Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках русского языка и литературы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории; почетный работник общего образования РФ ; стаж работы – 29 лет; победитель конкурса «Лучшие.
Advertisements

Гайдина Любовь Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ Муниципальное бюджетное образовательное.
Методическое объединение учителей начальных классов 2011 – 2012 учебный год г. Югорск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Современные педагогические технологии в аспекте системно – деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы.
Государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Суханова Елена Викторовна учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории Тема самообразования: «Переход на новый федеральный образовательный.
Савчук Людмила Павловна - учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение.
Методическое объединение учителей начальных классов г. Алзамай, уч.г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления 1» Проект «Наш любимый детский сад» г. Ачинск. 2011г.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению.
Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя русского языка и литературы Резниковой Любови Александровны.
Создание школьного информационного пространства МОУ СОШ 184 «Новая школа» г.Екатеринбург, ул. Крауля 75а Директор Кузнецова Н. Б. + 7 (343)
КРУЖОК «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРИРОДЫ» Учитель: Смирнова Татьяна Геннадьевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»» Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Авторская программа по краеведению «С чего начинается Родина?!.»
Учителя МОКУ СОШ 2 г. Лузы Кировской области. Дата рождения10 мая 1964 года Место рожденияРоссия, Кировская область, город Луза ОбразованиеВысшее Коми.
КАПИКЯН ГРИГОРИЙ ЦОЛАКОВИЧ учитель начальных классов МБОУ ООШ 22 с. Мессажай Педагогическое кредо: « Главное вера в ребенка, уважение его личности, стремление.
Портфолио учителя начальных классов МБОУ-СОШ 45 им. Блынского г. Орла Лазаревой А.Н.
Транксрипт:

Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках русского языка и литературы» Автор: Пудикова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ5» г. Нижневартовска ХМАО-ЮГРЫ

Визитная карточка Стаж работы -29 лет -Стаж работы в МБОУ «СОШ5» – 28 лет. Награды: Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования, 2006 год. Образование – высшее, Тобольский государственный педагогический институт, 1979

Актуальность проекта Актуальность проекта обусловлена: возрастающими требованиями к уровню овладения знаниями и коммуникацией учащимися современной средней общеобразовательной школы; повышенным интересом к поиску эффективных средств обучения и к развитию межкультурной коммуникации; отсутствием конкретных пособий для внедрения регионального компонента конкретно в нашем регионе. Актуальность проекта для города и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений. Актуальность проекта для МБОУ «СОШ5» состоит в том, что он реализуется в рамках «Программы развития школы», «Программы воспитательной работы школы».

Инновационность Инновационность данного опыта заключается в формировании у школьников не только знаний, но и компетенций, способствующих их адаптации в окружающем социуме. Новизна заключается в том, что он реализуется через авторский образовательный модуль по применению на уроках краеведческого материала.

Цель проекта: создание условий для реализации краеведческого материала на уроках русского языка и литературы как средства развития коммуникативных компетенций.

Задачи проекта: изучить и проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной теме; разработать образовательный модуль по применению краеведческого материала на уроках русского языка и литературы; сформировать банк исследовательских и проектных работ учащихся; разработать авторскую программу дополнительного образования «Мой край – Югра!»; обобщить результаты мониторинга.

Гипотеза процесс развития и формирования коммуникативных компетенций будет эффективен, если при организации учебной деятельности будет использован краеведческий материал.

Продукт педагогического проекта Информационный блок Методический блок Исполнительский блок Контролирующий блок 1. Доклад «Изучение краеведческого материала на уроках литературы» 2. Статья «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы» 1. Брошюра «Методические материалы для учителей литературы». 2. Педагогический проект. 3. Программа дополнительного образования «Мой край- Югра» 1. Сборник «Творчество народов Севера». 2. Сценарии уроков с использованием краеведческого материала. 1. Банк исследовательских и проектных работ учащихся. 2. Анкеты и тесты по изучаемым темам.

Продукт педагогического проекта Сборник «Творчество народов Севера»

Цели и задачи литературного краеведения: воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа; развивать культуру чтения школьников; развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства; способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся; формировать навыки исследовательской деятельности; развивать речевую культуру школьников; учить понимать и чувствовать образный язык произведений родного края; формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание.

Класс Раздел программы Вид деятельности Краеведческий материал 5 класс Из мифологии. Конкурс рисунков, выразительное чтение и пересказ легенды или мифа. Легенды и мифы народов Севера, ханты и манси. 6 класс Из устного народного творчества. Исследовательская работа. Творческий проект «Книжки-малышки «Загадки народов Севера». Проектная работа. Легенды, мифы, предания народов ханты и манси. Загадки, пословицы и поговорки народов Севера. 7 класс Из устного народного творчества. Исследовательская работа. Творческий проект «С восхищением о Югре!». Проектная работа. Встреча со сказителями народов ханты - манси. Экскурсия в краеведческий музей. Легенды, мифы, предания народов ханты и манси. Загадки, пословицы и поговорки народов Севера. 8 класс Поэзия 19 века Конкурс стихов. Презентация. Исследовательская работа. Связь жизни и творчества русских писателей с округом, областью. 9 класс Древнерусская литература. Региональный компонент. Родная природа в произведениях писателей 20 века. Устный журнал. Исследовательская работа «Становление литературы ХМАО-Югры». «Поэзия Нижневартовска». Встреча с поэтами и писателями города Нижневартовска с В. Акимовым, Еленой Слипченко. Древняя литература народов ханты и манси. Поэты города Нижневартовска, Сургута: Куваева Н.Л., Н. Смирнов, В.А.Мазин, В.И. Малышева, С. И. Майорова, Альбина Кузьмина. 10 класс Жизнь и творчество Достоевского. Исследовательские и проектные работы. Творческий проект «Литературные места ХМАО – Югры» или «Памятники писателям и поэтам в городах ХМАО - Югры». Достоевский и город Омск. Тобольск и поэты – декабристы. Связь жизни и творчества русских писателей с округом, областью. 11 класс Новейшая современная поэзия и проза. Конкурс чтецов. Устный журнал «Творчества Маргариты Анисимковой» Маргарита Анисимкова «Порушенная невеста».

Краеведческая тематика на уроках вызывает коммуникативную активность в результате следующих факторов: учащиеся знают, о чём говорят; учащиеся говорят о том, что им дорого. Поэтому при выборе краеведческого материала учитываются: реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идет речь; заинтересованность учащихся в данном материале; неполнота информации о данном материале; привязанность данного материала к программной теме; социализирующая ценность данного материала; тесный контакт с родителями учащихся в выполнении заданий.

Дидактический материал 1. Составление небольших устных и письменных рассказов о своей семье, дедушках и бабушках, нашем городе, округе, области («Я и моя семья», «О чем поведала старая фотография», «Улица, на которой я живу», «Имя моего города».) Эти задания ребята выполняли охотно, привлекая своих родителей, дедушек и бабушек, старожилов города. 2. Разработка исследовательских работ и социальных проектов на основе краеведческого материала. 3. Составление текстов по различным темам русского языка на основе краеведческого материала. 4. Работа с текстами (анализ) писателей ХМАО-Югры.

Мероприятия, проводимые в рамках предметных недель: «ХМАО – центр культуры северных народов», «Экология и человек», «На службе здоровья человека Севера»: «Русский Север - сокровищница народной культуры» (устный журнал); «Памятники истории и культуры родного края» (заочная экскурсия); «Лирика нижневартовских поэтов (литературный альманах); КВН между командами родителей и учащихся «Моя малая родина»; «В краю оленьих троп. Быт, традиции» (библиотечный урок).

Формы использования краеведческого материала на уроках русского языка: Словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру ХМАО-Югры, но и языковой материал: топонимику местности, фольклор народов, проживающих в ХМАО- Югре, отрывки из произведений местных поэтов и писателей. 2. Исследовательские работы по топонимике: название городов, сел, поселки, улиц, озер и рек. 3. На уроках развития речи даю ребятам задание: написать сочинение- миниатюру на тему «Мой любимый уголок города» или «Улица, на которой я живу».

Исследовательские и проектные работы: «Честь и достоинство в менталитете русского народа на примерах истории и литературы». «Сказки и загадки. Отражение в них жизни русского народа и народов Севера» «Топонимика рек и озер ХМАО- Югры». «Экскурсия по ХМАО- Югре» «Литературные места моего города»

Ресурсы Кадровые: Для разработки и внедрения проекта: имею высшее образование, окончила Тобольский государственный педагогический институт, 1979 г, по специальности «Учитель русского языка и литературы». Прошла следующие курсы повышения квалификации: 1.«Проектирование и реализация системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы», 72 учебных часа, г. Ханты- Мансийск, АУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ «Институт развития образования», 2011 год. Удостоверение Материально- технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям. Программно- методические ресурсы: рабочие учебные программы образовательной области «Русский язык» и «Литература» на основе государственных образовательных стандартов, авторская программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов «Мой край - Югра». Цифровые образовательные ресурсы: Интернет ресурсы, презентации. Государственная библиотека Югры. Раздел ГБ Югры. Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система» г.Нижневартовск

План реализации проекта Мероприятия Сроки выполнения Ответственные 1 Изучение теоретического материала по выбранной теме учебный год Пудикова Л.В. 2 Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах. В годы реализации проекта Пудикова Л.В. 3 Изучение опыта коллег по формированию коммуникативных компетенций через использование краеведческого материала. Внедрение в личную педагогическую практику приемов и методов новых технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта учебный год Пудикова Л.В. 4 Разработка уроков, дидактического материала с краеведческим материалом учебный год Пудикова Л.В. 5. Анкетирование учащихся и их родителей. Цель: выявить актуальность, востребованность программы. ноябрь, 2010Пудикова Л.В.

Результативность

Воспроизводимость педагогического проекта На портале «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru имею мини - сайт учителя Пудиковой Л.В. В 2011 году выступила на школьном методическом объединении докладом по теме «Изучение краеведческого материала на уроках литературы» и презентовала брошюру «Творчество народов Севера». Руководила пунктом проведения ЕГЭ в г. Нижневартовске. Работала в составе жюри межрегионального конкурса исследовательских работ «Открытие мира» в 2013 году. В 2012 году выступила с докладом на Всероссийской научно- практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-ЮГРЫ, НГГУ» от 26 марта 2012 года, г. Нижневартовск с докладом «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных компетенций». Принимала участие с детьми в работе III Окружной научной конференции «Новое поколение и Общество знаний» 1 ноября 2013 года, г. Сургут.

Перспективы дальнейшего развития проекта В перспективе создание брошюры по обобщению опыта использования краеведческого литературного материала. Разработка занятий по русскому языку с использованием краеведческого материала. Создание сайта для публикации методической копилки и работы с учениками по формированию их ключевых компетенций.