О региональном мониторинге индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования как один из способов обеспечения современного качества образования О.В. Мелёхина, заведующий методическим кабинетом Управления образования
Мониторинг – систематический сбор и обработка, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решений. Основные элементы мониторинга: – диагностический инструментарий для осуществления оценки; – автоматизированные инструменты сбора и обработки полученной информации; – механизмы принятия управленческих решений.
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ (Вступил в силу с 1 сентября 2013 года) Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 29) качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 10 ) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях; 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. 6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствующих с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся…
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г р) / Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления; обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов; формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и организаций; создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях; создание системы мониторинговых исследований качества образования; формирование унифицированной системы статистики и сбора информации на основе международных стандартов
Областная целевая программа развития образования в Челябинской области на годы(постановление Правительства Челябинской области от 27 сентября 2012 г П)/ Направление 9 «Развитие системы оценки качества образования» содержит 9 мероприятий: процедуры государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственный контроль (надзор) в области образования); действующие и апробируемые государственные (итоговые) аттестационные процедуры (ГИА в новой форме, ЕГЭ и др.); процедуры независимой оценки качества образования, включая оценку качества образования внутри образовательной организации; международные, всероссийские, региональные, муниципальные мониторинговые исследования; процедуры оценки качества, охватывающие разные уровни образования, в том числе процедуры самооценки; публичное представление результатов деятельности образовательных организаций и систем и др.
Постановление правительства РФ от г. 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от г. 01/4732 «Об организации мониторинга системы образования Челябинской области» ; Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от г. 01/2896 «Об утверждении Положения о региональном мониторинге индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования»
Региональный мониторинг индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования Проводится по следующим предметным областям: «Филология»; «Математика и информатика»; «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»; «Искусство»; «Технология; «Физическая культура»; Диагностика достижения метапредметных результатов освоения ОП НОО
Региональный мониторинг индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов проводится с целью определения уровня и качества результатов освоения образовательных программ начального общего образования
Задачи регионального мониторинга индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов:
Участники регионального мониторинга
Информация о выборе образовательными организациями формы проведения мониторингового исследования п/п Наименование ООЭлектронная форма Печатная форма 1 МКОУ Барсучанская СОШ012 2 МКОУ Чудиновская сош 06 3 МКОУ Каракульская сош 10 4 МКОУ Октябрьская нош МКОУ Подовинновская СОШ200 6 МКОУ Свободненская СОШ07 7 МКОУ Березовская оош 3- 8 МКОУ Вагановская СОШ50 9 МКОУ Октябрьская сош 1 Лебединский филиал МКОУ Октябрьская СОШ МКОУ Кочердыкская сош 100 МКОУ Кочердыкская сош филиал Мяконьская школа 1 12 Уйско –Чебаркульская СОШ12 13 МКОУ Маякская сош 14 МКОУ Крутоярская сош МКОУ Новомосковская СОШ 8 Итого:75134
Учебно-методический инструментарий по подготовке к региональному мониторингу личных достижений обучающихся 4 классов Челябинской области И.Г.Галкина, Директор Инновационного Центра «РОСТ», г.Челябинск
Роль учебно-методического инструментария в начальной школе, действующей в рамках требований ФГОС В учебных пособиях ученика представлена система заданий, позволяющая проверить как предметные результаты, так и метапредметные вне зависимости от того, по какому УМК учитель учит; Задания, которые предлагаются в учебных пособиях, как средство тренинга и диагностирования, содержат учебные или жизненные ситуации, которые учащиеся могут разрешить, пользуясь полученными знаниями; Пособия позволяют оценивать способность выпускников начальной школы: -работать с информацией, представленной в различном виде; -решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений; -формировать и применять универсальные учебные действия. Инструментарий помогает всем участникам образовательного процесса (учителям, ученикам и родителям) с наименьшими организационными, интеллектуальными и эмоциональными затратами осуществить освоение и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта.
Отличительные особенности комплектов «Учусь учиться»: использование социально значимых ситуаций для задачных формулировок, наличие в тетрадях графической системы самофиксации школьником достижений для отслеживания динамики в учении, наличие электронного журнала для фиксации результатов мониторинга сформированности предметных и метапредметных результатов образования.
О региональном мониторинге индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования как один из способов обеспечения современного качества образования О.В. Мелёхина, заведующий методическим кабинетом Управления образования