« Нормативно-правовое обеспечение работы ДОУ в целях построения целостной системы по улучшению качества физического развития и здоровья воспитанников» « Здоровье – одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема удушения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.» В.В. Путин В.В. Путин
ФГОС дошкольного образования Задачи: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального благополучия) Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального благополучия) Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья) Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья) Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования
Сравнительный анализ содержания ФГТ и ФГОС ДО по образовательной области « Физическая культура» Позиции для сравнительного анализа ФГТФГОС Рефлексия/ итог Структура, терминология Направление – « Физическое развитие» делится на области: - « Здоровье» - «Физическая культура» Область и направление: «Физическое развитие» Осталась только одна область «Физическое развитие» Цель « Здоровье» Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья « Физическая культура» Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие Приобретение опыта в двигательной деятельности детей Цель в ФГОС направлена на развитие личности, мотивации и способностей детей, а в ФГТ на развитие физических и личностных качеств
Задачи « Здоровье»: - Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - - воспитание культурно- гигиенических навыков; - - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. - « Физическая культура» - - развитие физических качеств ( силовых, скоростных, гибкости, выносливости и координации); - - накопление и обогащение двигательного опыта - ( овладение основными движениями ) - - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Четко не выделены В ФГТ задачи прописаны четко, в ФГОС не выделены и будут определяться задачами Программы
Виды деятельности П «..предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. П «..образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности ( игровой, коммуникативной, рудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения ) Двигательная деятельность П «…Физическое развитие включает приобретение опята в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,..» В ФГОС четко выделили двигательную деятельность, как основную для физического развития, в ФГТ же этот вид деятельности не указан, ведущим видом деятельности является – игра.
Результаты деятельности У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Приобретение опыта в двигательной и другой детской деятельности детей. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Мониторинг П.3.5. « Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые итоговые результаты освоения детьми ООП дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он приобретает в результате П.4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка… В ФГТ – мониторинг, в ФГОС результаты освоения ООП в виде целевых ориентиров. В ФГОС целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической
освоения ОПП ( физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками любознательный,..) П « Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей…» П.4.2. Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации Программы, её характера, особенностей развития детей и организации, реализующих Программу. П.4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики ( мониторинга) и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей диагностики ( мониторинга) и не могут служить основанием при решении управленческих задач. В ФГОС не указана периодичность проведения мониторинга
Содержание образовательной области « Физическое развитие» Направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное развитие Задачи Развитие физических качеств( скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации) Накопление и обогащение двигательного опыта у детей ( овладение основными движениями) Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими
Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно развития его физических качеств, поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей, организация индивидуально- дифференцированного подхода к организации работы по оздоровлению воспитанников.
Характеристика контингента воспитанников ДОУ Вывод: наблюдается тенденция к росту количественного состава детей ДОУ, в связи с изменением демографической ситуации в районе, открытием дополнительных групп, соотношение детей за последние 2 года ( 2013,2014 гг.) не изменяется.
Состояние здоровья воспитанников ДОУ Вывод: За анализируемый период наблюдается незначительное увеличение количества детей с I группой здоровья, увеличение детей со II и уменьшение с III группой здоровья, что объясняется: увеличением процента детей с низким физическим развитием, с виражом туберкулезных проб, появление детей с недостатками развития эмоционально-волевой сферы, отсутствием тесного контакта ДОУ и семьи по вопросам профилактики заболеваемости.
Уровень физической подготовленности воспитанников ДОУ Вывод: Видна тенденция улучшения качества физической подготовленности детей – возросло количество детей с высоким и средним уровнем, незначительно уменьшилось количество детей с низким уровне физической подготовленности.
Анализ заболеваемости воспитанников ДОУ Вывод: пропуски по болезни одним ребенком значительно снизились и это результат работы всего коллектива ДОУ по профилактике простудных заболеваний.
Целевая программа развития МБДОУ «Детский сад 14» комбинированного вида « ДОУ – центр физического развития и приобщения к здоровому образу жизни» на период гг Цель: построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников педагогического процесса, обеспечивающее оптимальные условия для перехода на новый, более высокий уровень работы по физическому развитию детей
Задачи программы Работа с детьми Построение новой модели приобщения детей к физической культуре и спорту, ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов самосохранения, воспитания привычки заботиться о своем здоровье.
Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью Воспитание у детей чувства ответственности за свое здоровье, формирование целостного понимания здорового образа жизни Воспитание у детей чувства ответственности за свое здоровье, формирование целостного понимания здорового образа жизни Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции различных видов деятельности Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции различных видов деятельности Обновление содержания учебно-воспитательного процесса дополнительными программами и инновационными здоровьесберегающим технологиями, ориентированными на развитие целостной физически подготовленной, культурно- нравственной личности ребенка, формирование у него основ здоровья, физических свойств и качеств, соответствующих возрастным индивидуальным и личностным особенностям и возможностям
Работа с педагогами Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива в вопросах физического развития и оздоровления детей. Построение целостного педагогического процесса в ДОУ и обеспечение качественной и эффективной поддержки педагогов в процессе освоения инноваций в области физического воспитания и оздоровления детей Построение целостного педагогического процесса в ДОУ и обеспечение качественной и эффективной поддержки педагогов в процессе освоения инноваций в области физического воспитания и оздоровления детей Организация работы творческой группы педагогов по освоению программы физического развития и новых технологий оздоровления Организация работы творческой группы педагогов по освоению программы физического развития и новых технологий оздоровления Обеспечение освоения новой программы физического развития и внедряемых технологий физического воспитания и оздоровления Создание условия для профессионально-творческого роста педагогов в дошкольном учреждении и проявление их активности
Работа с родителями Осуществление преемственности ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления детей, изучение и активизация педагогического потенциала семьи Формирование у родителей активной позиции в физическом воспитании о оздоровлении ребенка Формирование у родителей активной позиции в физическом воспитании о оздоровлении ребенка Разработка и внедрение инновационных форм и приемов работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни Разработка и внедрение инновационных форм и приемов работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни Систематизация деятельности через разработку перспективного планирования работы с родителями по формированию здорового образа жизни
Работа с социумом Организация на базе ДОУ консультативного пункта поддержки педагогов и родителей в вопросах физического развития и здоровья детей Развитие форм сотрудничества с социальными институтами по пропаганде здорового образа жизни, привлечение персонала дошкольных учреждений к организации и участию спортивных мероприятиях Развитие форм сотрудничества с социальными институтами по пропаганде здорового образа жизни, привлечение персонала дошкольных учреждений к организации и участию спортивных мероприятиях Определение новых направлений работы с социальными институтами детства Определение новых направлений работы с социальными институтами детства Организация на базе ДОУ спортивных кружков и секций Организация на базе ДОУ спортивных кружков и секций Расширение спектра форм работы ДОУ по пропаганде здорового образа жизни Организация на базе ДОУ пункта методической поддержки педагогов в вопросах физического развития и здоровья в масштабах района Для повышения престижа ДОУ в социуме, роста доверия к ней со стороны педагогической общественности расширение форм распространения своего опыта
Предметно-пространственная среда Организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую развитие двигательной активности детей в разных видах деятельности
Проект «Здоровый ребенок» Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью. Задачи: - Воспитание у детей потребности в здоровье - Формирование целостного понимания здорового образа жизни - Создание правильных представлений о здоровом образе жизни - Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования - Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции различных видов деятельности
Проект « Педагог- ребенок-семья» Цель: формирование у родителей активной позиции в физическом воспитании и оздоровлении ребенка Задачи: - Разработка и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни - Изучение и внедрение в работу новых приемов активизации родителей - Систематизация деятельности через разработку перспективного планирования работы с родителями по формированию здорового образа жизни - Привлечение родителей к организации и участию в мероприятиях спортивного и физкультурно-оздоровительного характера
Проект « ДОУ- центр пропаганды здорового образа жизни» Цель: развитие форм сотрудничества с социальными институтами по пропаганде здорового образа жизни, привлечение персонала дошкольных учреждений к организации и участию в спортивных мероприятиях. Задачи: - Определить новые направления работы с социальными институтами детства - Расширить спектр форм работы ДОУ по пропаганде здорового образа жизни - Организовать на базе ДОУ работу пункта методической поддержки педагогов в вопросах физического развития и здоровья в масштабах района - Для повышения престижа работы ДОУ в социуме, роста доверия к ней со стороны педагогической общественности расширить формы распространения своего опыта - Разработать и провести мероприятия соревновательного характера с сотрудниками как в масштабах своего ДОУ та и среди персонала детский садов района - Организовать на базе ДОУ спортивные кружки и секции с привлечением к посещению как детей, так и персонала детского сада
Ожидаемые результаты Для детей Сформированные навыки здорового образа жизни, правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости к инфекциям, сформированность гигиенической культуры, улучшение соматических показателей здоровья, показателей физической подготовленности, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможности его обеспечения.
Для родителей Сформированная активная родительская позиция, повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья, активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ, сохранение и укрепление здоровья детей, повышение уровня комфортности.
Для педагогов Для педагогов Сформированная целостная система по физическому воспитанию и оздоровлению детей, являющаяся опорой в реализации данных вопросив для ДОУ района, становление новой эффективной модели методической службы ДОУ, ориентированной на создание или освоение инновационных способов профессионально- педагогической деятельности, качественное освоение педагогами программы физического развития и инновационных технологий физического воспитания и и оздоровления детей, личностный профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение, созданная в ДОУ современная развивающая среда детства, направленная на стимулирование и активизацию физического развития ребенка.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад 14» комбинированного вида Выделены модели организации воспитательно-образовательного процесса ( организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями) - В группах общеразвивающей направленности, - В группе компенсирующей направленности для детей со снижением интеллекта - В группе оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией
Выделена комплексная система воспитания и развития: - Ослабленного ребенка в условиях оздоровительной группы ( создание условия для развития и оздоровления детей, психофизическое оздоровление детей и осуществление личностно-развивающий взаимодействий педагога с детьми, система физического воспитания ) - Ребенка в условиях компенсирующей группы ( здоровьесберегающий блок- совершенствование функций формирующего организма ребенка )
Стратегический план улучшения здоровья детей, воспитанников ДОУ Оптимизация режима Организация жизни детей в адаптационный период Определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальный особенностей Организация двигательного режима Физкультурные занятия, утренняя гимнастика, двигательная разминка, физкультминутка, прогулка с включением подвижных игровых упражнений, индивидуальная работа по развитию движений на прогулке, музыкально-ритмические занятия, гимнастика после дневного сна, пальчиковая гимнастика, спортивный досуг, самостоятельная двигательная деятельность, оздоровительный бег Охрана психического здоровья Использование приемов релаксации, проведение физических упражнений в игровой форме, ритуал « Доброе утро!», уголок уединения, аутотренинг, прослушивание классической музыки Профилактика заболеваемости Дыхательная гимнастика в игровой форме, профилактика гриппа, витаминотерапия
Оздоровление фитонцидами Чесночно-луковые закуски, чесночные бусы, ароматизация помещений Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка Воздушные ванны, прогулки на воздухе, утренний прием детей на свежем воздухе в теплое время года, сон без маечек с доступом свежего воздуха, утренняя гимнастика, физкультурные занятия в носочках и маечках, хождение босиком, игры и упражнения для профилактики плоскостопия, обширное умывание, обливание стоп, обливание на участке летом, полоскание горла водой комнатной температуры, сухое растирание, самомассаж, хатка-йога, контрастное воздушной закаливание Лечебно- оздоровительная работа Витаминотерапия ( витаминизация III блюда, соки, фрукты), «оздоровительный сон ( ароматизация спален травами- душица, пустырник)
Принцип интеграции образовательных областей
Создание условий в ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах физического развития и оздоровления детей: Педагогические советы «Укрепление здоровья детей в условиях оптимальной организации образовательного процесса в ДОУ» « Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья воспитанников в ДОУ. Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми» Семинар- практикум « Нетрадиционные формы оздоровления детей в условиях ДОУ» Разработка и защита педагогических проектов « Живительная сила» ( воспитатель Севастьянова И.Г.) « Азбука здоровья» ( воспитатель Пилюгина О.Н.) « Здоровый ребенок» ( воспитатель Фадеева Н.Г.) « Мама, папа, я – здоровая семья» ( воспитатель Куликова Е.Ю.) « Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!» ( воспитатель Якушева И.Р.) Акция –конкурс « Здоровый образ жизни нашей семьи» ( музыкальный руководитель Дербенева Л.Н.)
Материально-техническая база по физическому развитию и оздоровлению воспитанников ДОУ Прогулочные участки для организации летней оздоровительной работы
Прогулочные участки для организации двигательной деятельности детей в зимний период
Музыкально- физкультурный зал
Физкультурные уголки и нетрадиционное оборудование
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Будьте здоровы!