Управление надзора за соблюдением законодательства в области образования и контроля качества образования Министерства образования Московской области Механизмы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Advertisements

Дырышева Ирина Геннадьевна главный государственный инспектор Службы по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области 28 августа 2013 года.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Разработка ОПОП НПО по профессии Заместитель директора ГБУКК «Научно-методический центр довузовского профессионального образования» Котенко Ирина Юрьевна.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Комплексный план мероприятий взаимодействия ДОгМ с Департаментом культуры города Москвы Порядок проведения государственной итоговой аттестации проведения.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Транксрипт:

Управление надзора за соблюдением законодательства в области образования и контроля качества образования Министерства образования Московской области Механизмы подготовки и оформления ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС Сметанина Т.В., заведующий отдела качества профессионального образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательных программ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ФГККО) Предметом плановых выездных проверок является соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС. При осуществлении ФГККО проводятся следующие мероприятия: 1. Анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность ОО, средств обеспечения образовательного процесса; 2. Анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности; 3. Экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ; 4. Анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников. Предметом плановых выездных проверок является соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС. При осуществлении ФГККО проводятся следующие мероприятия: 1. Анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность ОО, средств обеспечения образовательного процесса; 2. Анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности; 3. Экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ; 4. Анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников.

Образовательный процесс – фокус, в котором «сходятся»: планируемые результаты содержание образования система оценивания условия образовательного процесса планируемые результаты содержание образования система оценивания условия образовательного процесса

ФГККПО Мероприятия ФГККОТребования ФГОС к Оценка соответствия содержания и структуры основной образовательной программы требованиям ФГОС Структуре основной образовательной программе и ее объему Оценка соответствия условий реализации основной образовательной программы требованиям ФГОС Условиям реализации основных образовательных программ (в том числе: кадровым, материально- техническим и иным условиям) Оценка соответствия качества освоения обучающимися основной образовательной программы Результатам освоения основных образовательных программ

По результатам плановых выездных проверок ( годы) выявлено следующее соотношение количества, выявленных нарушений, в части: оценки соответствия структуры и содержания ОПОП требованиям ФГОС - 46,2 %; оценки соответствия условий реализации ОПОП требованиям ФГОС – 52, 2 %; оценки качества освоения обучающимися ОПОП- 1,49 %.

Управление надзора за соблюдением законодательства в области образования и контроля качества образования ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОПОП ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Образовательные программы определяют содержание образования Содержание профессионального образования должно обеспечивать получение квалификации. К основным профессиональным образовательным программам относятся образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена Ст. 12 ФЗ от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Содержание профессионального образования должно обеспечивать получение квалификации. К основным профессиональным образовательным программам относятся образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена Ст. 12 ФЗ от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Структура ОПОП Основная профессиональная образовательная программа представляет собой совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий, фонд оценочных средств. п.12 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от ) Основная профессиональная образовательная программа представляет собой совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий, фонд оценочных средств. п.12 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от )

Общие требования к ОПОП ОПОП разрабатывается по каждой специальности, профессии; ОПОП самостоятельно разрабатываются и утверждаются ОО; ОПОП разрабатываются в соответствии с ФГОС; ОПОП разрабатываются с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ; ОПОП разрабатывается с учетом потребностей регионального рынка труда; ОПОП разрабатывается ОО совместно с заинтересованными работодателями; ОПОП реализуется ОО как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации; ОО обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, экономики, технологий в рамках ФГОС ОПОП разрабатывается по каждой специальности, профессии; ОПОП самостоятельно разрабатываются и утверждаются ОО; ОПОП разрабатываются в соответствии с ФГОС; ОПОП разрабатываются с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ; ОПОП разрабатывается с учетом потребностей регионального рынка труда; ОПОП разрабатывается ОО совместно с заинтересованными работодателями; ОПОП реализуется ОО как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации; ОО обязана ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, экономики, технологий в рамках ФГОС

Требования ФГОС к структуре ОПОП Циклы: по специальности - ОГСЭ, ЕН, П по профессии – ОПД, П Разделы: учебная практика производственная практика промежуточная аттестация государственная (итоговая) аттестация Требования к структуре ОПОП – временной аспект - объем времени максимальной и обязательной учебной нагрузки представлен во ФГОС: в целом по обязательной части цикла ОПОП по циклам дисциплин в целом по вариативной части цикла ОПОП в целом по циклам ОПОП в целом по учебной и производственной практике по промежуточной аттестации по ГИА Важно: указанные в ФГОС объемы времени являются минимальными в части циклов и обязательной части ОПОП по физической культуре выполнять требования обязательной и максимальной нагрузки Циклы: по специальности - ОГСЭ, ЕН, П по профессии – ОПД, П Разделы: учебная практика производственная практика промежуточная аттестация государственная (итоговая) аттестация Требования к структуре ОПОП – временной аспект - объем времени максимальной и обязательной учебной нагрузки представлен во ФГОС: в целом по обязательной части цикла ОПОП по циклам дисциплин в целом по вариативной части цикла ОПОП в целом по циклам ОПОП в целом по учебной и производственной практике по промежуточной аттестации по ГИА Важно: указанные в ФГОС объемы времени являются минимальными в части циклов и обязательной части ОПОП по физической культуре выполнять требования обязательной и максимальной нагрузки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (РП) учебной дисциплины, профессионального модуля Нормативный документ Разрабатывается по всем дисциплинам указанным в ФГОС Разрабатывается на срок действия учебного плана При отсутствии РП проведение учебного занятия не допускается

Структура РП учебной дисциплины, профессионального модуля Титульный лист Паспорт РП Результаты освоения Структура и содержание Условия реализации Контроль и оценка результатов освоения

Титульный лист рабочей программы учебной дисциплины (модуля) (РП) Наименование образовательной организации Наименование учебной дисциплины (модуля) Год разработки Указание по принадлежности РП специальности, профессии проект РП должен быть рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, после одобрения и занесения соответствующей записи в протокол заседания комиссии РП утверждается заместителем директора по учебной(учебно-методической) работе; РП профессионального модуля согласуется с работодателем; на оборотной стороне титульного листа указывается, на основании каких документов разработана программа, содержатся сведения об авторе и рецензенте; обновление РП отражается в протоколе заседания предметной (цикловой)комиссии проект РП должен быть рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, после одобрения и занесения соответствующей записи в протокол заседания комиссии РП утверждается заместителем директора по учебной(учебно-методической) работе; РП профессионального модуля согласуется с работодателем; на оборотной стороне титульного листа указывается, на основании каких документов разработана программа, содержатся сведения об авторе и рецензенте; обновление РП отражается в протоколе заседания предметной (цикловой)комиссии

Паспорт РП учебной дисциплины, профессионального модуля Структура паспорта: 1. Область применения программы; 2. Цели и задачи УД и ПМ ( требования к результатам освоения); 3. Использование часов вариативной части ОПОП; 4. Рекомендуемое количество часов на освоение РП. Важно: область применения РП определяется ПК в рамках освоения основного вида профессиональной деятельности; должны быть раскрыты возможности использования вариативной части ОПОП, обоснована необходимость включения их в РП Структура паспорта: 1. Область применения программы; 2. Цели и задачи УД и ПМ ( требования к результатам освоения); 3. Использование часов вариативной части ОПОП; 4. Рекомендуемое количество часов на освоение РП. Важно: область применения РП определяется ПК в рамках освоения основного вида профессиональной деятельности; должны быть раскрыты возможности использования вариативной части ОПОП, обоснована необходимость включения их в РП

Результаты освоения учебной дисциплины, профессионального модуля Отражают совокупность, осваиваемых обучающимися: компетенций, умений и знаний Важно: четко сформировать требования к результатам освоения: компетенциям, приобретенному практическому опыту, знаниям и умениям; нельзя изменять ПК и ОК, указанные в ФГОС; в примерных программах учебных дисциплин отсутствуют компетенции, ОО самостоятельно вводит их в РП ориентируясь на ФГОС Отражают совокупность, осваиваемых обучающимися: компетенций, умений и знаний Важно: четко сформировать требования к результатам освоения: компетенциям, приобретенному практическому опыту, знаниям и умениям; нельзя изменять ПК и ОК, указанные в ФГОС; в примерных программах учебных дисциплин отсутствуют компетенции, ОО самостоятельно вводит их в РП ориентируясь на ФГОС

Структура и содержание РП учебной дисциплины, профессионального модуля Важно: материал УД, ПМ должен соответствовать требованиям ФГОС; содержание УД, ПМ должно быть направлено на формирование ОК и ПК; опираться на содержание примерных программ УД, ПМ; содержание УД, ПМ необходимо построить таким образом, чтобы темы, лабораторные работы и практические занятия были ориентированы на ПК, на их формирование; темы УД не должны дублировать содержание тем ПМ; темы лабораторных работ и практических занятий должны определять какое умение они формируют; обозначения, единицы измерения должны отвечать требованиям ФГОС. Важно: материал УД, ПМ должен соответствовать требованиям ФГОС; содержание УД, ПМ должно быть направлено на формирование ОК и ПК; опираться на содержание примерных программ УД, ПМ; содержание УД, ПМ необходимо построить таким образом, чтобы темы, лабораторные работы и практические занятия были ориентированы на ПК, на их формирование; темы УД не должны дублировать содержание тем ПМ; темы лабораторных работ и практических занятий должны определять какое умение они формируют; обозначения, единицы измерения должны отвечать требованиям ФГОС.

Условия реализации РП учебных дисциплин, профессиональных модулей Включают требования к: 1.материально-техническому обеспечению; 2. информационному обеспечению обучения; 3. кадровому обеспечению Важно: указание наименования специализированной аудитории; указание реально используемого оборудования; перечень средств обучения должен включать имеющиеся в ОО тренажеры, модели, макеты, технические средства, компьютерное и мультимедийное оборудование; основная учебная литература должна быть издана за последние 5 лет; при составлении перечня основной литературы учитывается наличие результатов экспертизы учебного издания в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России; кадровое обеспечение образовательного процесса, характеризует требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение Включают требования к: 1.материально-техническому обеспечению; 2. информационному обеспечению обучения; 3. кадровому обеспечению Важно: указание наименования специализированной аудитории; указание реально используемого оборудования; перечень средств обучения должен включать имеющиеся в ОО тренажеры, модели, макеты, технические средства, компьютерное и мультимедийное оборудование; основная учебная литература должна быть издана за последние 5 лет; при составлении перечня основной литературы учитывается наличие результатов экспертизы учебного издания в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России; кадровое обеспечение образовательного процесса, характеризует требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение

Контроль и оценка результатов освоения УД,ПМ по каждой компетенции раскрываются основные показатели оценки результата; нельзя допускать формального отношения к формулировкам, например, умение -«планировать деятельность организации» - форма контроля и оценки – «практические занятия» (практические занятия это форма обучения) для оценки знаний наиболее распространенными формами контроля являются: опрос, контрольная работа, контрольное тестирование, отчеты по самостоятельной работе, защита рефератов, решение тестовых задач. по каждой компетенции раскрываются основные показатели оценки результата; нельзя допускать формального отношения к формулировкам, например, умение -«планировать деятельность организации» - форма контроля и оценки – «практические занятия» (практические занятия это форма обучения) для оценки знаний наиболее распространенными формами контроля являются: опрос, контрольная работа, контрольное тестирование, отчеты по самостоятельной работе, защита рефератов, решение тестовых задач.

Требования к РП учебной и производственной практике РП должна рассматриваться на заседании предметной (цикловой) комиссии; необходимо согласование работодателя; содержание практики должно соответствовать требованиям ОК и ПК указанных в ФГОС; наличие планируемых результатов практики, согласованных с работодателем; наличие процедуры оценки ОК и ПК; для производственной практики необходима характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику; формы и методы контроля определяет ОО; наличие утвержденных форм отчетности прохождения практики; наличие оценочных материалов по итогам практики. РП должна рассматриваться на заседании предметной (цикловой) комиссии; необходимо согласование работодателя; содержание практики должно соответствовать требованиям ОК и ПК указанных в ФГОС; наличие планируемых результатов практики, согласованных с работодателем; наличие процедуры оценки ОК и ПК; для производственной практики необходима характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику; формы и методы контроля определяет ОО; наличие утвержденных форм отчетности прохождения практики; наличие оценочных материалов по итогам практики.

Важно: не изменять названия УД, ПМ; не изменять объемы времени, отведенные на разделы ОПОП; ОО должно обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся; внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение; в учебный план должны быть включены консультации для обучающихся очной формы получения образования в объеме предусмотренном в ФГОС (100 часов на учебную группу на каждый учебный год); РП учебных дисциплин и профессиональных модулей должна соответствовать установленной структуре. не изменять названия УД, ПМ; не изменять объемы времени, отведенные на разделы ОПОП; ОО должно обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся; внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение; в учебный план должны быть включены консультации для обучающихся очной формы получения образования в объеме предусмотренном в ФГОС (100 часов на учебную группу на каждый учебный год); РП учебных дисциплин и профессиональных модулей должна соответствовать установленной структуре.

Типичные нарушения не соблюдается процедура ежегодного обновления и утверждения РП; содержание РП не соответствует содержанию примерных программ; требования к результатам освоения УД, ПМ не соответствуют ФГОС; в РП не сформированы четкие требования к результатам освоения тем для самостоятельной работы; содержание ОПОП не соответствует требованиям ФГОС в части перечня обязательных УД,ПМ; несоответствие объемов выполнения ОПОП; содержание вариативной части ОПОП не соответствует требованиям, указанным в письмах-запросах работодателей; структура РП не соответствует установленным требованиям; отсутствует методического обеспечения внеаудиторной работы. не соблюдается процедура ежегодного обновления и утверждения РП; содержание РП не соответствует содержанию примерных программ; требования к результатам освоения УД, ПМ не соответствуют ФГОС; в РП не сформированы четкие требования к результатам освоения тем для самостоятельной работы; содержание ОПОП не соответствует требованиям ФГОС в части перечня обязательных УД,ПМ; несоответствие объемов выполнения ОПОП; содержание вариативной части ОПОП не соответствует требованиям, указанным в письмах-запросах работодателей; структура РП не соответствует установленным требованиям; отсутствует методического обеспечения внеаудиторной работы.

Соотношение типичных нарушений в части содержания и структуры ОПОП (в %)

Административные правонарушения реализация не в полном объеме ОПОП в соответствии учебным планом; нарушение нормативных сроков освоения ОПОП; нарушение установленных требований к максимальному объему нагрузки обучающихся; отсутствие разработанных РП учебных дисциплин, профессиональных модулей реализация не в полном объеме ОПОП в соответствии учебным планом; нарушение нормативных сроков освоения ОПОП; нарушение установленных требований к максимальному объему нагрузки обучающихся; отсутствие разработанных РП учебных дисциплин, профессиональных модулей

Управление надзора за соблюдением законодательства в области образования и контроля качества образования ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Оценка соответствия условий реализации ОПОП требованиям ФГОС осуществляется по следующим направлениям: Условия проведения практики Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Кадровое обеспечение образовательного процесса

Условия проведения практики наличие договоров на организацию и проведение практики; наличие соответствия объектов практики профилю подготовки обучающихся; наличие факта закрепления каждого обучающегося за организацией по профилю подготовки; наличие руководителей и наставников; наличие отчетных документов; наличие факта утверждения организацией отчета по практике «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от ) наличие договоров на организацию и проведение практики; наличие соответствия объектов практики профилю подготовки обучающихся; наличие факта закрепления каждого обучающегося за организацией по профилю подготовки; наличие руководителей и наставников; наличие отчетных документов; наличие факта утверждения организацией отчета по практике «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от )

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса наличие учебно-методической документации по каждой УД и ПМ; наличие в библиотечном фонде основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет; наличие 1 печатного или электронного издания по каждому МДК; наличие официальных, справочно-биографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на 100 обучающихся; наличие в библиотечном фонде не менее 4 наименований отечественных журналов; наличие сети Интернет в читальном зале наличие учебно-методической документации по каждой УД и ПМ; наличие в библиотечном фонде основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет; наличие 1 печатного или электронного издания по каждому МДК; наличие официальных, справочно-биографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на 100 обучающихся; наличие в библиотечном фонде не менее 4 наименований отечественных журналов; наличие сети Интернет в читальном зале

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса наименование кабинетов, лабораторий и мастерских должно соответствовать перечню, указанному в ФГОС; материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам; должны быть созданы условия для лабораторных работ и практических занятий; обеспечение рабочим местом каждого обучающегося в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин; наличие лицензионного программного обеспечения наименование кабинетов, лабораторий и мастерских должно соответствовать перечню, указанному в ФГОС; материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам; должны быть созданы условия для лабораторных работ и практических занятий; обеспечение рабочим местом каждого обучающегося в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин; наличие лицензионного программного обеспечения

Кадровое обеспечение образовательного процесса наличие образования и его соответствие профилю преподаваемой УД, ПМ; наличие факта прохождения педагогическими работниками по профильным дисциплинам стажировки; наличие плана стажировок наличие образования и его соответствие профилю преподаваемой УД, ПМ; наличие факта прохождения педагогическими работниками по профильным дисциплинам стажировки; наличие плана стажировок

Типичные нарушения наименования кабинетов, лабораторий, мастерских не соответствует ФГОС; учебно-методическая документация своевременно не обновляется; педагогические работники, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла, своевременно не проходят стажировку; наименования кабинетов, лабораторий, мастерских не соответствует ФГОС; учебно-методическая документация своевременно не обновляется; педагогические работники, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла, своевременно не проходят стажировку;

Административные правонарушения отсутствует материально-техническая база, обеспечивающая проведение лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом ОО; обучающиеся не обеспечены рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин; обучающиеся не обеспечены доступом к базам данным и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей)ОПОП; обучающиеся не обеспечены доступом к сети Интернет во время самостоятельной подготовки отсутствует материально-техническая база, обеспечивающая проведение лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом ОО; обучающиеся не обеспечены рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин; обучающиеся не обеспечены доступом к базам данным и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей)ОПОП; обучающиеся не обеспечены доступом к сети Интернет во время самостоятельной подготовки

Управление надзора за соблюдением законодательства в области образования и контроля качества образования ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОПОП

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОПОП Внешняя система оценки качества Текущий контроль знаний Промежуточная аттестация обучающихся ГИА

При проведении мероприятия по оценке качества освоения ОПОП анализируются следующие материалы и документы: планы работы ОУ, в т.ч. планы внутриучрежденческого контроля, аналитические материалы результаты мониторинга; локальные акты по развитию внутренней системы оценки качества профессионального образования, проведению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также государственной (итоговой) аттестации выпускников; материалы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (ведомости, протоколы, акты, учебные журналы группы, зачетные книжки обучающихся); курсовые работы (проекты) студентов; контрольно-измерительные материалы и фонды оценочных средств при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации; приказы образовательного учреждения (организации) о допуске к промежуточной аттестации; приказы об утверждении председателей государственных аттестационных комиссий, отчеты о результатах работы указанных комиссий; приказы об утверждении состава государственных аттестационных комиссий для каждой специальности; приказы о закреплении тем выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) за студентами, руководителей и консультантов ВКР; программы государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальностям; экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников; приказы образовательного учреждения (организации) о допуске обучающихся к государственной (итоговой) аттестации; книги протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии; выпускные квалификационные работы (дипломные проекты, работы); экзаменационные ведомости результатов государственной (итоговой) аттестации. планы работы ОУ, в т.ч. планы внутриучрежденческого контроля, аналитические материалы результаты мониторинга; локальные акты по развитию внутренней системы оценки качества профессионального образования, проведению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также государственной (итоговой) аттестации выпускников; материалы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (ведомости, протоколы, акты, учебные журналы группы, зачетные книжки обучающихся); курсовые работы (проекты) студентов; контрольно-измерительные материалы и фонды оценочных средств при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации; приказы образовательного учреждения (организации) о допуске к промежуточной аттестации; приказы об утверждении председателей государственных аттестационных комиссий, отчеты о результатах работы указанных комиссий; приказы об утверждении состава государственных аттестационных комиссий для каждой специальности; приказы о закреплении тем выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) за студентами, руководителей и консультантов ВКР; программы государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальностям; экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников; приказы образовательного учреждения (организации) о допуске обучающихся к государственной (итоговой) аттестации; книги протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии; выпускные квалификационные работы (дипломные проекты, работы); экзаменационные ведомости результатов государственной (итоговой) аттестации.

Требования к внутренней и внешней системы оценки качества образования Внутренняя система оценки наличие локальных нормативных актов, регламентирующих порядок проведения контрольно- оценочных мероприятий; наличие плана внутреннего контроля; наличие результатов тестирования и срезов уровня знаний обучающихся Внешняя система оценки наличие отзывов работодателей; информация региональных служб занятости о проценте трудоустройства выпускников; отзывы родителей и общественности о деятельности ОО;

Требования к процедуре текущего контроля успеваемости обучающихся наличие у обучающихся оценок текущего контроля по всем учебным дисциплинам; наличие у обучающихся оценок по лабораторным работам и практическим занятиям; наличие контрольно-измерительных материалов по текущему контролю успеваемости; наличие факта ознакомления обучающихся с формой и процедурой текущего контроля по каждой УД, ПМ наличие у обучающихся оценок текущего контроля по всем учебным дисциплинам; наличие у обучающихся оценок по лабораторным работам и практическим занятиям; наличие контрольно-измерительных материалов по текущему контролю успеваемости; наличие факта ознакомления обучающихся с формой и процедурой текущего контроля по каждой УД, ПМ

Требования к процедуре промежуточной аттестации обучающихся наличие факта привлечения в качестве внешних экспертов работодателей, преподавателей смежных дисциплин; наличие контрольно-измерительных материалов и фондов оценочных средств, согласованных с работодателями; наличие факта ознакомления обучающихся с формой и процедурой промежуточной аттестации по каждой УД, ПМ наличие факта привлечения в качестве внешних экспертов работодателей, преподавателей смежных дисциплин; наличие контрольно-измерительных материалов и фондов оценочных средств, согласованных с работодателями; наличие факта ознакомления обучающихся с формой и процедурой промежуточной аттестации по каждой УД, ПМ

Требования к процедуре государственной итоговой аттестации: тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких ПМ; тематика ВКР должна утверждаться после предварительного положительного заключения работодателей; участие работодателей в организации и защите ВКР; наличие в составе экзаменационных комиссий в качестве внешних экспертов работодателей; наличие допуска к государственной итоговой аттестации. тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких ПМ; тематика ВКР должна утверждаться после предварительного положительного заключения работодателей; участие работодателей в организации и защите ВКР; наличие в составе экзаменационных комиссий в качестве внешних экспертов работодателей; наличие допуска к государственной итоговой аттестации.

Фонд оценочных средств – комплект методических и контрольно- измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенции на разных стадиях обучения обучающихся, на соответствие ФГОС Структура ФОС: программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на срок обучения; модели компетенций и программы оценивания компетенции в соответствии с уровнем оценки и профилем специальности, профессии; совокупность вопросов, тестов, кейсов; методические материалы, определяющие процедуру оценки компетенций на всех этапах проверки; технологии и методические требования результатов оценивания компетенций; набор критериев оценки. ФОС для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ОО самостоятельно. ФОС для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются ОО после предварительного положительного заключения работодателей Структура ФОС: программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на срок обучения; модели компетенций и программы оценивания компетенции в соответствии с уровнем оценки и профилем специальности, профессии; совокупность вопросов, тестов, кейсов; методические материалы, определяющие процедуру оценки компетенций на всех этапах проверки; технологии и методические требования результатов оценивания компетенций; набор критериев оценки. ФОС для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ОО самостоятельно. ФОС для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются ОО после предварительного положительного заключения работодателей

Типичные нарушения: отсутствие анализа контрольных мероприятий по текущему контролю успеваемости; в журналах учебных занятий не выставляются оценки по результатам входного, оперативного и рубежного текущего контроля, по контрольным и лабораторным работам, практическим занятиям; к процедуре текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации не привлекаются внешние эксперты; отсутствуют фонды оценочных средств, к их разработке не привлекаются работодатели; в учебном плане отсутствуют формы текущей и промежуточной аттестации; программа государственной итоговой аттестации не согласована с работодателем; тематика ВКР на соответствует содержанию ПМ; отсутствует факт ознакомления обучающихся с формами, процедурой текущей, промежуточной и итоговой аттестацией в установленные сроки отсутствие анализа контрольных мероприятий по текущему контролю успеваемости; в журналах учебных занятий не выставляются оценки по результатам входного, оперативного и рубежного текущего контроля, по контрольным и лабораторным работам, практическим занятиям; к процедуре текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации не привлекаются внешние эксперты; отсутствуют фонды оценочных средств, к их разработке не привлекаются работодатели; в учебном плане отсутствуют формы текущей и промежуточной аттестации; программа государственной итоговой аттестации не согласована с работодателем; тематика ВКР на соответствует содержанию ПМ; отсутствует факт ознакомления обучающихся с формами, процедурой текущей, промежуточной и итоговой аттестацией в установленные сроки

Административные правонарушения отсутствие программы государственной итоговой аттестации; отсутствие факта ознакомления обучающихся с формами и процедурой аттестации в установленные сроки; отсутствие оценок по лабораторным работам и практическим занятиям, контрольным работам; отсутствие оснований (документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому виду профессиональной деятельности) допуска к государственной итоговой аттестации.

Управление надзора за соблюдением законодательства в области образования и контроля качества образования СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ