Поэзия и проза во время Великой Отечественной войны Материал к лекции к уроку литературы в 11 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТ ВЫПОЛНИЛИ: Писарова Е.М., учащиеся 11 класса: Быстрицкий С., Бахтеев А., Задорожная А., Кочнева С., Чирков С.
Advertisements

В ЕЛИКАЯ О ТЕЧЕСТВЕННАЯ В ОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ. Р. Рождественский Вспомним всех поименно, горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!
Литература Великой Отечественной войны. Поэзия. …Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю.Друнина.
Строка, оборванная пулей Судьба и творчество поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны Проект подготовлен учащимися 6а класса МОУ-СОШ 1.
Священная война. Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой! Пусть ярость благородная вскипает, как.
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ; ПОЗНАКОМИТЬ С ТВОРЧЕСТВОМ МОЛОДЫХ ПОЭТОВ- ФРОНТОВИКОВ; ВЫЯСНИТЬ, В ЧЁМ.
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой ! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, -- Идёт.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов Prezentacii.com.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов Криенок Женя, Шлёпкин Денис, Алиев Фамил 6 а.
Поэзия надела военную шинель с первых дней войны..
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.
Строки, опаленные войной Поэзия Великой Отечественной.
Четыре долгих, страшных года продолжалась война, но наши деды и прадеды выстояли и победили !
Война в судьбе моей семьи Номинация «Война в судьбе моей семьи» Авторы: Ионов Александр, 14 лет Кадулин Александр, 13 лет Муниципальное общеобразовательное.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне Грянул год, пришёл черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за всё на свете. А.Твардовский.
Исследовательский проект «Путешествие в мир слова»: « Война – жесточе нету слова » Выполнила: ученица 10 «а» класса Сергеева Ирина Руководитель: Шарова.
Великой Победе посвящается Салют, Победа!
Литература в годы Великой Отечественной войны Выполнила ученица 11 класса Позднякова Лиза.
Тема Великой Отечественной войны в поэзии и живописи. Презентацию подготовила: Писарева Татьяна 9г класс школы 41 города Вологды.
Транксрипт:

Поэзия и проза во время Великой Отечественной войны Материал к лекции к уроку литературы в 11 классе

Образ непобедимой страны Литература Вов начала складываться задолго до её начала. Ощущение надвигающейся « грозы » породило так называемую « оборонную » литературу. Литература была « классовой » в 30- е гг. 20 века. СССР представлялся пропагандой и официальной литературой как оплот социализма, готовый дать мощный отпор капиталистическим государствам.

Мощная пропаганда Песни предвоенных лет демонстрировали мощь государства : Кипучая, могучая, никем непобедимая … И врага мы на вражьей земле победим малой кровью могучим ударом … Кинофильмы показывали, как лихо побеждает Красная армия недалёких и слабых противников (« Если завтра война »). Аналогичны были художественные произведения. Повесть Н. Шпанова « Первый удар » и роман П. Павленко « На Востоке », вышедшие огромными тиражами, рассказывали о славных победах. Это была пропаганда сталинской военно - политической доктрины, которая поставила армию и страну на край гибели.

Но … Те, кто прошёл войну в Испании, конфликты у озера Хасан и на Халкин - Голе, финскую кампанию, понимали истинное положение вещей. Монгольские стихи К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского показывают войну тяжёлым и опасным делом.

Пьеса К. Симонова « Парень из нашего города » Написана перед началом Вов. В её основу лег реальный опыт боёв на Халкин - Голе. Позже был поставлен фильм. Название символично : главный герой - простой парень, такой же, как и многие. Он там, где нужны его мужество и поддержка – в Испании и на Халкин - Голе. Пьеса была необходима тем, кто защищал страну от врага. Она не забегала вперёд, не рассказывала о грядущей победе, но вселяла уверенность в ней. В финале пьесы зритель расстаётся с героем перед боем, исход которого ясен – нельзя не победить, т. к. защищаешь любимых, родных, Родину.

Пьеса Е. Шварца « Дракон » Написана в 1943 г., встречена зрителями с восторгом, но была запрещена и увидела свет лишь в 1962 г., после смерти автора. « Дракон » – это сказка. Автор вкладывает в фольклорные сюжеты новый смысл. Герой пьесы Шварца – благородный рыцарь Лонцелот, защитник справедливости и добра. Шварца интересует логика истории, он исследует вопросы о том, на чём держится власть тиранов, насколько она прочна и как от неё освободиться. Дракон стал всесильным, т. к. никто не оказывал ему сопротивления, народ смирился со своей участью и не хочет ничего менять в своей жизни. Души людей поражены страхом, отравлены равнодушием. И хотя Лонцелот убивает с схватке Дракона, он не освобождает людей от страха и зависимости, их души всё равно принадлежат Дракону. Победа над Драконом только начало : « Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придётся убить Дракона.» Подвиг – в ежедневной нудной работе, которая не выглядит геройством, а скорее встречает непонимание и сопротивление.

Особенности литературы Ведущей темой прозы стала защита Отечества. Тема и условия военного времени определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Это оперативный, актуальный, эмоциональный жанр. Небольшая форма публицистических произведений позволяла печатать их в газетах, т. е. читать их мог каждый боец, каждый человек. Популярными были очерки Эренбурга, Толстого, Шолохова, Симоновна, Гроссмана и др., видевших войну своими глазами. Героями таких произведений были не полководцы, а простые люди, такие же, как и читатели газеты.

Большое место принадлежало жанру рассказа. Рассказы писали Симонов, Шолохов, Соболев, Тихонов. Характерна была циклизация рассказов ( и не только рассказов ), объединенных общим героем, темой, образом повествователя. А. Толстым написан цикл « Рассказы Ивана Сударева » (1942). От имени героя - рассказчика проводится одна и та же мысль « Ничего, мы сдюжим !», « Ничего … Мы люди русские ».

« Рассказы Ивана Сударева » - это рассказы о человеке на войне, о стойкости и не показной храбрости, о преемственности и уважении к прошлому. Завершающий рассказ имеет многозначительное название – « Русский характер ». Его герой Дремов, помнит наказ отца : « Русским названием - гордись ». Это простой человек простой, тихий, обыкновенный, он не любит говорить про подвиги на войне, но он настоящий герой. Толстой рисует похожим его на былинного богатыря. В горящем танке у него обгорело лицо, но своего « лица » он не потерял. Толстой пишет о настоящей, а не внешней красоте. О всех героях этих рассказов автор пишет : « Да, вот они, русские характеры ! Кажется, прост человек, а продёт суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нём великая сила – человеческая красота ».

Роман А. Фадеева « Молодая гвардия » Этот роман о подвиге юношей и девушек Краснодона. Роман проникнут романтическим пафосом. Автор увидел в своих героях молодогвардейцах воплощение идеала добра и красоты. Почти все герои романа имеют прототипы. Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин и Люба Шевцова такие, какими они были при жизни, но в то же время автор заострил идеальные черты характера, наиболее ему близкие. Благодаря этому роман - документ превратился в роман - обобщение. Писатель воспринимает войну как борьбу добра и зла, где герои - молодогвардейцы отличаются и внешней и внутренней красотой, а образы фашистов гротескны : грязный, вонючий палач Фенборг, генерал, похожий на гуся, извивающийся червём предатель Фомин – это « нелюди », это « выродки ». Само фашистское государство сравнивается с механизмом – понятием, враждебным романтикам.

Военная поэзия Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война, в их стихах – мотив жертвенности.

В апреле 1941 года Павел Коган, молодой талантливый поэт, погибший на войне в 1942, написал : Нам лечь, где лечь, И там не встать, где лечь. И, задохнувшись Интернационалом, Упасть лицом на высохшие травы. И уж не встать, и не попасть в анналы, И даже близким славы не сыскать. Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые строки : Я с детства не любил овал ! // Я с детства угол рисовал ! (1936). Известная всем, ставшая народной песней романтиков Бригантина ( Надоело говорить и спорить, // И любить усталые глаза...) – тоже его (1937 год ). В этом же 1937 году им написано тревожное стихотворение Звезда.

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – " Священная война " на стихи Василия Лебедева - Кумача.

Остро чувствовали эту ответственность и писатели : 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны : артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

В стихотворении Владислава Занадворова (1914–1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, – неприкрашенная война : Ты не знаешь, мой сын, что такое война ! Это вовсе не дымное поле сраженья, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит свое выраженье. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела ; Это – боль головная, что ломит висок ; Это – юность моя, что в окопах истлела ; Это – грязных, разбитых дорог колеи ; Бесприютные звезды окопных ночевок ; Это – кровью омытые письма мои, Что написаны криво на ложе винтовок ; Это – в жизни короткой последний рассвет Над разрытой землей. И лишь как завершенье – Под разрывы снарядов, под вспышки гранат – Беззаветная гибель на поле сраженья. 1942

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Стихотворению Иосифа Уткина (1903– 1944) предпослан эпиграф из Н. А. Некрасова :... Не жаль ни друга, ни жены, // Мне жаль не самого героя. Из письма Когда я вижу, как убитый Сосед мой падает в бою, Я помню не его обиды, Я помню про его семью. Мне представляется невольно Его обманчивый уют. Он мертв уже. Ему не больно, А их еще... письмом убьют ! 1942 Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова Жди меня

Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов жди меня, жди. Константин Симонов (1915–1979) к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халхин - Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты Красная звезда, переезжал с фронта на фронт, знал войну изнутри. Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины

Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив : Мы вас подождем. Усталые женщины, деревни, деревни, деревни с погостами – родные, оставляемые в беде, родные, которые молятся за в бога не верящих внуков своих. И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание врагам родную землю. Досада, злость, яростное желание отмщения в стихотворении Симонова Убей !. По прошествии лет мы можем ужаснуться такому постоянно повторяющемуся призыву, но без этой жажды отомстить возможна ли была победа ?

Образ России в ее единстве – в лирических стихотворениях, в песнях на стихи Михаила Исаковского : Катюша, написанная еще в 30- е годы и по - новому зазвучавшая в годы войны, До свиданья, города и хаты, Ох, туманы мои, растуманы, В лесу прифронтовом, Огонек Поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь родную землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому. Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и охранить Родину. Вспомним стихотворение Анны Ахматовой Мужество, в котором символом родины выступает русская речь, великое русское слово.

У Ольги Бергольц, так же, как у Анны Ахматовой, был свой счет к советской власти, принесшей ей много горя : проработки, исключения, тюрьму. В голодном блокадном Ленинграде Бергольц страшной зимой 1942 года писала свой Февральский дневник : Был день как день. Ко мне пришла подруга, не плача, рассказала, что вчера единственного схоронила друга, и мы молчали с нею до утра. Какие ж я могла найти слова, я тоже ленинградская вдова. Бергольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замерзшие, замершие в душе. Но тот, кто не жил с нами, – не поверит, что в сотни раз почетней и трудней в блокаде, в окруженье палачей не превратиться в оборотня, в зверя... Я никогда героем не была. Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, я не геройствовала, а жила.

Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая. Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны : Бой идет святой и правый, // Смертный бой не ради славы, // Ради жизни на земле ( А. Твардовский ).