« Экономика «развитого социализма» Тема урока: Бочкарёва Т.Н. Учитель истории МАОУ «Лицей 62»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономическая политика Л.И.Брежнева 9 класс. История России.
Advertisements

Экономическая реформа в СССР во второй половине 60-х гг. Учитель истории и обществознания филиала МБОУ «СОШ с. Красавка» в селе Полоцкое Гусева Татьяна.
СССР в гг. XX века Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин.
Политика и экономика: от реформ к «застою» История России 11 класс Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат Учитель Киященко А.А.
1. Экономические дискуссии. 2. Аграрная реформа 1965 г. 3. Реформа промышленности. 4. Наука и техника. 5. Особенности социальной политики. 6. Быт советского.
СССР в первой половине 1980-х гг.: нарастание системного кризиса советского государства.
СССР в 60-80гг. XX века Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин Обобщающий урок по истории России Учитель – Зимин Дмитрий Николаевич, МБОУ СОШ 27.
Аграрная реформа 1965 г. 1. Повышение закупочных цен на сельхозпродукцию. 2. Установление твердого плана гос. закупок на 6 лет. 3. Введение 50% надбавки.
Тема урока: «Кризис «развитого социализма» Задачи урока: Раскрыть изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в е гг., показать,
Советское общество в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Киященко А.А. История России 11 класс Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат.
Учитель истории МБОУ Ульяновская СОШ Бычков Николай Евгеньевич.
СССР в гг.. НАРАСТАНИЕ НЕДОВОЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ И ОТСТАВКА Н. С. ХРУЩЕВА Горожане недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим его.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Политика и экономика: От реформ - к «застою» Муртузалиев А.М. МКОУ «Некрасовская СОШ»
Политика и экономика: от реформ – к «застою» Урок истории 11 класс.
Экономические реформы гг.. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ преобразования в системе управления экономикой, ведения хозяйства, путях и способах осуществления.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ В 90-Е ГГ. XX СТОЛЕТИЯ.
СССР в гг.. Борьба за власть после смерти Сталина. Расстановка сил в руководстве страной Л.П. Берия, первый зам. Предсовмина, вновь возглавил.
Отставание в мировом соревновании Западу Необходимость обновления, поиск новой хоз модели: А) неэффективность прежних трудовых мотиваций Б) громоздкая.
HomeWork.ucoz.kZ. Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Транксрипт:

« Экономика «развитого социализма» Тема урока: Бочкарёва Т.Н. Учитель истории МАОУ «Лицей 62»

Ответь на вопрос теста Какие признаки характеризуют политическую систему СССР в 1970-е- середине 80-х гг.? 1) отсутствие жёсткого идеологического контроля в обществе 2) осуществление на практике принципа разделения властей 3) отказ от критики культа личности Сталина 4) рост и укрепление бюрократического аппарата - Какие ещё признаки политической системы в 1970-е- середине 80-х гг.? вы можете назвать? Правозащитное движение? (р.т.2)

Ответь на вопрос теста В «брежневской» Конституции, в отличии от «сталинской» 1) содержался перечень основных прав советских граждан 2) СССР объявлялся государством диктатуры пролетариата 3) закреплялась руководящая роль КПСС в советском обществе 4) закреплялось федеративное устройство страны Какие ещё черты «брежневской» Конституции вы можете назвать. Почему многие статьи Конституции только провозглашались?

План урока: 1. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. 2. Реформы в промышленности. 3. Научно – технический прогресс. 4. Социальная политика.

Почему экономическая реформа не дала экономических результатов в сельском хозяйстве, в промышленности? Задание на урок.

Докажите, что экономика СССР в середине 60-х-середине 80-х гг. находилась в экономическом «застое»? Задание на урок.

§ 44 (повторить), понятия, даты знакомство с § 46,вопросы ( ) -продумать Р.т.( 1-5) – письменно, Задание на урок.

Аграрная реформа 1965 г. Неудачи начала 60-х годов в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата. Ещё при Хрущёве на страницах газет стали появляться дискуссии об экономических стимулах производства.

Что предусматривала аграрная реформа? В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве, которая предусматривала 1) меры по решению социальных проблем села 2) использование экономических стимулов труда. А.Н. Косыгин

Основные положения реформы (р.т.2) 1) повышались закупочные цены(20%) 2) устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок 3) вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов 4) увеличивались капиталовложения(30%бюджетных средств) 5) были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.

Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у ) 1. Власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства., которое должно планировать и руководить аграрным сектором.

Аграрная реформа (у ). 2. Огромные средства тратились крайне неэффективно. Почему? Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у ) 3. Главное все изменения не затрагивали принципиальных основ колхозной системы - отношений собственности, подлинной заинтересованности колхозников в результатах труда не было.

Итоги: Введение стабильных денежных окладов колхозников обернулось ростом иждивенческих настроений. Убыточная деятельность большинства колхозов и совхозов Сокращение пашни на 25 млн.га Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

Экономическая реформа 1965 г. – «Косыгинская реформа».(р.т ) Наследие Хрущева: Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу Отменены совнархозы и восстановлены министерства Изменена система планирования при расширении прав предприятий Отменены многие хрущевские «нововведения» Стимулирование труда Введение экономических методов хозяйствования Хозрасчёт Учитывалась местная инициатива гг. – Восьмая пятилетка – наилучшие показатели развития страны в Советский период

Меры в промышленности (р.т.3) Восстановление отраслевого управления (восстановление министерств); Перевод предприятий на хозрасчет (самоокупаемость); Главное. Изменение условий планирование – 1) выполнение плана выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции; 2) Сокращение количества отчетных показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции, вводились новые показатели качества продукции

Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?(р.т.3-2) Сентябрьская реформа 1965 г. пыталась ввести в действие материальные стимулы, т.е. командно- административное регулирование дополнить экономическим, тем самым совершенствовать хозяйственный механизм. Цель- усилить заинтересованность предприятий в перевыполнение плановых заданий.

Достижения: Главное положение – изменение условий экономического стимулирования, сокращение до минимума число планируемых показателей. Вместе с тем сохранялись жёсткие нормативы по объёму продукции и вводились новые показатели качества продукции.

Создан фонд экономического стимулирования, т.к. в распоряжение предприятий оставлялось часть доходов после выполнения плана. Фонд материального поощрения Фонд бытового развития Фонд социально – Культурного развития

Изменялись функции отраслевых министерств Отраслевые министерства Предприятия по организации производства партнёры консультации Корректировать планы могут самостоятельно

Реформы в промышленности. Факты(р.т.6) За годы восьмой пятилетки объём промышленности вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе и ВАЗ в Тольятти. НО к концу 60-х годов ход реформы приостановился.

Результаты в промышленности Сначала реформа дала немалый результат, с 1966 – 1970 гг. Но уже к концу 1960-х реформа, притом, что ее никто не отменял, пошла на убыль. Докажите (р.т.4) Какими объективными причинами руководство страны падение темпов экономического роста? (р.т.4-1) (у. 288)

Поработаем с таблицей на стр. 288 учебника. Какие причины такого положения дел вы можете назвать? (р.т.4-2)

Причины свертывание реформы Противодействие преобразованиям со стороны высшей номенклатуры (господствующий слой руководства партией и страной) (учебник 289) Противоречие идеологическим установкам; Непоследовательность и не комплексность самой реформы. « Косыгинская реформа » не сумела предотвратить появления к концу 60-х гг. негативных тенденций в советской экономике.

Главное – новые принципы хозяйствования встраивались в старую привычную схему административного управления. Административная система, отвергавшая всё новое исчерпала свои возможности. За счёт чего развивалась экономика в те годы?

Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счёте по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, система снабжения предприятий сырьём прежние.

За счёт чего развивалась экономика в те годы? ½ 70-х годов – рост цен на нефть и газ на международных рынках и продолжался середины 80-х годов. Но приток нефтедолларов расходовался крайне неэффективно.

Научно – технический прогресс (р.т.5) В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966 г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».

В 1965 г.был создан транспортный самолет «Антей». В 1975 г. началась эксплуатация сверхзвукового пассажирского самолета ТУ В 1976 г. появился 1-й советский «аэробус»-Ил-86. В 1975 г. начался выпуск карьерных самосвалов БЕЛАЗ-110.

Социальная политика(р.т.5- 2) За 20 лет число горожан выросло со 130 до 180 млн. чел. численность жителей села снизилась со 105 до 96 млн. чел. В Нечерноземье села пришли в запустение. Число лиц с высшим и средним образованием составляло 70%. Резко обострился жилищный вопрос,в республиках средней Азии появилась скрытая безработица. По продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, а по детской смертности- 50. Нехватка продовольствия привела к введению в ряде районов страны карточной системы.

Хозяйственный « застой ». Факты. 1. Советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную 2. С 1970-х годов началось снижение основных экономических показателей: темпов прироста национального дохода, роста производительности труда. 3. Свёртывание социальных программ в 1980-е гг., финансирование социальной сферы по остаточному принципу. 4. Удельный вес отраслей, определяющих научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.) был значительно ниже, чем в индустриально- развитых странах. 5. К 1985 г. в СССР было несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США – 1, 5 млн новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров) 6. К началу 80-х г. в СССР продолжали работать вручную 40% промышленных рабочих, 75% работников сельского хозяйства.

Хозяйственный « застой » Усиление гонки вооружений Хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров Импорт зерна и продовольствия Экспорт топлива и полезных ископаемых Добывающий и топливно-энергетический, ВПК становятся приоритетом развития промышленности