ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Педагогический совет «На пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
Advertisements

Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по мере готовности общеобразовательных учреждений.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Введение стандартов второго поколения в основном общем образовании Пилотный проект внедрения ФГОС в 5 классах … с первого сентября 2012 года может быть.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
Федеральные государственные образовательные стандарты.
Информация для родителей. Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего.
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З « 6 » __октября ____2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Педагогический совет «На пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

Что такое Федеральный государственный стандарт основного общего образования? ФГОС основного общего образования – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. Стандарт – это основа объективной оценки уровня образования обучающихся на 2 ступени. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы и устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы.

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям многонационального российского общества. Определение путей и способов достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся. Развитие универсальных учебных действий у обучающихся. Учёт индивидуальных качеств, возрастных и психологических особенностей детей,. Оеспечение преемственности всех ступеней образования. Разнообразие видов и форм деятельности, обеспечивающих творческий рост ребёнка. Гарантированность достижения планируемых результатов обучения. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Какой подход к УВП лежит в основе Стандарта?

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Какие три группы требований выдвигает Стандарт?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются УУД. Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы основного общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе основной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация программы формирования УУД в основной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. УУД - универсальные учебные действия. Что такое УУД?

К личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. К метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. К предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Какие требования устанавливает Стандарт к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования?

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 7. ФГОС. В РФ устанавливаются ФГОС, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального основного, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Главный смысл разработки образовательных стандартов заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.

1. Документ, определяющий уровень формирования учебных достижений школьников в разных областях. 2. Документ, который лежит в основе разработки программ развития школы. 3. Ориентир развития новой школы. 4. Основа для составления учебных программ по предмету и воспитательной деятельности. 5. Документ, определяющий систему ШСОКО. 6. Документ, определяющий основные компетенции учителя. 7. Это три «Т» (требования к результатам, к структуре, к условиям). Стандарт - это

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «17» декабря 2010 г В соответствии с пунктом Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. 337 пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа. Министр А. Фурсенко О введении государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Учебный год Классы, переходящие на ФГОС 2010/ / / / / / / / / / / / Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Поэтапное введение ФГОС Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы» Обязательное введение ФГОС Введение ФГОС по мере готовности

Требования к кадрам, финансам, оборудованию и и т.д. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ООО? ФГОС – это совокупность требований к СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ (конкретизируют, дополняют, регламентируют, создают правовую основу ФГОС) БОП Когда, что и сколько изучать. Фундаменталь- ное ядро Что знать к окончанию школы. Модель оценки Как оценивать результат. Примерные рабочие программы по предметам(программа коррекционной работы ) Что должно быть изучено. Программа развития УУД Чему должны научиться на всех предметах. Федеральный перечень учебников Какими книгами пользоваться. Программа воспитания и социализации Какие ценности вырастит в себе ребенок.

Структура ФГОС ООО 4. Требования к условиям реализации ООП ООО 1. Общие положения 2. Требования к результатам освоения ООП ООО 3. Требования к структуре ООП ООО

Как учить? обновление методики Чему учить?Изменениесодержания Зачем учить?Ценностиобразования Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Системно-деятельностный подход Формирование универсальных способов действий

ВИДЫ универсальных учебных действий 5. Коммуникативные. 1. Личностные. 4. Знаково-символические. 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции. 3. Познавательные. Включая общеучебные и логические.

Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его. Передать сам способ выполнения метапредметного действия. Формировать и развивать УУД – значит: Научить выполнять учебные действия, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие. Метапредметные результаты. ФГОС НОО Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие. Овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. ФГОС НОО Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие. Овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. ФГОС ООО Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Построение индивидуальной образовательной траектории. ФГОС ООО Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Построение индивидуальной образовательной траектории.

2. Требования к структуре основных ООП начального и основного общего образования - преемственность и развитие Компоненты ООП НООКомпоненты разделов ООП ООО целевогосодержательногоорганизационного Пояснительная записка; планируемые результаты; учебный план; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК- технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программа отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. Учебный план; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

Учебный план основного общего образования В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

ФГОС НОО: 80% и 20%ФГОС ООО: 70% и 30% Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса: Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает: возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Предметные области Учебные предметы Учебная нагрузка V класс Обязательная часть Филология Русский язык 5 Литература 3 Иностранный язык 3 Математика и информатика Математика 5 Алгебра Геометрия Информатика Общественно-научные предметы История 2 Обществознание 1 География 1 Основы духовно-нравственной культуры народов России 0,5 Естественно-научные предметы Физика Химия Биология 1 Искусство Музыка 1 Изобразительное искусство 1 Технология 2 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 3 ИТОГО28,5 Часть, формируемая участниками образовательного процесса 0,5 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др)

Опираясь на данную базовую модель, могут быть использованы несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня» (в условиях «школы полного дня», работа ГПД); оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель. Внеурочной деятельность Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая базовая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы и ресурсов РКЦ в Израиле)

Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы и ресурсов РКЦ в Израиле) Часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса Внутришкольная система дополнительного образования Внеклассная (внеурочная) деятельность учителей - предметников Классное руководство Деятельность иных сотрудников школы Сетевое взаимодействие с РКЦ Оптимизационная модель

Особенности требований к кадровым условиям Приведены в соответствие с новым Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет ( с года 1 раз в три года).

Особенности требований к финансово-экономическим условиям. 1. Требования приведены в соответствие с ФЗ-83 Финансовое обеспечение реализации ООП осуществляется на основе государственного задания учредителя по оказанию государственных образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта. 2. Дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения) 3. Зафиксировано: норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность 4. Установлено: норматив должен обеспечить реализацию основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Реализации ООП, достижения требований к результатам Реализации ООП, достижения требований к результатам Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде. Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде. Условия должны обеспечивать возможность Выполнения новых Сан ПиН ОУ должны иметь Цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии Цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии Информационно- библиотечные центры с медиатекой Информационно- библиотечные центры с медиатекой Полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности Полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Ориентиры, развитие : формирование ИКТ - компетентности, подготовка к профильному обучению, профориентация Осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование Осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям

Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение). Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира). Технология, основанная на реализации проектной деятельности. Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми. Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учащимися. 2. Актуализация учащимися своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учащимися. 4. Выражение решения учащимися. 5. Применение знаний учащимися. Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учащимися.

Технологические показатели урока В деятельности и поведении УЧАЩЕГОСЯ ( 5 баллов) Результат Актуализация субъектного опыта учащихся Свободно, без боязни выражает свое мнение Свободно, без боязни выражает свои эмоции Предлагает разные способы выполнения учебного задания Предлагают к изложению известные им факты, знания, случаи из жизни Итог Создание на уроке ситуаций выбора и успеха Демонстрирует, обнародует свои творческие работы Выражают друг другу поддержку, дают позитивную «обратную связь» Проявляют высокую работоспособность Демонстрируют уверенное поведение Итог Введение в диалог Задают интересующие их различные вопросы Проявляют активность в обсуждении проблемы Выражают точки зрения разных авторов Умело и охотно включаются в дискуссию Итог

Технологические показатели урока В деятельности и поведении ученика ( 5 баллов) Результат Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности Работают над заданием в парах, группах Свободно владеют разными видами самоанализа Умело осуществляют взаимоконтроль Умеют распределять «роли» в групповой работе. Итог Общий итог урока б. - хорошо б.- удовлетворительно б. – неудовлетворительно. Коэффициент уровня компетентностного подхода в обучении (на уровне учащегося)

Технологические показатели урока В деятельности и поведении УЧИТЕЛЯ ( 5 баллов) Результат Актуализация субъектного опыта учащихся Учитель предлагает ученикам высказаться по содержанию обсуждаемой темы Учитель выявляет личностные смыслы уч- ся по поводу поступающей учебной информации Учитель «подталкивает» ученика к проговору способа своей учебной деятельности Учитель обращается к знаниям и опыту учеников по обсуждаемой проблеме Итог Создание на уроке ситуаций выбора и успеха Обсуждаются ситуации нравственного выбора Предлагаются разно-уровневые учебные задания Используется рейтинговая система оценивания тех или иных видов деятельности Выражается поддержка учащимися, имеющим трудности в усвоении материала Итог

Заключение. Таким образом, в настоящее время разработана одна из составных частей основной образовательной программы основного общего образования - система условий реализации ООП ООО. В качестве задач на ближайшую перспективу мы выдвигаем следующие: рассмотреть возможность повышения квалификации педагогических работников школы по программам «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения», «Организационно-методические условия введения ФГОС ООО» и др.; завершить разработку основной образовательной программы основного общего образования; определить список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования (учителям до 20 января 2015 года представить название МУК по предмету, который будут использовать при введении ФГОС ООО в 5 классе). привести в соответствие с требованиями ФГОС ООО локальные акты (положения, инструкции и т.д.); утвердить учебный план 5 класса и учебные планы 1-4, 6-10 классов на учебный год; создать в школе ШМО "ФГОС ООО - 5" с 20 января 2015 года; учителям до 20 марта 2015 года разработать рабочие программы по предметам в соответствии с ФГОС ООО 5 класса и учебным планом школы на учебный год; заместителю директора по УВР Соколовой Л.В. при необходимости скорректировать модель методического сопровождения введения ФГОС ООО (5 класс) до 1 мая 2015 г.

Проект решение педагогического совета 1. Принять к сведению информацию директора школы о методологии, структуре ФГОС ООО. 2. Рассмотреть возможность повышения квалификации педагогических работников школы по программам «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения», «Организационно-методические условия введения ФГОС ООО» и др. 3. Завершить разработку основной образовательной программы основного общего образования. 4. Определить список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования (учителям до 20 января 2015 года представить название МУК по предмету, который будут использовать при введении ФГОС ООО в 5 классе). 5. Привести в соответствие с требованиями ФГОС ООО локальные акты (положения, инструкции и т.д.). 6. Утвердить учебный план 5 класса и учебные планы 1-4, 6-10 классов на учебный год. 7. Создать в школе ШМО "ФГОС ООО - 5" с 20 января 2015 года. 8. Учителям до 20 марта 2015 года разработать рабочие программы по предметам в соответствии с ФГОС ООО 5 класса и учебным планом школы на учебный год. 9. Заместителям директора по УВР и ВР до 1 апреля 2015 г.скорректировать внеурочную деятельность учащихся на учебный год. 10. Заместителю директора по УВР при необходимости скорректировать модель методического сопровождения введения ФГОС ООО (5 класс) до 1 мая 2015 г.