Тема: «Фразеологизмы» Учитель русского языка и литературы Тур Елена Владимировна средняя школа 2 г. Аркалык Костанайская область, Казахстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правила игры Время для подготовки задания – 5 минут. Готовность к ответу команда демонстрирует поднятым флажком. За каждый правильный ответ команда получает.
Advertisements

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Автор: Семенушкина Евгения Юрьевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 Г. Тюмени Фонетика, грамматика, правописание 4 класс.
Правила игры Время для подготовки задания – 5 минут. Готовность к ответу команда демонстрирует поднятым флажком. За каждый правильный ответ команда получает.
Фразеологизмы Курсовая работа учителя русского языка и литературы Коновой Г.Н.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Не спеши языком – Сам пропадай – С кем поведёшься – Труд человека кормит - Глаза смотрят - Хочешь много знать - Ученье – свет, По одёжке встречают - Грамоте.
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них повсюду говорят: «Водой не разольёшь».
Фразеологизмы Раздел «Лексика и фразеология» 6 класс МОУ Морткинская средняя школа г. Русский язык.
ФразеологизмыФразеологизмы Программа «Начальная школа 21 век». Русский язык. 4 класс.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Удивительный мир фразеологизмов. Мы сегодня не будем переливать из пустого в порожнее, а будем работать не покладая рук. И среди вас не будет ни одного,
Фразеологизмы в загадках и ответах.
Многозначность фразеологизмов Работу подготовили учащиеся 5 а класса: Моловикова Люда, Евдокимова Полина, Линькова Татьяна.
Шутка-минутка. Исправьте ошибку, объясните значение: 1) ждать у горя погоды; 2) мы сами с ушами; 3) купить кита в мешке; 4) не ноги горшки обжигают; 5)
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
ФРАЗЕОЛОГИЯ «ФРАЗИС» «ЛОГОС». ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ имеющие структуру предложения имеющие структуру словосочетания бабушка надвое сказала след простыл подчинительные.
Внимание ! Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб кругом голова не шла.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Транксрипт:

Тема: «Фразеологизмы» Учитель русского языка и литературы Тур Елена Владимировна средняя школа 2 г. Аркалык Костанайская область, Казахстан

Цель: знать фразеологизмы, уметь применять и правильно использовать в речи, повышать языковую культуру, обогащать ее фразеологическими оборотами; развивать смекалку, повышать устную и письменную грамотность; воспитывать интерес к истории языка.

То, что мы знаем,- ограниченно, а то, чего мы не знаем,- бесконечно. Лаплас

Что это? (Загадки-шутки) 1. Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хло­потливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. 2. Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто зани­мается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда мол­чат; его нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее су­хими. 3. Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который го­ворит бойко, легко; за него тянут или дергают, настой­чиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить липшего.

Первая станция «Художественная» -Давайте вспомним по рисункам фразеологизмы

Светиться от счастья

Между двух огней

Упасть с Луны

Еле волочить ноги

Водить за нос

На воре и шапка горит

Сковать льдом

Вторая станция « Сообразительная» (по группам) Возьмите карточку и вспомните все вам известные фразеологизмы с данным словом, запишите с ними словосочетания или предложения (рука, вода, голова, нога, язык, глаза).

Третья станция «Исследовательская» 1 группа 1. Мастер на все руки 2. Делать из мухи слона 3. Передать из рук в руки 4. Заруби себе на носу 5. Дело в шляпе 6. Калиф на час 2 группа 1. Пропустить мимо ушей 2. В мгновение ока 3. Рукой подать 4. Яблоко раздора. 5. Белая ворона 6. Иерихонская труба Найдите по словарю значение фразеологизмов; объясните, что значат эти выражения? Придумайте устно предложения сними

1 группа 1. Мастер на все руки – человек, который всё, за что ни возьмётся, делает очень хорошо. 2. Делать из мухи слона – сильно преувеличивать. 3. Передать из рук в руки – передать непосредственно. 4. Заруби себе на носу – запомни. 5. Дело в шляпе – о деле законченном, за исход которого не стоит опасаться. 6. Калиф на час – человек, пользующий властью очень короткое время. 2 группа 1. Пропустить мимо ушей – не слушать, не обращать внимания. 2. В мгновение ока – очень быстро. 3. Рукой подать – близко. 4. Яблоко раздора – то, что порождает ссору, раздор (по древнегреческому мифу). 5. Белая ворона – о человеке, отличающемся от других, не похожем на окружающих. 6. Иерихонская труба – об очень громком голосе. Ответ

Четвёртая станция «Историческая» С древними ремеслами связано значительное рождение фразеологизмов. Попробуйте угадать, в речи каких мастеров использовались следующие выражения: 1 группа -два сапога пара -овчинка выделки не стоит -разделать под орех -квашня квашней -топорная работа -закидывать удочку -ловить рыбку в мутной воде 2 группа -небо с овчинку показалось -пьян в стельку -заметать следы -снять стружку -держать нос по ветру -без сучка и задоринки -на одну колодку сделаны

1 группа -два сапога пара (сапожник); -овчинка выделки не стоит (скорняк); -разделать под орех (столяр); -квашня квашней (стряпуха); -топорная работа (столяр); -закидывать удочку (рыбак); -ловить рыбку в мутной воде (рыбак); 2 группа -небо с овчинку показалось (скорняк); -пьян в стельку (сапожник); -заметать следы (охотник); -снять стружку (сапожник); -держать нос по ветру (охотник); -без сучка и задоринки (столяр); -на одну колодку сделаны (сапожник). Ответ

Игра «Кто быстрее?» Попробуйте угадать, какие фразеологизмы «прячутся» в данных пословицах, выпишите их 1 группа Свой ум – царь в голове - Близок локоток, да не укусишь - Дареному коню в зубы не смотрят - Сам заварил кашу, сам и расхлёбывай - За семь верст киселя хлебать ходил - На леченом коне далеко не уедешь - Любовь не картошка, не выбросишь в окошко. 2 группа - Бабушка гадала надвое сказала: либо дождик, либо нет, либо будет,либо нет - За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь - Если бы да кабы, во рту выросли грибы, тогда бы был не рот, а целый огород. - Пьяному море по колено, а лужи по уши - Не сиди сложа руки, так и не будет скуки - Тот герой, кто за Родину горой - Язык без костей: что хочет, то и лопочет

1 группа Свой ум – царь в голове (Без царя в голове). - Близок локоток, да не укусишь (Локти кусать). - Дареному коню в зубы не смотрят (Дареный конь). - Сам заварил кашу, сам и расхлёбывай (Заварить кашу). - За семь верст киселя хлебать ходил (За семь верст). - На леченом коне далеко не уедешь (Далеко не уедешь на чем-то). - Любовь не картошка, не выбросишь в окошко (Любовь не картошка). 2 группа - Бабушка гадала надвое сказала: либо дождик, либо нет, либо будет,либо нет (Бабушка надвое сказала - За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь (За двумя зайцами). - Если бы да кабы, во рту выросли грибы, тогда бы был не рот, а целый огород. (Если бы да кабы). - Пьяному море по колено, а лужи по уши (море по колено). - Не сиди сложа руки, так и не будет скуки (Сложа руки). - Тот герой, кто за Родину горой (Стоять горой). - Язык без костей: что хочет, то и лопочет (Язык без костей). Ответ

Пятая станция «Познавательная» А знаете ли вы? Неофразеологизмы

Шестая станция « Знайка» Подбери к фразеологизмам антонимичные пары. Объясни их значение. - Давать волю языку - держать… - Заварить кашу -… кашу. - Повесить нос – воспрянуть… - Легок на подъем – тяжел… 2. Дополни ряд фразеологизмов. - Исконно русские: сматывать удочки, считать ворон… - Из разных профессий: ход конем, закидывать удочку… - Из греческой мифологии: ахиллесова пята, прометеев огонь… - Из произведении писателей: видит око, да зуб неймет…. Для справок: Как по нотам сыграть, услужливый дурак опаснее врага, капля в море, играть в кошки-мышки, троянский конь, человек в футляре, игра в одни ворота, боевое крещение, хоть караул кричи, муки Тантала, лебедь рвется в облака, играть первую скрипку, сидеть у разбитого корыта, капля по капле, гадкий утенок, маменькина дочка, мухи не обидит, синяя птица.

Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы (укажите стрелками соответствие между правым и левым столбиками) 1. Кот наплакал 2. Слово не вытянешь 3. Дать маху 4. Мухи не обидит 5. Выйти из себя 6. Впасть в отчаяние 1. попасть в точку; 2. овладеть собой; 3. куры не клюют; 4. воспрянуть духом; 5. рта не закрывает; 6. как кошка с собакой; 1 -3, 2 – 5, 3 -1, 4 – 6, 5 -2, Ответ

Составьте синонимические пары: (укажите стрелками соответствие между правым и левым столбиками) 1. На скорую руку 2. Обвести вокруг пальца 3. На всех парах 4. Хоть волком вой 5. Со всех ног 6. Тертый калач 7. Ни зги не видно 1. во всю прыть; 2. провести на мякине; 3. хоть глаз выколи; 4. хоть караул кричи; 5. во всю прыть; 6. в пожарном порядке; 7. стреляный воробей 1 -5, 2 -2, , 4 – 4, 5 –1. 5, 6 – 7, 8 – 3. Ответ

Составьте предложения с фразеологизмами 1 группа не давать покоя – оставлять в покое, говорить по существу – переливать из пустого в порожнее. 2 группа выйти из себя – взять себя в руки, вступить в строй – выйти из строя.

Определив значение фразеологизмов, сгруп­пируйте их в синонимические пары. 1 группа а) стреляный воробей в) держать камень за пазухой б) богу душу отдать г) за тридевять земель 1. заснуть вечным сном 2. куда Макар телят не гонял 3. тертый калач 4. иметь зуб на кого-либо 2 группа а) витать в облаках б) переливать из пустого в порожнее в) пойти ва-банк г) птица невысокого полета 1. толочь воду в ступе 2. перейти Рубикон 3. последняя спица в колеснице 4. строить воздушные замки ответ: а -3, б -1, в -4, г – 2. ответ: а – 4, б -1, в -2, г- 3

Лингвистическое наблюдение. Развитие речи - Прочитай фразеологизмы со словом язык. Назови глаголы и прилагательные, которые употребляются с этим словом. Что можно, судя по глаголам, «сделать» с языком? Какой он может быть? - На основании этих фразеологизмов сделайте вывод о том, какой образ языка существует в русском языке. Прикусить язык, язык не повернулся, язык чешется, язык заплетается. Тянуть язык, язык заплетается, проглотить язык, держать язык за зубами, длинный язык, острый язык, острые языки, язык до Киева доведет.

Станция «Закрепительная» Мини-тест 1. Укажите фразеологизмы: а) бить баклуши; б) бить за непослушание; в) вогнать занозу в палец; г) вогнать в краску; д) держать камень; е) держать камень за пазухой. 2. Укажите фразеологизмы, которые появились среди плотников и портных: а) топорная работа; б) стреляный воробей; в) снять стружку; г) позолотить пилюлю; д) трещать по швам; е) толочь воду в ступе. 3. В каком предложении встречается фразеологизм? а) Облака почти касались верхушек берёз. б) Солнце садилось, закат разгорался. в) Надо учиться держать себя в руках. г) Надо снять нагар со свеч. 1 группа 4. Какой фразеологизм имеет значение «сделать посильный вклад»? а) поставить на место б) внести лепту в)подложить свинью г) втирать очки 5. Укажите фразеологизм, который имеет значение «извлекать выгоду» а) Он мастер на все руки. б) В мутной воде рыбу ловить. в) Делать из мухи слона. г) Передать из рук в руки. е) Заруби себе на носу. 6. Из данного предложения выпишите фразеологизм. Даже если тебе трудно, не надо опускать руки. а) тебе трудно б) не надо опускать в) опускать руки.

1. Укажите фразеологизмы: а) держать в руках палку; б) держать себя в руках; в) работать без году неделя; г) работать с начала зимы; д) делать из бумаги цветы; е) делать из мухи слона. 2. Укажите фразеологизмы, которые появились среди музыкантов и певцов: а) сложить оружие; б) играть первую скрипку; в) орать во всю ивановскую; г) петь с чужого голоса; д) ждать у моря погоды; е) ход конём. 3. В каком предложении встречается фразеологизм? а) Не успел я намылить шею, как вода в кране кончилась. б) Бабушка обвила нитку вокруг пальца и завязала аккурат­ный узелок. в) Я набрал в рот воды и начал полоскать зубы. г) Коля лёгок на подъём, вскоре мы уже встретились на оста­новке. 2 группа 4. Укажи фразеологизм-синоним выражению «стреляный воробей». а) Яблоко раздора. б) Белая ворона. в) Правая рука. г) Тёртый калач. д) Иерихонская труба. 5. Вставьте подходящее по смыслу слово во фразеологизм « … носа не подточит». а) воробей б) ворона в) щука г) комар д) медведь 6. Укажи фразеологизм-антоним выражению «без царя в голове» а) Калиф на час. б) Семи пядей во лбу. в) Коломенская верста. г) Казанская сирота. е) Ни рыба ни мясо

1-а, г, е; 2-а, в, д; 3-в; 4-б; 5-б; 6-в 1-б, в, е; 2-б, в, г; 3-в; 4-г, 5-г; 6-б 1 группа 2 группа Ответ

Рефлексия. - Обратимся к эпиграфу. -Что нового взяли сегодня на занятии для себя? -С какими новыми понятиями познакомились? -Какие новые фразеологизмы узнали? -Что понравилось? О чем бы еще хотели узнать?