Развитие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в России Онищенко Геннадий Григорьевич Академик РАН, Президент ООО «Медицинская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
Advertisements

Общественная аккредитация образовательных организаций и программ в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития Ректор Регионального.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
1. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие процедуру государственной аккредитации.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
О подготовке к международной аккредитации магистерских программ в НИТУ «МИСиС» Золотарева Наталия Михайловна, начальник Управления образовательных стандартов.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Основные планы и результаты работы. Проблемы аккредитации Проблема Аккредитацию фактически осуществляли экспертные организации, статус и ответственность.
О регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования Москва, 2014 г.
г. Москва. Аккредитационная экспертиза выявляет соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения.
Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта Развитие системы профессионально-общественной аккредитации.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Общественная, общественно- профессиональная аккредитация- механизмы обеспечения качества образования Ашлапова Тамара Валентиновна, директор ОГАУ «УО ЦСНК»
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
Транксрипт:

Развитие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в России Онищенко Геннадий Григорьевич Академик РАН, Президент ООО «Медицинская Лига России» 1

1 февраля 2010 г. совещание у Председателя Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования. / «Система аккредитации должна быть компактной по срокам и прозрачной. При этом следует учитывать и международную практику, в том числе надо широко привлекать к аккредитации общественные организации, профессиональные объединения, работодателей, которые получают, собственно говоря, интеллектуальный продукт после окончания людьми высшего учебного заведения…» 2

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г р) V. Формирование компетенций инновационной деятельности 1. Образование Будут совершенствоваться федеральные государственные образовательные стандарты, расширяться требования к инновационным компетенциям выпускников, повышаться роль государственно-общественного управления в сфере образования, системы общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ и выпускников вузов, а также общественной аккредитации вузов 3

Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. 4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии 4

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ 1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. 2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. 5

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ 3.3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 4. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников… отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. 6. Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию. 6

1947 – создание нац. органа по аккредитации в Австралии 1964 – создание нац. органа по аккредитации в Великобритании 1972 – создание нац. органов по аккредитации в Новой Зеландии, Дании Развитие аккредитации за рубежом Аккредитация – признанная мировая технология независимого подтверждения качества процессов, условий и результатов подготовки профессионалов. Аккредитация (лат. accredo, «доверять») - процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту. Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями.* В системе образования АККРЕДИТАЦИЯ - одна из форм обеспечения качества. Международное доверие 1970 – создание нац. органа по аккредитации в США 1980 – создание нац. органов по аккредитации во Франции, Нидерландах, Швеции и др. европейских странах 1990 – создание нац. органов по аккредитации в остальных странах Международное сотрудничество 1977 – международная кооперация по аккредитации лабораторий (ILAC) 1991 – международный форум по аккредитации (IAF) 7

Аккредитация в России зародилась в начале 90-х годов почти одновременно с формированием механизма сертификации. Понятия аккредитация и сертификация идентичны, однако уровень требований при аккредитации значительно шире и жестче. В России первым шагом в законодательном обеспечении аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий, метрологических служб и ответственных лиц в области поверки и калибровки средств измерений явилось принятие в гг. законов Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений". Этими законами была определена необходимость аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий и установлены правовые положения в этой области. Становление аккредитации в России 8

Аккредитация - конкурентное преимущество, рыночный механизм признания качества образования 9

Аккредитация Государственная Профессионально- общественная Аккредитующий орган Аккредитующее агентство Эксперты ФГОС Эксперты Стандарты, критерии 10

Аккредитация – механизм подтверждения качества образования 11

Формы оценки и организации по оценке качества образования Государственная аккредитация образовательной деятельности Общественная аккредитация образовательных учреждений Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ Независимая оценка качества образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образова-тельных программ Международная аккредитация Экспертные организации Общественные организации (российские, иностранные, международные) Уполномоченные организации Организации, осуществляющие оценку качества 12

Отличия профессионально-общественной аккредитации от государственной Аккредитация Государственная Профессионально-общественная Жесткие количественные критерии Мягкие стандарты Эксперт: высшее образование + стаж 3 года Эксперт=признанный авторитет (доктор наук, высокая должность, значительный стаж работы, …) Субъективизм экспертной оценки Участие студентов Участие работодателей Монополия за оценивание Привлечение международных экспертов Возбуждение дел об административном правонарушении Прямые соглашения с зарубежными агентствами Коллегиальная оценка на всех этапах 13

Аккредитация Государственная Профессионально-общественная Установление соответствия содержания и качества образования требованиям ФГОС Поиск положительного опыта и распространение его по всей системе Устранение недостатков Получение государственных гарантий Получение внешней независимой оценки и квалифицированные рекомендации Отличия профессионально-общественной аккредитации от государственной 14

Что может дать профессионально- общественная аккредитация? укрепить репутацию и привлекательность программы; привлечь внимание работодателя к программе, что способствует решению проблемы трудоустройства выпускников программы; расширить возможности мобильности студентов и ППС ; обеспечить эффективное знакомство с образцами лучшей практики во всех компонентах программы обеспечить конкурентное преимущество при приеме; привлечь спонсорские средств для выполнения целевых работ; служить основанием для защиты программы при реализации межотраслевых или «непрофильных» программ, а также программ вузов, имеющих право на формирование самостоятельных (вне ФГОС) и не имеющих гос аккредитации программ. 15

Что тормозит развитие системы профессионально-общественной аккредитации? отсутствие необходимых финансовых средств; высокая репутация образовательной организации; потенциальная невозможность выполнить критерии, основанные на неформальных оценках экспертов; отсутствие законодательного определения статуса профессионально-общественной аккредитации; интернационализация и профессионализация критериев профессионально-общественной аккредитации; высокая загруженность преподавательского состава учебной и научной работой и его низкая мотивированность в выполнении дополнительных процедур, связанных с самообследованием программы. 16

Аккредитационные агентства, занимающиеся вопросами профессионально-общественной аккредитации Аккредитационный центр АИОР (Ассоциации инженерного образования России) создан Ассоциацией инженерного образования на базе Томского политехнического университета АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры) создан на базе Московской финансово – промышленной академии Аккредитационный центр Ассоциации юридического образования создан на базе Ассоциации юридического образования Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр) создан по инициативе Гильдии экспертов в сфере профессионального образования 17

Медицинская Лига России Год создания г. Цель – проведение профессионально- общественной аккредитации образовательных программ медицинского и фармацевтического профиля, независимая оценка качества образования 18

Миссия Медицинской Лиги России служить развитию, консолидации медицинского сообщества и укреплению конкурентоспособности России в глобальном соревновании научно-образовательных платформ и инноваций. интегрировать усилия медицинского сообщества, образовательных учреждений, общественных организаций по повышению качества жизни населения Российской Федерации (образование, достойная работа, хороший доход, социальная защита). содействовать развитию всероссийской системы независимой оценки качества образования, способствуя повышению конкурентоспособности организаций образования; развивать, обобщать и распространять инновационные образовательные технологии, программы, дидактические средства и передовой опыт медицинских и фармацевтических образовательных организаций и регионов Российской Федерации в области организации работы по сохранению и укреплению здоровья граждан. 19

Задачи Медицинской Лиги России Создание и обеспечение функционирования системы независимой оценки качества образования на различных уровнях; Повышение обоснованности и эффективности управленческих решений в сфере профессионального медицинского образования; Объективная оценка качества профессионального медицинского образования различного уровня; Координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений, организаций в обеспечении качества и развития содержания среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования; Участие в разработке проектов образовательных стандартов, учебных планов, разработке предложений по структуре медицинского образования и содержанию основных образовательных программ. 20

ПРЕЗИДЕНТ Координационный Совет Организации Президиум Координационного Совета Экспертный Совет эксперты Медицинская Лига России 21

профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и независимая оценка качества образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, реализуемых в медицинских и фармацевтических вузах страны, в условиях открытости и доступности информации, полученной в результате экспертизы. Цель Медицинской Лиги России 22

Критерии, объекты, показатели профессионально-общественной аккредитации; Положение о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования; Регламент предоставления услуги профессионально-общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования; Документы, регламентирующие процедуры профессионально- общественной аккредитации образовательных программ и независимой оценке качества образования: Методики проведения внешней экспертизы в рамках профессионально-общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего, дополнительного профессионального образования; Методика расчета критериев профессионально-общественной аккредитации. Инструменты экспертной оценки 23

Перечень нормативных документов устанавливающих требования к экспертам, привлекаемым Медицинской Лигой России для проведения аккредитационной экспертизы, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям для участия в проведении аккредитационной экспертизы программ среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования: Положение об эксперте; Квалификационные требования к экспертам в области проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования; Порядок аттестации экспертов в области проведения профессионально- общественной аккредитации, отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения экспертов к проведению аккредитационной экспертизы. Инструменты экспертной оценки 24

Подготовка, аттестация, сертификация экспертов для проведения аккредитационных экспертиз Обучающие семинары Обучающие семинары Аттестация экспертов Аттестация экспертов Ведение реестра экспертов Ведение реестра экспертов 25

Документы участников семинара 26

Список экспертов, аккредитованных Медицинской Лиги России ФИО Дата и номер распоряд. акта аккред. органа об установлении полномочий физ. лица в качестве эксперта Свистунов Андрей Алексеевич АНО0001 Литвинова Татьяна Михайловна АНО0002 Решетников Владимир Анатольевич АНО0003 Николенко Владимир Николаевич АНО0004 Фомин Виктор Викторович АНО0005 Касимовская Наталия Алексеевна АНО0006 Жихарева Любовь Владимировна АНО0007 Киреева Наталья Викторовна АНО0008 Андриуца Наталья Сергеевна АНО0009 Патюков Александр Георгиевич АНО

Список экспертов, аккредитованных Медицинской Лиги России ФИО Дата и номер распоряд. акта аккред. органа об установлении полномочий физ. лица в качестве эксперта Аджиенко Всеволод Леонидович АНО00011 Бадальянц Элеонора Евгеньевна АНО00012 Маркова Валентина Александровна АНО00013 Килейников Денис Васильевич АНО00014 Богданов Ринат Радикович АНО00015 Черников Максим Валентинович АНО00016 Харагургиева Ирина Мартиросовна АНО00017 Синотова Светлана Владимировна АНО00018 Иванов Александр Геннадьевич АНО00019 Хусаенова Альбина Ауфатовна АНО

Список экспертов, аккредитованных Медицинской Лиги России ФИО Дата и номер распоряд. акта аккред. органа об установлении полномочий физ. лица в качестве эксперта Баклушин Алексей Евгеньевич АНО00021 Смехова Ирина Евгеньевна АНО00022 Мишина Ирина Евгеньевна АНО00023 Потемина Татьяна Евгеньевна АНО00024 Харлов Николай Александрович АНО00025 Котенко Константин Валентинович АНО00026 Корчажкина Наталья Борисовна АНО00027 Зайкина Ирина Эдуардовна АНО00028 Стрюк Раиса Ивановна АНО00029 Маев Игорь Вениаминович АНО

Список экспертов, аккредитованных Медицинской Лиги России ФИО Дата и номер распоряд. акта аккред. органа об установлении полномочий физ. лица в качестве эксперта Клоктунова Наталья Анатольевна АНО00031 Еругина Марина Василидовна АНО00032 Бугаева Ирина Олеговна АНО00033 Цыглин Александр Александрович АНО00034 Мусина Флариса Сабирьяновна АНО00035 Павлов Валентин Николаевич АНО00036 Олейникова Татьяна Анатольевна АНО00037 Солянина Виктория Александровна АНО00038 Гаджимурадов Марат Нурмагомедович АНО00039 Никулина Светлана Юрьевна АНО

Соглашение 31

План продвижения ООО «Медицинская Лига России» на рынок образовательных медицинских и фармацевтических услуг на период сентябрь 2014 – декабрь 2014 г. п/п Наименование мероприятий Период сентябрьоктябрьноябрьдекабрь 1.Организационно-правовая деятельность 1. Разработка и подписание соглашения о совместной работе с РособрнадзоромХХХХ 2. Разработка и подписание соглашения о совместной работе с Министерством здравоохранения России ХХХХ 3. Получение полномочий юридического лица в качестве экспертной организации, привлекаемой для проведения аккредитационной экспертизы ХХХХ 2. Научно-методическая деятельность 1. Актуализация нормативно-правовой документации (технология проведения профессионально-общественной аккредитации, оценочные средства, критерии) по уровням образования ХХХХ 2. Формирование фондов оценочных средствХХХХ 3. Разработка и утверждение нормативно-правовой документации по институциональной аккредитации: для института, академии, университета, сертификационного центра ХХХХ 4 Подготовка методистов, тьюторов, администраторовХХХХ 3. Экспертная деятельность 1. Подготовка, аттестация, сертификация экспертов для проведения аккредитационных экспертиз ХХХХ 2. Проведение обучающих мероприятий (семинаров, конференций) для экспертов ХХХХ 3. Формирование и расширение банка (реестра) экспертовХХХХ 4. Проведение аккредитационных экспертиз образовательных программ ХХХХ 5. Расширение рыночной ниши, за счет аккредитации программ высшего медицинского образования в 70% медицинских вузах страны ХХХХ 32

33