говорить». «Потом, правда, приходила жена, плачась, что муж-де был пьян и потому дешёво взялся; но гривенник, бывало, один прибавишь, и дело в шляпе». «И, как известно, присутствует неотлучно на всех чёрных лестницах». С помощью этих модальных слов автор: 1)раскрывает своё отношение к героям произведения; 2)они позволяют выразить ироническое отношение автора к своим героям, а также действующих лиц друг к другу; 3) говорящий выражает стремление повлиять на собеседника, убедить его в правоте своего мнения.

Таких примеров всего 36. Употребляются модальные слова: видно – 7 раз; кажется и мне кажется – 6 раз; казалось - в 7 предложениях; по 5 раз используются модальные слова может быть и право; по 2 раза используются модальные слова вероятно и говорят, по 1 разу – стало быть и верно. «Ну, уж я вижу, - сказала старуха,- что, видно, его такая судьба». «Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан - исправника, не помню какого-то города…» «Оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое…» «Может быть, читателю оно покажется несколько странным…» «Но табак, верно, был такого рода, которого не мог вынести даже и мертвец». «…он теперь того…жена, видно, как-нибудь поколотила его». Особенности употребления данных модальных слов: 1) многократное повторение этих слов даёт автору возможность подчеркнуть проблематичность, недостоверность передаваемого им сообщения; 2) неполнота сведений позволяет ему занять позицию комментатора своего текста; 3) также позволяют говорящему дать психологическую мотивировку поступка действующего лица, оценить его внутреннее состояние. 4) С их введением автор как бы обнаруживает нестандартность своего восприятия и использует при описании явлений с явным преувеличением.

Таких предложений мы определили 27. Чаще всего используется слово впрочем – в 10 предложениях. В 6 предложениях – словом, в 5 – по крайней мере, также использованы слова напротив, стало быть, в самом деле и т.д. Примеры таких предложений: «Хотя, впрочем, говорят, что он очень здоров». «В самом деле, она имела какое-то странное устройство». «То, нечего делать, подавайте нам и Петровича сюда». «Акакий Акакиевич смекнул это и хотел было уже, как говорится, на попятный двор, но уж дело было начато». «Один кто-то, движимый состраданием, решился, по крайней мере, помочь». Модальные слова этой группы отражают стремление говорящего найти логические связи между признаками и свойствами, объяснить те или иные явления, также позволяют автору наблюдать явления как бы со стороны наравне с воспринимающим текст читателем.

номинативной функции не выполняют; членами предложения не являются; основная синтаксическая функция – функция вводного слова; не изменяются, базой словообразовательного процесса не являются; некоторые модальные слова могут составлять отдельное высказывание.

Вопрос о модальных словах является спорным потому, что полному переходу в модальные слова подверглась очень малая группа слов, основная же часть – функциональные омонимы. По мнению многих учёных, модальные слова – это особый структурно-семантический тип слов. 2. В повести Гоголя «Шинель» нами выявлено следующие семантические группы модальных слов: модальные слова проблемной достоверности, категорической достоверности и модально-логические акцента ты. 3. В тексте данного произведения модальные слова встречаются повсеместно. Из 3 групп модальных слов чаще употребляются слова проблемной достоверности, так как возможностей у них больше и с их помощью можно выразить самые разные чувства. Чаще всего употребляются модальные слова: впрочем – 10 раз; казалось и видно – по 7 раз; точно, кажется и словом – по 6 раз; по 5 раз встречаются слова право, может быть. 4. Модальные слова можно квалифицировать в целом как средство авторизации текста. Используя модальные слова, говорящий (в нашем случае автор произведения) характеризует какое-то явление, событие, личность героя и тем самым раскрывает своё отношение к ним.