Г.С. Ковалева Руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО к.п.н. СЕССИЯ 5 Крупномасштабные исследования:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Российская академия образования 4 ноября 2011 года Международный опыт оценки качества образования Г.С. Ковалева Руководитель Центра оценки качества образования.
Advertisements

Ковалева Г.С. Использование результатов мониторинговых исследований Часть 1. Международные и национальные мониторинги Учебный курс «Использование результатов.
Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
Единый государственный экзамен в системе оценки качества образования Г.С.Ковалева ИСМО РАО.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
1 Оценка образовательных достижений: проблемы и перспективы.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Группа «Разработка и апробация системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка.
«ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ.
ВЕБИНАР Исследовательские аспекты построения общероссийской системы оценки качества образования: задачи в зоне ближайшего развития 3 февраля 2012 года.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ построения общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) Профессор Долматов Александр Васильевич.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
Реализация школьной программы мониторинга уровня сформированности учебных действий у школьников в условиях реализации ФГОС Гимадеева Е.Г. МОУ гимназия.
1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
Татьяна Марковна Гозман, заместитель начальника управления, к.п.н., доцент Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
« Интеграция формирующего и диагностического оценивания как механизм обеспечения качества образования» Дорошенко Наталья Алексеевна, научный сотрудник.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзор Начальник Управления.
Ковалева Г.С., зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных.
Транксрипт:

Г.С. Ковалева Руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО к.п.н. СЕССИЯ 5 Крупномасштабные исследования: национальные и региональные мониторинги Тренинговый центр Института управления образованием РАО «Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты»

Институт управления образованием РАО ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 1. Что должны обеспечивать мониторинговые исследования качества образования и как этого достичь 2. Основные показатели качества и эффективности мониторинговых исследований 3. Примеры использования результатов мониторинговых исследований 4. Повышение эффективности мониторинговых исследований за счет дополнительных целевых программ по отдельным проблемам 5. Проблемные области в мониторинговых исследованиях (на примере международных исследований)

Институт управления образованием РАО Ожидания от мониторинговых исследований 3 Проведение мониторинговых исследований качества образования в рамках ОСОКО будет способствовать: Качественному образованию и защищенности граждан; Повышению уровня информированности населения при принятии жизненно важных решений о продолжении образования; Обеспечению единства образовательного пространства; Принятию обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития системы образования; Развитию и совершенствованию структур и механизмов контроля, управления и обеспечения качества образования.

Оценка образовательных достижений в ОСОКО (внешняя оценка) Старшая школа Основная школа Начальная школа Аттестация и диагностика Международные мониторинговые исследования Федеральный (региональный) мониторинг ЕГЭ TIMSS (математика и физика углубленного уровня) 11 класс 10 класс TIMSS (математика и естествознание) PIRLS (грамотность чтения) 4 класс 1 класс Мониторинговые исследования Итоговая оценка ( диагностика ) Мониторинговые исследования Стартовая диагностика Стартовая (диагностика) Государственная итоговая аттестация PISA функциональная грамотность (чтение, математика, естествознание) 9 класс 5 класс 8 класс TIMSS (математика и естествознание)

Отличие экзаменов от мониторинга Государственные экзамены Мониторинг образовательных достижений Цель Аттестация учащихся Отбор учащихся для продолжения образования на следующей ступени Оценить состояние образовательных результатов Выявить динамику изменений Оценить достижение стандартов Определить факторы, объясняющие образовательные результаты Переориентировать работу учителей на новые результаты Выборка Генеральная совокупностьПредставительная выборка Инструмен тарий «Параллельные» КИМ, включающие то, что изучали КИМ, максимально охватывающие содержание учебных предметов, или то, что считается важным + Анкеты Использо- вание результа- тов Для определения образовательных траекторий учащихся Принятие решений для управления образованием и обеспечения его качества

Институт управления образованием РАО Требования к национальным и региональным экзаменам для использования их результатов в системе управления качеством образования 6 Сравнимость результатов ЕГЭ по годам (наличие единого банка откалиброванных заданий, разработка моделей КИМ, позволяющих сравнивать результаты по годам на основе единой шкалы и др.) Содержательная интерпретация результатов экзамена(выделение отдельных уровней в подготовке учащихся, содержательное описание различных уровней достижения и др.) Наличие факторов, позволяющих корректно интерпретировать полученные результаты (характеристики учащихся и их семей, характеристики учителей, учебного процесса и образовательного учреждения и др.) Сопоставимость системы ЕГЭ с региональными, общероссийскими и международными исследованиями качества образования (использование единой системы взаимодополняющих показателей, использование общих подходов к разработке инструментария, сравнимость шкалы ЕГЭ со шкалами международных исследований и др.)

Перераспределяетс я время на изучение предметов Изменяются акценты в учебном процессе Появляются отстающие Обучение на тест Уменьшается объем изучаемого материала Оценивается только часть изучаемого материала Негативные последствия внешней оценки

Внутренняя оценка Внешняя оценка Исполь- зование в школе централи- зованного инстру- ментария Использование комплексных измерений Текущий контроль, портфолио и др. ЕГЭ, ГИА-9

Институт управления образованием РАО Опыт некоторых стран в создании системы мониторинга 9 Страны Международный уровень (национальный уровень) Национальный уровеньРегиональный уровень СШАPIRLS, TIMSS, PISANAEP, NCLB, SAT, ACT, Экзамены, готовность к обучению, мониторинги ГерманияPIRLS, TIMSS, PISA АвстралияPIRLS, TIMSS, PISAМониторинги (предметные, ИКТ, готовность к обучению) АнглияPIRLS, TIMSS, PISAGCSE Английский бакалавриат Валийский бакалавриат КанадаPIRLS, TIMSS, PISA Экзамены, готовность к обучению, мониторинги

Институт управления образованием РАО Учимся у лучших! (по результатам исследований PISA ) 10 АлбанияБразилия ВенгрияГермания ИзраильИндонезия Республика КореяЛатвия ЛихтенштейнПольша ПеруЧили

Институт управления образованием РАО Мониторинговые исследования качества образования 11 Мониторинговые исследования качества образования являются механизмом контроля и слежения за качеством образования на различных уровнях. Мониторинг позволяет выявить тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принятых решений в области образования. Целью мониторинговых исследований качества образования является определение качества и доступности образования на определенных этапах обучения, тенденций в их изменении, а также выявление факторов, позволяющих интерпретировать полученные результаты.

Институт управления образованием РАО Основания для определения направлений мониторинговых исследований 12 1.Целевые установки: оценка качества и доступности образования 2.Что понимается под качеством образования (Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям). 3.Объекты оценки (образовательные программы, результаты образования, условия обучения) 4.Модель измерения (срезовый и лонгитьюдный мониторинг). 5.Уровни организации исследования (международный, федеральный, региональный, муниципальный и мониторинг образовательного учреждения)

Институт управления образованием РАО Основные направления мониторинговых исследований качества общего образования 13 Мониторинговые исследования образовательных достижений учащихся по отдельным предметам (мониторинг достижения образовательных стандартов) и мониторинг сформированности межпредметных компетенций (например, включающих метапредметные или общеучебные умения) ; Мониторинг динамики образовательных достижений; Мониторинговые исследования качества общего образования на разных уровнях (международные сравнительные исследования, мониторинговые исследования федерального и регионального уровней).

Институт управления образованием РАО Основные задачи мониторинговых исследований качества образования Создание организационной схемы взаимодействия федеральных и региональных структур при организации и проведении исследований в отобранных регионах страны. 2. Формирование представительных выборок учащихся образовательных учреждений России (для федерального мониторинга) или региона (для регионального мониторинга). 3. Подготовка инструментария исследования. 4. Проведение инструктивно-методических совещаний и семинаров. 5. Проведение обследований в отобранных образовательных учреждениях.

Институт управления образованием РАО Основные задачи мониторинговых исследований качества образования Осуществление независимого контроля качества проведения обследований в регионах. 7. Сбор, обработка и анализ полученных данных. 8. Подготовка отчета, аналитических материалов и баз данных по результатам исследования. 9. Проведение научно-практической конференции по обсуждению полученных результатов

Институт управления образованием РАО Планирование мониторинговых исследований качества образования 16 1.Определение цели и задач исследования. 2.Обоснование концептуальной модели исследования. 3.Определение типа мониторингового исследования (срезовое, лонгитьюдное или их сочетание). 4.Определение генеральной совокупности обследуемых учащихся и размера выборки. 5.Определение оснований для стратификации выборки учащихся и процедуры формирования выборки.

Институт управления образованием РАО Планирование мониторинговых исследований качества образования Определение состава инструментария и организаций–разработчиков. 7. Определение показателей, для сбора информации по которым разрабатывается инструментарий. 8. Определение области проверяемого содержания и видов учебно-познавательной деятельности. 9. Обоснование математических моделей и шкал, которые будут использоваться при разработке инструментария и обработке результатов исследования. 10. Описание процедуры предварительной отработки инструментария и его экспериментальной проверки.

Институт управления образованием РАО Планирование мониторинговых исследований качества образования Определение графика и сроков проведения исследования. 12. Определение факторов, которые будут анализироваться в исследовании в соответствии с его задачами. 13. Формулирование гипотез о взаимосвязи между факторами и результатами тестирования учащихся. Анализ, на сколько инструментарий позволяет получить данные по всем отобранным факторам. 14. Отбор и обоснование используемых статистических методов анализа результатов исследования. 15. Форма и регламенты представления результатов исследования для обсуждения и последующего их распространения.

Институт управления образованием РАО Ключевые вопросы, определяющие модель мониторинговых исследований образовательных достижений учащихся С какой целью проводится оценка образовательных достижений? Как будут интерпретироваться и использоваться результаты? 2. Что понимается под образовательными достижениями? Структура образовательных достижений, приоритеты при оценке. 3. Форма проверки и формат инструментария. 4. Степень стандартизации на этапах разработки инструментария, проведения оценочной процедуры, обработки и представления результатов. 5. Реальные возможности (кадры, финансирование и др.)

Институт управления образованием РАО Эффективность мониторинговых исследований 20 Эффективность проведения (техническая) Эффективность экономическая Эффективность использования результатов (практическая) Эффективность прогностическая (учет рисков)

Институт управления образованием РАО Критерии качества проведения мониторинговых исследований Полнота охвата в сочетании с относительной простотой используемого инструментария. 2. Необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам системы оценки образовательных достижений и факторов, определяющих полученные результаты). 3. Оперативность (используемые технологии проведения мониторинга должны обеспечивать достаточно быстрый сбор и обработку информации в целях принятия управленческих решений).

Институт управления образованием РАО Критерии качества (продолжение) Экономическая целесообразность (процесс проведения мониторинга должен быть экономически обоснован по используемым ресурсам). 5. Универсальность (система показателей и инструментарий должны быть инвариантными относительно социально- экономических и других особенностей субъектов РФ в целях технологического обеспечения сравнительного анализа мониторинговой информации на федеральном уровне). 6. Надежность интерпретации значений показателей (информация, получение которой обеспечивают показатели и разработанный инструментарий, не должна допускать возможности противоречивого ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений ).

Институт управления образованием РАО Критерии качества (продолжение) Открытость концептуальных разработок, методик и технологий проведения исследования до начала проведения мониторинга в образовательных учреждениях. 8. Сопоставимость основных показателей мониторинга образовательных достижений, обеспечивающая сопоставимость и сводимость получаемой на его основе статистической информации. 9. Цикличность исследований (обеспечение возможности оценки динамики изменений, происходящих в системе образования, с целью создания системы стратегического и оперативного планирования, системы прогнозирования развития отрасли).

Институт управления образованием РАО Как определить и обосновать качество и эффективность мониторинговых исследований 24 Состав итоговых документов (технических отчетов): 1.Цели и задачи исследования. Обоснование необходимости проведения исследования, его теоретическая и практическая значимость. Показатели, по которым будут представляться полученные результаты. 2.Анализ предыдущих исследований в данной области. 3.Вопросы, на которые должны быть даны ответы в исследовании. 4.Планирование исследования и используемые методы. Доказательство обеспечения валидности исследования. 5.Описание планируемой генеральной совокупности. Определение размеров выборки в соответствии с планируемой ошибкой измерения.

Институт управления образованием РАО Как определить и обосновать качество и эффективность мониторинговых исследований 25 Состав итоговых документов (технических отчетов): 6.Доказательство валидности и надежности проведенных измерений. Описание процедуры измерений. 7.Соответствие используемой статистики целям исследования. 8.Ясное представление полученных результатов. Указания на возможности их использования для совершенствования системы образования. 9.Наличие выводов и интерпретации полученных результатов. Самые главное – открытость материалов для обсуждения и использования. Это является одним из доказательств соблюдения требований к исследованиям данного типа и исключит повторение ошибок.

Институт управления образованием РАО Актуальные требования к организации мониторинга образовательных достижений в России 26 Связь инструментария, используемого на различных этапах мониторинга Представительность выборки обследуемых учащихся Связь измерительных шкал Стандартизация процедуры проведения, обработки и анализа результатов и др.

Институт управления образованием РАО С какой целью могут быть использоваться результаты мониторинга 27 Информирование всех заинтересованных лиц (вертикальное и горизонтальное) Принятие решений на различных уровнях (тактическое и стратегическое планирование) Изменение акцентов в учебном процессе (переориентация системы) Повышение квалификации педагогических кадров Инициирование новых исследований

Институт управления образованием РАО Кто может использовать результаты мониторинга 28 Система управления качеством образования Разработчики стандартов Авторы учебников Система повышения квалификации Методические службы Аттестационные службы Разработчики ЕГЭ Специалисты по педагогическим измерениям Научные кадры … ! ! ! ? ? ? (родители, политики, общественные деятели и др.)

Для информирования: Результаты России в международных сравнительных исследованиях качества общего образования

…почувствуйте разницу…

Распределение обследуемых первоклассников по результатам выполнения методики «Графический диктант»

Для принятия решений: Использование результатов международных исследований (PISA-2009)

Профили готовности первоклассников к обучению в школе Семья как ресурс адаптации первоклассника Познавательная сфера Индивидуально- личностные особенности ребёнка

Для повышения квалификации TIMSS 1995, естествознание 8 класс На рисунке показано яблоко, падающее на землю. В каких из трех положений на яблоко действует сила тяжести? А. только в положении 2. В. только в положениях 1 и 2. С. только в положениях 1 и 3. D. в положениях 1, 2 и 3. Положение 1 Положение 2 Положение 3

TIMSS 1999, естествознание 8 класс На рисунке изображена ракета до запуска, сразу после запуска и в момент ее возвращения на Землю. В каких из трех положений на ракету действует сила тяжести? А. Только в положении 3. В. Только в положениях 1 и 2. С. Только в положениях 2 и 3. D. В положениях 1, 2 и 3. Положение 1 Положение 2 Положение 3

TIMSS 2003, 2007, естествознание 8 класс На рисунке показаны четыре положения парашютиста. В каких из этих положений на парашютиста действует сила тяжести? А. Только в положении 2. В. Только в положениях 2 и 3. С. Только в положениях 1, 2 и 3. D. В положениях 1, 2, 3 и В самолете перед прыжком 2. В свободном полете перед раскрытием парашюта 3. В полете после раскрытия парашюта 4. На земле сразу после приземления

TIMSS 1995, 1999, 2003, 2007 естествознание 8 класс В каком из положений «на тело» действует сила тяжести? Во всех положениях 44,5%46,0%32,6%35,3% При падении (или движении тела вниз) 36,6%29,7%

Спутники Выявление причин обнаруженных проблем Анализ особенностей обучения Взаимодействие Сила – характеристика взаимодействия Определяет движение тела Брошенные тела Сила тяжести – характеристика притяжения тела к Земли Определяет воздействие тела на опору/подвес Плавание или воздухопла- вание Равновесие рычага Кирпич на нити или столе

Для инициирования новых исследований: «Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности

Проблема PIRLS-PISA: что делать? Искать не там, где светло… искать, где потеряно…

Институт управления образованием РАО Повышение эффективности мониторинговых исследований за счет дополнительных целевых исследований по отдельным проблемам 42 1.Проведение на выборке мониторинговых исследований дополнительных исследований (РАО, 2011, начальная школа; ВШЭ, 2011, профессиональная траектория; (Германия, 2003 г., «PISA-I-plus, включающего следующие основные направления: Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 9 классов (2003 год), проведение национального тестирования в дополнительный день, анкетирование родителей, анкетирование учителей, проведение тестирования той же совокупности учащихся через год в 2004 году.

Институт управления образованием РАО Повышение эффективности мониторинговых исследований за счет дополнительных целевых исследований по отдельным проблемам Проведение дополнительных исследований параллельно мониторинговым Германия: - Программа COACTIV – оценка математической компетентности учителей математики; - Программа PALMA – лонгитьюдная оценка математической компетентности учащихся лет по концепции PISA; - Оценка математической компетентности родителей, как родители помогают своим детям (участвовавшим в национальной выборке); - Программа IPN Video Study Видео-проекты по изучению учебного процесса в 9 классе на уроках естествознания и др.

Институт управления образованием РАО Проблемные области в мониторинговых исследованиях (на примере международных исследований) 44 Проблемные области (Tensions on dimensions) Политические потребности (Political needs) Научные интересы (Scientific interest) Недорогое (inexpensive) навороченное (high-end) Программа, стандарты (Curriculum) Грамотность (Literacy) Настоящее (Present) Будущее (Future) Регулярность/стабильность (stability) Инновации (Innovation) Условия (Conditions) Контекст (Context)

Институт управления образованием РАО РИСКИ для России (взгляд эксперта) 45 Консервация системы образования Немотивированность «игроков»

Институт управления образованием РАО 46 Спасибо за внимание! Вопросы, комментарии Галина Сергеевна Ковалева Институт содержания и методов обучения, РАО Тел./факс: 8(499) сайт: centeroko.ru