УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И.Г. ЗАХАРОВА ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 1
Есть ли противоречие между информатизацией управления и творческой деятельностью? Информационные процессы ОУ Технологическая поддержка Теория и реальность Управление и информатизация Искомое условие 2
Универсальные информационные процессы Задачи : Адаптация и ответ на внешние вызовы Развитие Информационные процессы : Поиск, сбор/распространение, обработка (анализ) информации 3
Специфические информационные процессы Создание, позиционирование, продвижение новых знаний: Содержание и технологии образования, управление – для повышения качества образования в ОУ. Новые научные и образовательные продукты и услуги – для внешней среды. Плюсы информатизации для научного творчества - информация и коммуникации. Есть ли минусы? 4
Технологическая поддержка Портальные технологии дают стандартные решения всех задач ( кроме создания новых знаний ): общедоступный информационный портал; корпоративный предметно-ориентированный портал для профессиональной деятельности; торговый портал; система управления (создание, хранение, доставка) цифровым образовательным контентом. 5
Теория Реальность Оптимизация поиска решения образовательных и управленческих задач. Развитие образовательной среды (обучающиеся, саморазвитие, ресурсы). Получение, использование, распространение новых научных результатов, образовательных продуктов и услуг. Принятие решений на основе неполной и/или недостоверной информации. Неустойчивость образовательной среды (стандарты, ресурсы). Локализация новых инициативных результатов, слабая внутренняя востребованность результатов внешних проектов. 6
Управление и информатизация в теории Управление ОУ и образованием в целом – иерархически организованная система управления. Среди всех сложных систем только иерархии имеют потенциал к устойчивому развитию*. 7 Если на всех уровнях управления информационные процессы направлены на получение оптимальных решений, информатизация дает идеальные результаты. * Герберт Саймон
Управление и информатизация в реальности При принятии решений работает принцип удовлетворенности, а не оптимальности*. Делается то, что удобно, а не то, что надо. Вероятность достижения конечной цели ? Больше ступеней в иерархии + меньше стоимость информации больше информационных потоков хаотичнее принимаемые решения, дальше поставленные цели. 8 * Герберт Саймон
Необходимое условие для нерегламентируемой деятельности – устойчивость системы Необходимое условие для творчества – устойчивость положения педагога. Необходимое условие устойчивости в условиях информатизации – регламентированность информационных процессов. Регламентированность вертикальных информационных потоков - условие совместности информатизации управления образованием и творчества педагогов. Нужны стандарты, строго регламентирующие необходимые вертикальные информационные потоки. 9
Использованные иллюстрации: Students-Events-School.htm informational-content-decision-making-content