БОГОСЛОВИЕ В XX ВЕКЕ Христианское богословие в современном мире Богословские проекты основных христианских конфессий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Христианское богословие в XX- XXI веках. проекты русского богословия в XX в. софиология (прот. С. Булгаков; указ МП 1935: «…признать учением чуждым… Церкви»)
Advertisements

Средневековая философия: патристика и схоластика
Основы православия Учитель начальных классов Филиала МКОУ СОШ с Красавка Самойловского района Саратовской области Саратовской области в селе Низовка Савоник.
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным.
1) Христианская религия учит, что православие важнее других религий. да нет Не знаю 2) Христианство и православие - разные религии. да Не знаю Нет 3)
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Лекция 10 Религиозно-философский ренессанс МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
РЕЛИГИЯ Религиоведение Религиоведение – наука, изучающая религию. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии, - сущность религии, ее.
I в. до н. э.V в. н. э. римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой. Наряду с римлянами, к римской философии относятся.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Презентация по основам Православной Культуры на тему: «Христианство». Подготовила Педагог дополнительного образования МОУ СОШ 44 Минеева Е. Е. Муниципальное.
Православие работу выполнила ученица 10 класса моу сош с.Ново-Алексеевка Воскресенского района Пакина Татьяна.
Лекция 6. «Особенности преподавания Истории Церкви в воскресной школе» Курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ Омско-Тарской епархии.
Методика преподавания « Основ православной культуры ». Заболотнова Татьяна Ивановна.
Мировая религия ХРИСТИАНСТВО - религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
Презентация на тему: Христианство. Выполнил: Кубарев Данил Группа ТА-181.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новоклязьминское Основные направления в христианстве Работу выполнила:
Вероучение в мировых религиях. Религия. Роль религии в жизни общества. 8 класс.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Транксрипт:

БОГОСЛОВИЕ В XX ВЕКЕ Христианское богословие в современном мире Богословские проекты основных христианских конфессий

Православие: социология, богословский персонализм, неопатристический синтез, литургическое возрождение Католичество: модернизм, неотомизм, новое богословие, аджорнаменто Протестантизм: либеральная теология, диалектическая теология, демифологизация, теология культуры

Православие в России 1901–1903 – религиозно-философские собрания (21 заседание; участвовали: Д. С. Мережковский, Д. В. Философов, В. В. Розанов, В. С. Миролюбов; еп. Сергий (Страгородский), архим. Антонин (Грановский), А. И. Бриллиантов) 1909 «Вехи» (П. Б. Струве, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков) 1917–1918 Поместный Собор РПЦ (Предсоборное присутствие с 1906) 1944 – возрождение Патриаршества 2000 – Архиерейский Собор и прославление новомучеников 2008 – воссоединение РПЦ и Зарубежной Церкви

Православие в изгнании 1917–1925 – «обращение ордена русской интеллигенции в Православие» (Н. М. Зернов) 1919–1923 – Богословский институт в Пг. (преп. К. Безобразов, Г. Федотов, Н. Лосский) 1918–1922 – Вольная академия духовной культуры в Москве (преп. Н. Бердяев, С. Франк) 1922 – Религиозно-философская академия в Берлине (Н. Бердяев) 1925 – Богословский институт преп. Сергия в Париже 1948 – Свято-Владимирская семинария в Нью-Йорке (преп. Г. Федотов, ооо. Флоровский, Шмеман, Мейендорф)

богословские проекты социология (прот. С. Булгаков; указ МП 1935: «…признать учением чуждым… Церкви») персоналистское богословие (В. Н. Лосский, Х. Яннарас, митр. Иоанн Зизиулас) неопатристический синтез (прот. Г. Флоровский, В. Н. Лосский, архиеп. Василий (Кривошеин), архим. Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф) литургическое возрождение (прот. Н. Афанасьев, прот. А. Шмеман, митр. Иоанн Зизиулас), ср. литургическое возрождение в Католической Церкви (Ив Конгар)

УЧЕНИЕ О СОФИИ Σ. есть особая Личность. Она может отождествляться со Святым Духом, а также с Церковью, Богородицей, Ангелом- Хранителем, иногда рассматривается как особая женственная Ипостась Божества Σ. представляет собой Вечную Женственность (или Девственность) Σ. онтологически близка к платоновскому миру идей, понимаемому как совокупность мыслей Бога о мире, но в то же время представляет собой целостный и сознательный организм Σ. в будущем человечество призвано стать коллективным воплощением Софии –– Богочеловечеством Σ. проявляется в мире как красота, гармония, упорядоченность и связность. София есть источник человеческой культуры во всем многоообразии ее проявлений

БОГОСЛОВИЕ ЛИЧНОСТИ ипостась / лицо / личность сущность / природа / субстанция (не различие, а противопоставление) лицо индивид

НЕОПАТРИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ (три требования к богословию) историзм эллинизм верность Отцам

литургическое возрождение – евхаристическая экклезиология Εκκλ. – не организация, а народ Божий Εκκλ. – не культовая религия, а Литургия Εκκλ. – не учение о загробной жизни, а встреча Царства

Католичество в XX веке 1869–1870 – I Ватиканский Собор 1907 – Pascendi dominici (осуждение модернизма – « синтез всех ересей» ) 1950 – Humani generis (осуждение «Новой теологии») 1962–1965 – II Ватиканский Собор

богословские проекты модернизм неотомизм «Новое богословие» (La Nouvelle théologie) aggiornamento

МОДЕРНИЗМ Евангелие – Церковь ср. А. Гарнак: Церковь сущность христианства Иисус истории / Христос веры поставленные проблемы: 1)история и догмат 2) ист.-крит. метод в богословии 1902 – Alfred Loisy. LÉvangile et lÉglise

НЕОТОМИЗМ 1879 – Aeterni Patris: Фома в основе кат. богословия представители: Жак Маритен, Этьен Жильсон, Б. Лонерган программа (антропологический поворот): логика метод наука Аристотеля н. современная метафизика души само постижение субъекта чел. природа чел. история первоначала трансцендентализм

НОВОЕ БОГОСЛОВИЕ 1930-е гг. иезуитская. школа Фурвьер в Лионе и Сольшуар в Бельгии (позднее в Париже) 1950 – Humani generis 1962 – открытие II ВС представители: А. де Любак, Ж. Даниелу, У. фон Бальтазар, И. Конгар, М.-Д. Шеню программа: Бог как субъект наука и история для пространства и времени; литература и философия для души и общества положение человека в бытии

направления богословской деятельности и исследований Библия –– Писание (история) Отцы Церкви (Предание) (традиция) Литургия –– Таинства Церкви (спасение)

АДЖОРНАМЕНТО язык богослужения литургическая практика отношение к внешнему миру (Gaudium et spes, 44): «…Церковь старалась выражать Христову весть, используя понятия и языки различных народов, и старалась… разъяснять ее, прибегая к мудрости философов, чтобы по мере возможности согласовать Евангелие и с пониманием всех, и с запросами мудрецов. Такая проповедь данного в Откровении слова, применяющаяся к способностям различных людей, должна оставаться законом всякой евангелизации»

проекты протестантского богословия либеральная теология (А. Ричль, А. Гарнак) диалектическая теология (К. Барт) демифологизация (Р. Бультман) теология культуры (П. Тиллих)

В. С. Соловьев. Три разговора И зaгoвopил оживший cтapeц Иoaнн: «Hy вот, дeтyшки, мы и не paccтaлиcь. И вот что я cкaжy вам тeпepь: пopa иcпoлнить пocлeднюю мoлитвy Xpиcтoвy об yчeникax Ero, чтобы они были eдинo, как Oн caм c Oтцoм eдинo. Taк для этoгo eдинcтвa Xpиcтoвa почтим, дeтyшки, вoзлюблeннoгo бpaтa нaшeгo Пeтpa. Пycкaй нaпocлeдяx пaceт oвeц Xpиcтoвыx. Taк-тo, бpaт!» И он обнял Петра. Tyт пoдoшeл пpoфeccop Пayли: «Tu est Petrus!» обpaтилcя он к пaпe, «Jetzt ist es ja gründlich erwiesen und ausser jedem Zweifel gesetzt». И он кpeпкo cжaл eгo pyкy cвoeю пpaвoю, a лeвyю пoдaл cтapцy Иoaннy co cлoвами: «So also Vaterchen nun sind wir ja Eins in Christo».

1) какие обстоятельства способствовали возвращению части европейской интеллигенции в Церковь в XX веке? 2) что общего в проектах богословского обновления в Православии, Католичестве и Протестантизме, и каковы отличия?