Речь – это средство общения. С помощью речи мы можем выражать свои чувства и эмоции. В различных ситуациях, например при общении с родителями, с друзьями,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы речи. Ученица 5 «б» кл., шк.1 Романова Анастасия.
Advertisements

Сочинение- рассуждение на дискуссионную тему. ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ ТИПЫ РЕЧИ Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической.
Типы речи рассуждение повествование описание Повествование - рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Последовательность.
Повествование. Описание. Рассуждение. 5 класс. Повествование – это рассказ о чём- либо, сообщение о каком-либо событии в определённой хронологической.
Типы речи Автор работы: Семенкова Людмила Семёновна учитель русского языка и литературы МОУ «Степно-Баджейская ООШ» Манский район, Красноярский край 5.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Типы речи Повествование Описание Рассуждение Повествование Композиция: Экспозиция; Завязка; Развитие действия; Кульминация; Развязка.
Повествование Описание Рассуждение Содержание Композиция Особенности языка Рассказ о событиях, действиях, происшествиях Рассказ о событиях, действиях,
Найдите 3 лишнее: Научный Разговорный художественный.
Проект «Типы речи в публицистике» Автор:. Какие тексты существуют в современной публицистике?
кульм нация повес вование о исание о-перввх п илагательное ассуждреин заклюние так т п ы и и ч е р е.
Повествование Описание Рассуждение Содержание Композиция Особенности языка Рассказ о событиях, действиях, происшествиях Рассказ о событиях, действиях,
РАССУЖДЕНИЕ как функционально-смысловой тип речи. Автор: Горчакова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь-Хрустального.
Как научить ребенка писать сочинения. Наумова Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
ТИПЫ РЕЧИ
Типы речи. Рассуждение. Демонстрационный материал для уроков русского языка. Составитель: Н. Махова.
Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна.
Выполнила работу учитель начальных классов Казачёнок Лидия Геннадьевна.
«Как помочь ребёнку в написании сочинения?» Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
Сочинение-рассуждение Учитель: Соколова Е. И. 7 класс.
Транксрипт:

Речь – это средство общения. С помощью речи мы можем выражать свои чувства и эмоции. В различных ситуациях, например при общении с родителями, с друзьями, в школе, мы пользуемся разной речью. Поэтому тексты, который мы создаём в процессе речи делятся на виды: стили речи, типы речи.

Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М. Горький

КАКИЕ ТИПЫ РЕЧИ БЫВАЮТ? Повествование Описание Рассуждение

ЧТО ТАКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ? Это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Художественный повествовательный текст строится по определенной композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В таком тексте события могут описываться как в прямом порядке, т.е. в хронологической последовательности, так и в обратной последовательности. В некоторых художественных произведениях действие описывается в хронологической последовательности, но повествователь время от времени может отступать от нее, вспоминая о прошедших событиях, или, наоборот, забегать вперед, сообщая о том, что произойдет в дальнейшем. Форма повествования распространена в таком жанре литературы, как рассказ, повесть, роман, воспоминания, письма. Хочешь узнать о повествовании побольше – загляни в учебник «Русская речь» (п.17)

ПЛАН ПОВЕСТВОВАНИЯ Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развитие действия Развязка Эпилог Завязка Кульминация Развязка подробный краткий

ПРИМЕР ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА В эту зиму веселья и танцев Мишель получил извещение из Пскова от своего владельца дома и теперь арендатора о том, что его жена, потеряв ребенка и выйдя замуж, уехала из квартиры, задолжав ему значительную сумму. Она оставила кое-какую мебель, которую арендатор и сосчитает своей, если Мишель не пришлет ему денег в ближайший месяц. Прочтя это письмо утром, после попойки, Мишель сердито скомкал его и бросил под кровать, с тем чтобы не вспоминать о своей прошлой бесцветной жизни (М. Зощенко).

ЧТО ТАКОЕ ОПИСАНИЕ? это тип речи, при помощи которого изображаются какие-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Иными словами, при помощи этого типа речи описываются признаки предметов, явлений, человека, животных, в описании часто используются прилагательные, наречия, то есть слова, обозначающие качества, свойства предметов, действий, предметом описания может быть не только человек, но и животное, природа, действия, интерьер и т.п. Хочешь узнать об описании побольше – загляни в учебник «Русская речь» (п.18)

ПЛАН ОПИСАНИЯ: общее представление о предмете описания; отдельные признаки предмета описания; авторская оценка, отношение к предмету описания.

ПРИМЕР ОПИСАНИЯ: Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза, в обычное время полузакрытые ресницы, расширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение приветливой доброты и беспечного счастья (И. Тургенев).

ЧТО ТАКОЕ РАССУЖДЕНИЕ? это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (тезис), для рассуждения характерны сложные предложения с различными типами бессоюзной и союзной связи; предложения с союзами однако, хотя, несмотря на, так как, потому что и др.; побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, этот тип речи отличается логичностью, последовательностью изложения материала. Хочешь узнать о рассуждении побольше – загляни в учебник «Русская речь» (п.20)

В ТЕКСТЕ - РАССУЖДЕНИИ ОБЫЧНО ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ЧАСТИ: ТЕЗИС (мысль, которая требует доказательства или опровержения); АРГУМЕНТАЦИЯ (это примеры, факты, иллюстрации, доказывающие или опровергающие тезис); ВЫВОД (доказанный или опровергнутый тезис)

ПРИМЕР РАССУЖДЕНИЯ: Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного... Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, меня это не касается стало чувством привычным? (Д. Гранин)

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП РЕЧИ? в тексте ОПИСЫВАЕТСЯ ёжик (КАКОЙ предмет)? в тексте РАССКАЗЫВАЕТСЯ о ёжике (ЧТО ПРОИЗОШЛО с предметом)? в тексте автор РАССУЖДАЕТ о ёжике (ПОЧЕМУ предмет таков)?

КАКОВ ТИП РЕЧИ ЭТОГО ТЕКСТА? Ольха – дерево скромное, она ничем не привлекает к себе внимания. Невысокая, с серым корявым стволом. Весной зацветает ольха раньше всех других деревьев. Листьев на ней совершенно нет. С ветвей свешиваются длинные сережки. Осенью ольха удивляет нас снова. Она никогда не участвует в празднике осени. Все деревья вокруг неё меняют цвет своей листвы. Становятся жёлтыми. Красным, бурыми. Листья ольхи остаются зелёными. Такими они и падают на землю. ОПИСАНИЕ

Лет двести тому назад ветер – сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет двести эти ель и сосна вместе растут. КАКОВ ТИП РЕЧИ ЭТОГО ТЕКСТА? ПОВЕСТВОВАНИЕ

СОЕДИНЕНИЕ РАЗНЫХ ТИПОВ РЕЧИ В ОДНОМ ТЕКСТЕ? В тексте соединяются разные типы речи. Соединение типов речи должно быть оправданным: должно определяться замыслом автора, основной мыслью высказывания.

ПОВЕСТВОВАНИЕ + ОПИСАНИЕ. Выхожу на полянку и вдруг вижу возле старой, давно не езженной дороги сразу два белых гриба. Да каких еще! Шляпка у каждого чуть меньше моего картуза. Срезал их ножичком. Ножки толстые, крепкие. На всякий случай ещё разок огляделся по сторонам, огляделся – и обмер: еще два почти рядом с моими растут, а немного подальше – ещё один. И все как на подбор. После такой удачи я уж всю эту полянку ползком облазил. Но больше ни одного не нашёл. (Г. Скребицкий)-

ВЫВОД Мы познакомились с типами речи и узнали, как их можно соединять в одном тексте. Теперь мы знаем, как правильно выражать свои мысли на письме и устно.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: Учебник «Русская речь». 5 кл., Никитина Е.И.., М., html